Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Актуальность темы исследования Дымковская игрушка единственный вид народного искусства, который даёт уникальную возможность проследить его развитие на






Актуальность темы исследования Дымковская игрушка единственный вид народного искусства, который даёт уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий, развитие последовательное и не прерывное в смене многих поколений и династий мастеров. В современном мире многие промыслы еще живут в творческой практике мастеров, и поэтому следует поставить и решить вопрос не только о сохранении для будущих поколений древних технологий и образцов народного искусства, но и об использовании их как воспитательного так и эстетического значения.

Поэтому так возрастает роль культуры и искусства в жизни общества,

интерес к национальным традициям и достижениям народного творчества, художественным памятникам, изделиям традиционных промыслов, деятельность которых всегда имела и определенное эмоциональное благополучие детей. Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство всегда было одной из важнейших областей народного творчества.

Кроме того, в последние годы начали возрождаться те небольшие промыслы, которые еще недавно казались навсегда утраченными.

В свете сказанного, актуальным представляется обращение к конкретному виду народного промысла, изучение основ, природы и художественных принципов Дымковской игрушки. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Дымковская игрушка чрезвычайно разнообразна: барыни, кормилицы, всадники, гусары, фантастические птицы и животные, многофигурные сюжетные композиции. Упрощенно — лаконичной пластике дымковских игрушек соответствует характер ее декоративной росписи, поражающей своей красочностью, оригинальностью. Игрушка одна из самых древнейших форм творчества, является хранительницей изобразительных типов, художественных принципов и техник, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Степень научной разработанности темы. Игрушкой занимались многие отечественные специалисты. В начале XX века о ней писали Н.Д. Бартрам, А. Бенуа, А.И. Денышщ, A.B. Бакушинский, Н. Церетелли, B.C. Воронов, Л. А. Динцес. В послевоенное время, а затем в 1960-70 годы ее рассматривали и в контексте народной культуры и искусства (работы В.М. Василенко, А.Б. Салтыкова, Г.К. Вагнера, М.А. Некрасовой), и в связи с конкретными художественными промыслами народной игрушки (статьи Ю. Арбата, Н.М. Овсянникова, А.Н. Фрумкина, И.И. Борисовой, И.Я. Богуславской, В.А. Гуляева, И.А. Колобковой). Вопросом о развитии творческих способностей и ознакомления детей c декоративно-прикладным творчеством дошкольного возраста занимались многие педагоги и психологи (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Подьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Т.С.Комарова, А.А.Грибовская, Т.Н. Доронова, Н.Б. Халезова, Т.В.Черных, Т.Г.Казакова и.т.д.). За многие десятилетия, прошедшие с начала XX века было сделано очень много в изучении традиционной глиняной игрушки, однако остаются аспекты, которые еще требуют дополнительных исследований.Именно поэтому проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. И тем самым творческие способности далеко не новый предмет исследования. Таким образом, отмечаем, что исследований, посвященных данной проблеме достаточно, что вызвано необходимостью и актуальностью ее изучения в современных условиях.

Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

Все это свидетельствует, о том что, художественные промыслы являются непременной составляющей в жизни современного общества и использовать их в качестве средство развития творческих способностей дошкольников необходимо. Так, народная игрушка - это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера, но и игрушка, через которую ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Цель данного исследования - выявить степень эффективности Дымковской игрушки как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи

- проанализировать литературу по проблеме исследования;

- изучить историю возникновения дымковской игрушки и её специфику;

- доказать возможность развития творческих способностей посредством Дымковской народной игрушки;

- определить сформированность технических умений и навыков в процессе лепки и росписи у детей дошкольного возраста;

- определить эффективность использования Дымковской народной игрушки на занятиях росписью и лепкой;

 

- разработать программу«Дымковские мастера» для детей дошкольного возраста.

Объект исследования. Дымковская игрушка в пространстве дошкольного обучения и воспитания.

Предмет исследования. Место Дымковской игрушки в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.