Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концептуальные основы разработки модели формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам.






В Уставе Всемирной организации здравоохранения записаны важнейшие постулаты, рекомендуемые все странам:

· здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

· обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения;

· правительства стран несут ответственность за здоровье своих народов и эта ответственность требует принятия определенных социальных и медико-санитарных мероприятий.

Здоровье человека отражает одну из наиболее приоритетных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом человека на физическое, духовное, социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.

В данной работе мы исходили также из положения о том, что здоровье - это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его социальные функции.

Проведенный анализ сущности здоровья как понятия в историческом, возрастном, индивидуальном аспектах, позволяет утверждать, что здоровье - основа жизнедеятельности человека - представляет собой сложное состояние, включающее в себя соматические (физиологические), психические, социальные, нравственные и педагогические компоненты.

Настоящий концептуальный подход строится на понимании того, что на соматическом, психическом и социальном уровне обеспечение жизнедеятельности происходит посредством двух основополагающих механизмов – формирования, укрепления и сохранения здоровья и повышения его резервов. Основу нравственного аспекта здоровья человека составляет его отношение к своему здоровью и здоровью других людей. Определяющее значение в структуре обеспечения здоровья имеет педагогический компонент, сущность которого состоит в формировании у человека с самого раннего возраста индивидуального способа здорового образа жизни.

Принцип сохранения и укрепления здоровья, связанный с педагогическим воздействием, является интегративным: его соблюдение обеспечивает человеку совершенствование механизмов сохранения и повышения адаптационных резервов своего организма путем целенаправленного оздоровления собственного образа жизни.

Определяя основные концептуальные подходы к проектированию создания здоровьесберегающей, здоровьеформирующей среды образовательных учреждений, мы ориентируемся на определении понятия здоровья, представленном в Уставе Всемирной организации здравоохранения – «здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней».

При определении путей и средств влияния здоровьесберегающей, здоровьеформирующей среды образовательных учреждений на формирование, укрепление и сохранение здоровья школьников разработчики модели исходили из компонентов физического, психического, социального здоровья человека.

Особая значимость в рамках модели придается реализации программ профилактики социально обусловленных заболеваний (наркомании, заболевания, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, гепатит). Необходимость использования образовательных учреждений в качестве базы для реализации программ профилактики ВИЧ/СПИД, ИПП утверждается в документах ООН и ВОЗ, регламентируется целым рядом нормативных документов, о которых речь шла выше.

Названные программы, имея наибольшую эффективность при интеграции в предметы школьного учебного плана как «биология», «педагогика здоровья», «обществознание», могут также реализовываться во внеурочной деятельности и системе дополнительного образования детей, базируясь на формировании жизненных навыков, необходимых для самозащиты от социальных рисков, разрешения проблем во взаимоотношениях, поиске поддержки.

Отличительной чертой названных программ являются:

- нацеленность на достижение конкретных целей, актуальных для обучающихся;

- использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (обсуждения в группе, ролевые игры, моделирование ситуаций, мозговой штурм) для активного участия обучающихся в процессе выработки поведенческих стратегий, персонификации поведенческих рисков;

- совместная с обучающимися деятельность по определению источников возможного негативного влияния и выработке стратегии реагирования на него;

- направленность на формирование ценностей здоровьесохранительного поведения и развитие групповых норм противостояния негативному влиянию, соответствующих возрасту и индивидуальному опыту обучающихся и др.

- совместный анализ результатов проделанной работы, планирование дальнейших действий.

Критериями и показателями эффективности представляемой модели формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам выступают:

· учет особенностей возраста (реализация возрастного подхода);

· целенаправленность и лонгитюдность использования методов;

· представленность технологий обучения жизненным навыкам (в том числе помощи интерактивных методов: моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, мозговые штурмы);

· представленность технологий обучения навыкам противостояния негативному давлению (коммуникабельность, самоуважение) в соответствии с индивидуальным уровнем развития обучающихся;

· направленность на взаимное положительное влияние обучающихся друг на друга;

· представленность технологий формирования социально одобряемых норм поведения;

· ориентация на приобретение знаний, умений и навыков;

· проведение оценки эффективности деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Целью данного направления работ, выполняемых в рамках проекта, выступает разработка и апробация модели формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам и обоснование условий ее продуктивной реализации в образовательной практике.

В качестве объекта исследования при обосновании такой модели выступает учебно-воспитательная среда образовательного учреждения.

Теоретико-методологическую основу модели составляют принципыисторизма, системности, целостности, детерминизма.

Важную роль в формировании концепции выполнения работ сыграли исследования по теории личности и деятельности (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, М.Я. Басов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.А. Ядов и др.), современные педагогические теории (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занков, В.А. Кан-Калик, В.А. Сластенин и др.), работы по компетентностному подходу (О.С. Анисимов, А.А. Бодалёв, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, И.А. Зимняя и др.), научные работы по теории личности и профессиональной деятельности отечественных (Л.С. Выготский, Ф.Н. Гоноболин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, Н.Д. Левитов, А.К. Маркова, К.К. Платонов и др.) и зарубежных ученых (У.Джеймс, С.П. Крягжде, Е. Мак-Кларк, Р. Мейли, Дж. Райнс, Р.Дж. Стернберг и др.).

Большее значение в решении поставленных задач имеет личностно-ориентированный подход, основанный на знаниях возрастных и индивидуальных особенностей развивающейся личности, ее уникальности и неповторимости, наиболее способствующий формированию Я-концепции ребенка и определяющий перспективы развития его личности, стратегии будущей взрослой жизни (Д. Грэхэм, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Х. Кемп, Р. Кэмпбелл, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, К. Роджерс, Н.Ю. Синягина, Б.Спок, И.С. Якиманская и др.).

Разработчики модели рассматривают формирующуюся личность, прежде всего, как активного субъекта деятельности, включенного, кроме того, в сложную систему полисубъектных «субъект-субъектных» и «субъект-объектных» отношений.

Личность развивается и воспитывается в деятельности, в условиях социализации индивида и целенаправленного воспитания.

Личностное развитие и воспитание определяются природными задатками, социальной средой, условиями обучения, сотрудничеством с родителями, учителями, с другими людьми, а также собственной активной учебно-познавательной деятельностью ученика. Это позволяет рассматривать перечисленные характеристики в качестве ведущих условий развития и воспитания. Под личностным развитием и воспитанностьюпонимаются позитивные изменения личности, развернутые во времени, охватывающем период дошкольного детства, школьного возраста, студенчества, выраженные в количественных и качественных, структурных преобразованиях в интеллектуально-познавательной, эмоциональной, мотивационно-потребностной сферах и системе социальных отношений, которые можно зафиксировать при помощи специального инструментария.

Проблема развития и воспитания здорового поколения носит ярко выраженный междисциплинарный характер. Вместе с тем сегодняшняя образовательная практика в основном опирается чаще всего на одномерные, монофакторные модели.

Одна из актуальных проблем современного общества – воспитание личности, готовой жить в меняющихся социальных и экономических условиях. Известно, что наибольшая сензитивность к развитию проявляется в детстве. Здесь закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим миром, закладываются базовые ценности, в том числе и здоровье (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Д. Грэхэм, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Х. Кемп, Р. Кэмпбелл, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Ж. Пиаже, К. Роджерс, Л.С. Славина, Б. Спок, Д.Б. Эльконин и др.).

Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания общества.

Ряд философов (Дж.Локк, А.Смит, К.Гельвеций, М.В.Ломоносов, К.Маркс), психологов (Л.С.Выготский, В.М.Бехтерев), ученых-медиков (Н.М.Амосов, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицын, М.М.Буянов, И.И.Брехман, Б.Н.Чумаков), педагогов (Л.Г.Татарникова, В.В.Колбанов, В.К.Зайцев, С.В.Попов) пытались решать проблему здоровья, формирования здорового образа жизни человека, начиная с раннего возраста. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продлении долголетия и повышении жизненного потенциала.

В контексте задач проекта основной акцент ставится на психолого-акмеологическом анализе здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса, определении его возможностей в развитии здорового ребенка и выявлении закономерностей влияния этого процесса на развитие школьника, что позволяет проанализировать исследуемый предмет с точек зрения философии, психологии развития, педагогики, школоведения, медицины, физиологии и выделить в плане научного исследования три направления – психологическое, физиолого-валеологическое и педагогическое.

Принципы, составляющие методологическую основу модели:

· научности, предполагающий реализацию в образовательных учреждениях научно обоснованные и проверенные здоровьесберегающие технологии;

· природосообразности, исходящий из учета возрастных и индивидуальных особенностей нормально развивающегося ребенка;

· сознательности и активности, предполагающий формирование у ребенка ценности здоровья с малых лет, сознательное личное его включение в программы сохранения и укрепления собственного здоровья;

· приоритета личностного развития, заключающийся в рассмотрении процесса личностного развития ребенка как ведущего звена в здоровьесберегающем учебно-воспитательном процессе школы. При таком подходе обучение выступает лишь как средство развития личности, а не как самостоятельная цель;

· связи теории с практикой, заключающийся в практикоориентированном подходе и индивидуальной направленности разрабатываемой концепции;

· субъектности здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса, предполагающий свободу выбора ребенком сфер приложения сил в процессе организации школьной жизни, всей своей жизнедеятельности с учетом собственных интересов и состояния физического и психического его развития;

· здоровье-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающий единство формирования здоровой и интеллектуально развитой личности.

Основанный на выделенных принципах здоровьесберегающий учебно-воспитательный педагогический процесс имеет дело с ребенком как целостной личностью, принимает его таким, каков он есть и помогает ему состояться как здоровому, активному, свободному, интеллектуально развитому, образованному человеку.

В качестве основных характеристик предлагаемой здоровьесберегающей технологии можно определить:

· ориентированность на здоровый образ жизни, здоровье как основную жизненную ценность человека, составляющую общую культуру личности;

· вариативность и гибкость разработанных технологий, методик (для возможной коppектировки);

· открытость для инноваций и pазвиваемость предложенных технологий;

· возможность педагога максимально использовать свой личностный потенциал в развивающей деятельности, умение выйти из круга педагогических стереотипов на новую систему оценки результатов свой деятельности и самосовершенствование в профессиональной деятельности;

· использование индивидуального подхода к личности;

· сочетание индивидуального подхода с групповой гармонией;

· ориентация на осуществление права на выбор;

· сочетание требований педагога и желаний ребенка.

Среди основных критериев технологичности здоровьесберегающих технологий в разработанной концепции мы выдвигаем: адекватность - способность к эффективному ответу на средовые воздействия и адаптивность – тенденция эффективного существования и развития в изменяющихся условиях среды, определяющаяся соответствием целей и результатов развивающейся системы.

Центральное положение модели: здоровье есть критерий образования. Суть модели: педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у субъектов позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимого условия жизнеспособности, что реализуется в формировании у субъектов педагогического процесса:

· способности к позитивному саморазвитию в различных жизненных обстоятельствах, уверенности в себе, развитию чувства компетентности и собственной ценности;

· мотивации укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья; приобретения знаний о своем здоровье; овладения способами, охраняющими и умножающими здоровье; умения применять формы накопления здоровья к особенностям своего организма;

· культуры здоровья, направленной на ответственное отношение как к своему, так и здоровью окружающих, на стремление сохранить и приумножить свой природный потенциал, гармонизацию личности, готовность поддержать свое душевное равновесие и окружающих, способность воспринимать и создавать прекрасное.

Воспитательная ценность модели состоит в том, что при ее реализации как в рамках учебного времени, так и во внеурочное и досуговое, в том числе каникулярное время, создаются условия для укрепления, сохранения и восстановления их здоровья, с учетом их запросов, потребностей, организации возможностей самореализации, продуктивного общения и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, культуру, игру и другие сферы.

Критерии работы с детьми и подростками в рамках реализации предлагаемой модели:

· массовость и добровольность участия детей в предлагаемых видах и формах здоровьеукрепления;

· дифференцированность подходов к определению интересов детей и подростков с учетом уровня их потребностей и ценностно-нравственной сферы;

· выборность сфер деятельности и общения в пространстве свободного времени.

 

Формирование, укрепление и сохранение здоровья обучающихся, будучи педагогическим процессом, должно способствовать ориентации молодого поколения на ценности здорового образа жизни. В связи с этим актуальным становится преодоление ограниченности подхода, связанного преимущественно с развитием двигательных способностей детей и подростков. В процессе формирования здоровьеформирующего образования при очевидном превалировании телесного компонента по сути приоритетным должно оставаться духовное совершенствование человека.

З доровьесберегающая, здоровьеформирующая среда образовательного учреждения определяется как совокупности управленческих, организационных, обучающих условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья и адаптации школьников на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств и методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов «риска», реализации комплекса межведомственных оздоровительных мероприятий.

К факторам, влияющим на формирование, укрепление и сохранение здоровья участников образовательного процесса относятся: социальные, психолого-физиологические, организационно-педагогические, управленческие.

Отношение к собственному здоровью как важнейшему фактору реализации жизненных смыслов и целей – является одной из ведущих личностных функций человека. Выдвижение проблемы обеспечения формирования культуры здоровья в число приоритетных задач общественного и государственного развития обусловливает актуальность теоретической и практической ее разработки, необходимость развертывания научных исследований, выработку методических и организационных подходов к сохранению и укреплению здоровья.

Здоровьеформирующее образование – это педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у субъектов позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимого условия жизнеспособности.

В образовательной практике – это может проявляться в формировании у субъектов педагогического процесса:

· способности к позитивному саморазвитию в различных жизненных обстоятельствах, уверенности в себе, развитию чувства компетентности и собственной ценности;

· мотивации укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья; приобретения знаний о своем здоровье; овладения способами, охраняющими и умножающими здоровье; умения применять формы накопления здоровья к особенностям своего организма;

· культуры здоровья, направленной на ответственное отношение как к своему, так и здоровью окружающих, на стремление сохранить и приумножить свой природный потенциал, гармонизацию личности, готовность поддержать свое душевное равновесие и окружающих, способность воспринимать и создавать прекрасное.

К основным принципам здоровьеформирующего образования относится:

1. Системность. Здоровье является целостным многомерным понятием. На состояние здоровья оказывают влияние биологические, психологические и социальные факторы. Формирование концепций здоровья должно быть на основе взаимообусловленного сочетания медико-биологического знания и ориентации человека как субъекта деятельности.

2. Превентивность. Задача педагогической науки – создать превентивную педагогику, которая смогла бы предупреждать возможности педагогических отклонений и находить средства их устранения. Сущность принципа превентивности состоит в изучении причин, факторов, закономерностей отклоняющегося поведения детей и молодежи; применении методов его предупреждения и коррекции; формировании установок здорового образа жизни.

3. Сферность (междисциплинарность). Понятие «здоровье» сферно, междисциплинарно. Оно стало активно рассматриваться в исследованиях по самым разным научным направлениям. Это стало возможным и благодаря тому, что термин оказался «своим» и для житейского, и для научного знания, как академической, так и прикладной форме. Сущность принципа сферности (междисциплинарности) состоит в том, что здоровье рассматривается как сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компонента и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия.

4. Поэтапное формирование здорового образа жизни:

1. усвоение знаний о здоровом образе жизни, профилактике заболеваний. На основании знания окружающей реальности у субъекта формируются определенные позиции (тревога; ужас; волнение; сомнение; интерес; воодушевление; радость; уверенность; наслаждение; покой и другие), которые представляют собой эмоциональные предрасположения к формированию мотивации здорового образа жизни.

2. формирование мотивации здорового образа жизни: мотивационная установка; желание; убеждение; привычка; интерес; направленность личности.

3. самоопределение личности, то есть осознанный выбор здорового образа жизни; осознание себя субъектом данной деятельности. Критерием осознанного выбора здорового образа жизни является ориентация личности на развитие знаний, умений, навыков по укреплению собственного здоровья, формированию культуры здоровья. Здоровый нищий счастливее больного короля (А.Шопенгауэр).

5. Социокультурная направленность личности. Показателями социокультурной направленности личности являются: конкретизация жизненных целей; самоидентификация; коммуникативные умения инавыки; отношение к культурным нормам; самосохранительное поведение, которое играет важную роль в формировании позитивного отношения индивида к здоровому образу жизни. Под принципом социокультурной направленности личности можно понимать процесс формирования системы мотивов, ориентирующих человека на созидательную деятельность, здоровый образ жизни, признание себя субъектом собственного развития. Еще Д. Лэббок писал, что здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства.

6. Здоровьесберегающая образовательная среда образовательного учреждения. К основным показателям здоровьесберегающей среды образовательного учреждения можно отнести:

1) гуманистическая направленность эмоциональ-поведенческого пространства;

2) учет индивидуально-возрастных особенностей обучаемых;

3) всемерное развитие творческой личности;

4) организация лечебно-профилактических и информационно-просветительских мероприятий;

5) содействие самореализации самоутверждению субъектов образовательного процесса;

6) соблюдение санитарно-гигиенических норм;

7) коррекция нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса;

8) оздоровительная система физического воспитания;

9) разработка и реализация дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.