Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Охарактеризуйте особенности французского классицизма 17 века на примере работ П. Корнеля, Ж. Рассина и Мольера.






Классицизм – художественная направленность в искусстве и литре 17-го века – начала 18-го, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение правил и норм. На Западе классицизм формировался в борьбе против высшего барокко.

Классицизм достиг расцвета во Франции в 17-м столетии: в драматургии (Корнель, Расин, Мольер), в поэзии (Лафонтен), в живописи (Пуссен). Классицизм характеризуется применением сословного принципа к разл жанрам.

Поэтика классицизма разделила все жанры на «высокие» (трагедия, ода, эпопея) и «низкие» (комедия, басня, сатира и др.), причем разграничивала их по сословному признаку: в высоком жанре трагедии могли выступать только короли, принцы, придворные, полководцы; в низком жанре комедии выступали только горожане, простые люди. Герои трагедии имели привилегию трогать зрителей своими страданиями, герои комедии могли их только смешить. Сословное разграничение жанров находило выражение также в различии языка и слога. Так, трагедия писалась непременно высоким, поэтическим слогом, совершенно лишенным простых бытовых слов или понятий.

Классицисткая трагедия писалась стихами, притом всегда одинаковым, торжественным размером, именуемым александрийским стихом. Его попарно рифмованные двенадцатисложные стихи, правильно расчлененные цензурою на полустишия, отличались своеобразной мелодичностью. Французская трагедия 17-го века – это трагедия героического действия. Она не допускает фантастического, лирического, чудесного.

XVII век во Франции был периодом расцвета абсолютной монархии и установления официального, общегосударственного стиля в искусстве и литературе — классицизма.

Главной задачей классицизма было возвеличение французского государства и подчинение интересов отдельного человека интересам государства. Любовь, дружба, родственные связи — все приносилось в жертву во имя патриотического долга. В основе классицизма лежал принцип героической гражданственности..

Французские классицисты черпали свои темы из древней истории и мифологии и там же находили своих героев. Они наделяли этих героев возвышенными страстями и высокими гражданскими доблестями. У древних взяли классицисты и правила трех единств (времени, места и действия). (т.е. протяжённость изображаемых событий укладывается в один день, и они привязаны к одному месту).

Жан Батис Расин (1639-1699) — крупнейший поэт французского классицизма, который обращает свое внимание на внутренний мир человека и создает трагедии психологические, изображающие борьбу человеческих страстей.

Это объясняется тем, что французы, пережившие бедствия Фронды, смутной поры войн и восстаний против абсолютизма, уже не хотят больше жертв во имя государства, гражданские доблести их интересуют меньше, чем драмы любви.

Расин родился в Ферте-Милон, небольшом городке в 70 километрах от Парижа. Потеряв родителей в раннем возрасте, Расин был взят на воспитание в монастырь Пор-Рояль, где приобрел отличные познания в древних языках. Позже он перешел в парижский коллеж для изучения философии. В Париже Расин знакомится с Лафонтеном, Буало и Мольером, попадает в актерский мир и увлекается театром.

Его первая блистательная трагедия — «Андромаха» — была поставлена на сцене в 1667 г. и принесла Расину славу первого трагического поэта Франции. Ее успех был равен успеху «Сида» (Пьер Корнель). Трагедия отличалась глубиной и тонкостью психологических характеристик и высоким поэтическим мастерством. Тема трагедии была взята из греческой мифологии. Расина привлек образ Андромахи, жены троянского героя Гектора. В душе Андромахи происходит жестокая борьба между ее материнским чувством и верностью памяти убитого мужа. Ради спасения сына Андромаха дает согласие на брак с Пирром, сыном убийцы Гектора, но тут же решает покончить с собою.

Расин с такой силой и правдивостью изобразил страдания этой женщины и показал ее высокую душу, что вызывал у зрителей слезы. Образ Андромахи открыл целую галерею прекрасных женских образов: мягких, нежных, преданных долгу (Береника, Аталида, Монима, Ифигения), которым противостоят сильные, властные, часто жестокие женские натуры (Гермиона, Роксана, Федра, Агриппина).

Среди других трагедий Расина, написанных до знаменитой " Федры", обратите внимание на трагедию " Британик" и прежде всего на образ Нерона - " чудовища в зачатке", " рождающегося чудовища", как определяет его характер сам драматург в предисловии.

Это обстоятельство вносит определенные нюансы в категорию времени в этой трагедии, да и в самый характер персонажа. Кроме того, хотя эта пьеса, как и другие расиновские сочинения, принадлежит в целом к жанру любовно-психологической трагедии, в ней очень важное место занимает и нравственно-политическая проблематика, что заставляет некоторых ученых полагать даже, что " Британик" - политическая трагедия. Полезно сопоставить мир политических коллизий в трагедиях Корнеля и Расина: это позволит острее ощутить, насколько для Расина политика - более арена столкновения эгоистических страстей, чем сфера испытания доблести.

Особого внимания заслуживает, несомненно, трагедия " Федра", которую единодушно считают наиболее совершенным созданием Расина. Чтобы увидеть, каковы изменения, внесенные Расином, а главное, какова их художественная функция, необходимо вспомнить те античные трагедии, которые были написаны на тот же мифологический сюжет и которые стали прямым источником этого произведения. Нужно сказать, что популярность " Федры" у читателей, зрителей и специалистов-филологов не устраняет, а множит споры вокруг нее. Так, в зарубежной науке интерпретации образа главной героини колеблются от признания ее безусловной " язычницей" (по характеру нравственного мира героини, разумеется, ибо в буквальном " биографическом" смысле Федра - героиня языческого античного мифа), как у известного французского писателя М. Бютора, до убеждения, что это не только " христианка", но и выразительница определенного религиозного мироощущения - янсенизма, с которым, как известно, был связан сам Расин. Сведения справочного характера - о возникновении этого течения в религии, о монастыре Пор-Руаяль, вокруг которого собирались сторонники янсенизма и т.п. - можно получить из учебной литературы.

Необходимо иметь представление об особенностях янсенистского видения мира, человека, морали, знать о неровных отношениях Расина с Пор-Руаялем, а также о сильном воздействии на него янсенистских концепций, чтобы разобраться в столь противоречивых оценках. В научной литературе преобладают явно несообразные истолкования нравственной сущности героини трагедии. Так, С. Артамонов приписывает Федре " цепь преступлений".

В последние годы жизни Расин отходит от любовных тем и создает большую политическую трагедию «Гофолия» (1691). В этой трагедии он показывает столкновение между монархией, церковью и народом. И хотя трагедия была написана на материале древней религиозной борьбы в Иудее, она живо напоминала современникам Расина о религиозной войне во Франции, о недавних преследованиях протестантов. Трагедия оправдывала право народа на сопротивление деспотическому режиму и поэтому не могла рассчитывать на официальный успех. Впрочем, она и не попала на большую сцену. Сыгранная при дворе для избранной публики, она была встречена королем холодно, церковью — резко враждебно. И Расин, талант которого достиг в ту пору высшего расцвета, после «Гофолии» замолк. Он больше не писал для сцены. Говорили, что король окончательно разгневался на Расина за то, что тот составил «Записку о народной нищете», в которой ярко описал страдания французского народа.

Драматург скончался 21 апреля в 1699 года. Похоронен на парижском кладбище возле церкви Сент-Этьен-дю-Монт.

Мольер.(1622-1673) Фр.комедиограф Жан Батист Мольер считается создателем нац.фр.комедии, всем своим тв-вом опроверг взгляд на комедию, как на низкий жанр.Его комедия умна, философична и вызывает смех не ради смеха, а во имя решения проблем огр.важности-нравств., соц., полит.Настоящая его фамилия –Поклен.Жизн.путь очень интересен.Он родился в семье придворного торговца мебелью.У него была своя мастерская по мебели.Покупатели-знатные люди.Отец драматурга получил почетное звание «камердинер его величества короля Фр».Мольер получил образов-е в самом престижном уч.заведении.С ним учился принц.Любовь к театру привил его дедушка, он страстный театрал, водил внука на спектакли.Отца Мольера привели в ярость решение сына стать актером., отказ от перспективы стать адвокатом.Мольер избрал актерское поприще.Профессия актера в те годы считалась низкой и презренной.Актеры были прокляты церковью, их хоронили за оградой кладбища, как самоубийц.Весь свой капитал, получ. После смерти матери он отдал на театр.расходы.Вскоре он возглавил свою собств.театр.труппу «Блистательный театр».Труппа сущ-ла 2года.Причина-несоответствие репертуара подлинному амплуа Мольера.Театр его ставил трагедии(было модно), а Мольер и его актеры были комич.актерами.Мольер оставляет Париж и стан-ся бродячим комедианом.В теч.13 лет он странствует по провинциям.Эти годы и суровое испытание, но и обогатили его жизнен. и професс.опытом.Он убедился в несправедливости законов, познакомился с разн.людьми.Отточил до соверш-ва свое мастерство комич.актера. «Рождается» Мольер-драматург.Он начал писать, хотел пополнить бедный репертуар своего театра.В начале лит.д-ти он не помышлял об оригинальности.Он переделывал на фр.манер итал.фарсы и комедии.Увлекся, проявляет творч.самост-ть.Слава о его труппе доходит до Люд.14.Он приезжает в Париж и представляет королю две пьесы: трагедию Корнеля и фарс свой «Влюбленный доктор».Фарс восхитил короля.Ему удалось покорить столичную пулику в лице монарха.Его театр получил хорош.помещение.Но покровительство монарха не смогло огородить Мольера от нападок(критики, враги).Его комедии были злободневны.Он умер внезапно во время спектакля.Похороны были ночью.за оградой кладбища(ненависть архиепископа из-за «Тартюфа»). Эстетич.воззрения. 1-Мольер худ-к опирался на нар.тв-во позднего Средневековья.Свою школу драмат.мастерства он проходит на почве нар.итал.фарса.Сущ.роль сыграла итал.нар.комедия.2-он утверждал, что комедия играет больш.воспит.роль, 3-по Мольеру перед комедией стоят две осн.задачи-поучать и развлекать.Если комедия лишь поучительная-то станет скучной, если только развлекательная-то это пустое зубоскальство.4-комедия должна поднимать проблемы злободневные, актуальные.Считал, что античн.сюжеты устарели.Тяготение его к сценич.правде.5-Актер должен играть не самого себя, а ч-ка противоположного по взглядам на жизнь.Здесь проявл-ся талант актера. За 14 лет жизни в Париже Мольер создал около 30 пьес.Мольер обратился к новому жанру-комедия-балет, где соединил элементы драматургии, музыки, танца(«Блистательные любовники», «Сицилиец» и др.).Эти новаторские пьесы поспособствовали формир-ю и развитию во Фр. Таких новых музык.жанров, как опера и комич.опера.Условно комедии Мольера делят на: 1-комедии положений, 2-комедии хар-ров.Комедии положений несколько примитивны.Движение сюжета обусловлено смешными нелепыми ситуациями, фабульными хитросплетениями.Хар-н динамич.сюжет, к-рый полон таких моментов: колотушки, затрещивания, переодевание, беготня и т.д. Уже во многих комедиях этой группы проскальзывают серьезные темы и проблемы («Смешные жеманницы»-высмеивает аристокр.претензии девушек из бурж.семьи; «Шалый»-образ слуги, олицетвор.нар.ум, энергию, жизнерадостность).Комедии положений хар-ны для 1 периода тв-ва.Постепенно он вводит в комедии более тонкие психол.переживания, отказ от карикатурности изображения.Сочетает комич.ситуации с серьезн.содержанием.Комедии хар-ров.Теперь д-вие обусловлено сложностью хар-ров.Заслуга М -он создал новый тип комедии-высокую комедию(«Тартюф», «Скупой», «Мещ.во двор-ве»).Комедии М сохранили некотор.хар-ные особ-ти кл-ма: пять д-вий, в центре комедии одна гл.идея.Чаще всего показывает в герое только одно качество и всячески укрупняет его.Именно поэтому хар-ры героев несколько статичны.Автор не показывает их развитие.

 

Мольер «Скупой»-тема роковой власти денег-господств.тема.Сюжет «Скупого» восходит к комедии Плавта «Кубышка», в основе к-рой лежит фолькл.мотив о вреде богатства, неожиданно свалившегося на ч-ка.Впервые «Скупой»поставлен в 1668г., обрела успех.Порок скупости давно уже привлекает к себе вним-е людей.Комедия явл-ся типичной «комедией хар-ров».Сценич.оформление осн.идеи пьесы несет в себе черты условности.Условен сюжет, сложный, запутанный, с рядом необычных столкновений, ошибок, узнаваний, хар-ных для «комедии ошибок»; условны и герои пьесы-добронравные молод.люди, сметливые и преданные слуги.Идея скупости, воплощен.в образе Гарпагона, становится идеей конкретной, зримой.Мольер изобр-т не хар-р ч-ка во всей его широте и многообразии черт, а лишь одну главенств.черту, подчиняя ей все сценич.д-вие.От первых слов на сцене до последних-все направлено на раскрытие и осмеяние скупости.Его скупой смешон и жалок.Он отвратителен, но не страшен.Гарпагон –прежде всего комедийный персонаж.Мольер показал смешную сторону порока, он заставил смеяться над пороком.Гл.отрицат.персонажем пьесы-Гарпагон, воплощение идеи скупости.Его окружают хорошие, добрые, честные люди.Среди них юноша Валер, умный и рассудительный, спасший однажды дочь Г и потом влюбившийся в нее, добровольно принявший ради любви к девушке неприглядную роль льстеца.Дочь Г Элиза-милое, кроткое сущ-во, способное и настойчиво защищать свое право на любовь.Сын старика Клеант-добропорядочный молодой ч-к, чуждый взглядам и жизнен.принципам отца.Слуга Клеанта-честный, бескорыстный и вместе с тем находчивый, ловкий, недаром его зовут Ляфлеш(«Стрела»).Он крадет у старика шкатулку с золотом, для того, чтобы передать ее Клеанту и помочь жениться на Марианне, бедной девушке, столь же благородной и рассудительной, как и Валер, оказавшийся по счастливому стечению обстоят-в ее братом.Симпатичен в пьесе образ дядюшки Жака, повара и кучера одновременно, к-рый с трогательн.добродушием сносит побои хозяина и с неподкупной честностью блюдет его интаресы.Даже лукавая Фрозина, сваха и устроительница люб.дел, неутомимая искательница подачек, оказыв-ся пригляднее скряги.Все лица группируются вокруг Г.Он в центре д-вия.Г скуп беспредельно, фантастически.Г только скуп.На протяж. пяти актов, даже, когда суд.комиссар составляет протокол о хищении золота, скряга тянется ко 2-ой свечке, чтобы потушить ее.Скупость Г проявл-ся в столь разнообр.формах, ее лик столь живописен, столь полон красок, она поглощает вним-е зрителя.Г подозрителен.Он никому не верит, таится от всех, прячет свои богатства, и сам же выбалтываент секреты.В каждом ч-ке Г видит возможного вора.Г знает, что он скуп, но эту истину прячет от самого себя, даже ему ведомо, что скупость порочна и постыдна.Мольер создает изумительную по яркости сцену разговора м\д Г, Элизой и Валером.Молод.люди любят друг друга, уже тайно обручились.Старик не знает, и собирается отдать дочь за богатого старика Ансельма.Дочь противится и Г обращ-ся за помощью к Валеру.Девушку берут замуж без приданого-вот гл.аргумент отца! Валер пытается в нем как-то пробудить чувство человеколюбия.Но напрасно.При всей глуповатости своей Г лицемерен.Он заним-ся ростовщичеством тайно, ссужает деньги под огромн.проценты, выискивая жертвы.Одной из таких жертв мог оказаться его сын Клеант, если бы они случайно не узнали бы друг друга при заключении сделки.Он знает, что его займы разорительны, что несут несчастье людям.Но он говорит, что делает это во имя человеколюбия.Мольер ввел в сюжет пьесы мотив любовного соперничества отца с сыном.Оба влюблены в одну девушку.Это выглядит несколько искусственно.Трудно представить влюб.скрягу, да еще на склоне лет.Он мечтает получить приданое за свою невестуСваха Фронзина сразу поняла замыслы Г.Сюжетной кульминацией пьесы явл-ся монолог Г, обезумевшего после похищения шкатулки с золотом.Старик мечется, ищет виноватого.Пьеса кончается веселой развязкой-молод.люди вступают в желанный брак, и даже Г счастлив-ему возращены деньги.

 

Пьер Корнель. После нескольких комедий и довольно слабой трагедии «Медея», Корнель создает «Сид» (1636). Успех пьесы у публики и читателей был огромный. Однако – были нападки ряда драматургов, обвинявших Корнель в несоблюдении правил (на сцене была допущена «пощечина», перемена места действия и т.д.), безнравственности Единства в этой пьесе со всей точностью не наблюдается

Длительность действия не ограничена рамками одного дня. Оно длится день, ночь и следующее утро. События происходят не в одном зале, но в трех разных местах* это дворец короля, дом Химеры и улица. Однако если обратить внимание на заголовок пьесы в первых изданиях, то можно заметить, что «Сид» – не трагедия, а трагикомедия.

 

Трагикомедия искала сюжеты в литературе «романтической» и современной и не придерживалась строго правил «благопристойности». Идея пьесы соответствует духу времени и нац характеру французской драматургии. Что же касается «трех единства», то в трагикомедии правила истолковывались так, как это было нужно по сюжету.

Жан Расин. Сюжеты его трагедий также заимствованы из истории. Они выводят на сцену королей и принцесс. Трагическое действие развертывается со строгой последовательностью в пределах одного места и одного дня. Первоначально трагедия называлась «Федра и Ипполит». Под таким названием она и была в первый раз показана зрителям. Постановка имела большой успех.

Новая трагедия вызвала целую кампанию клеветы со стороны противников Расина. Они заявляли о безнравственности трагедии. На создание «Федры» Расина вдохновлял «Ипполит» Еврипида и «Федра» Сенеки. Однако Расин внес в историю Федры и Ипполита серьезную эстетическую проблематику и, отодвинув образ Ипполита на второй план, по-новому раскрыл характер Федры.

Он изображал жизнь, раздавленную сверхъестественными силами, жертву одновременно пассивную и сознающую всю бесполезность борьбы против жестокой воли богов, всю невозможность предотвратить свою гибель. Шедевры Корнеля и Расина входят в сокровищницу мировой культуры, являясь достоянием всего человечества, всех народов и всех веков.

Классицистическая трагедия, разумеется, не представляет собой окончательный, совершенный, раз и навсегда данный тип трагедии, образец для подражания последующих эпох. Сущность трагедии заключалась в истинности страстей, в правдивом изображении героической, терзаемой муками души, в создании образов, в которых можно найти переживания, свойственные всем людям, но данные в наивысшем проявлении. В трагедиях классицизма восхищает также эстетика, которая запрещает приемы, рассчитанные на легкий успех.

Мольер (Жан Батист Поклен) – создатель нац фр комедии. Его комедия прежде всего умна, более того, она философична. Театр Мольера, в сущности, великая школа, где драматург, поучает зрителя веселым шутливым языком, ставя перед ним политические, общественные, философские, нравственные проблемы. Не случайно некоторые свои комедии он так и называет – «Школа жен», «Школа мужей».

Комедия Мольера построена по тому же принципу, что и классицистическая трагедия. В начале пьесы обычно ставится какая-то нравственная, общественная или философская проблема, здесь же указывается на размежевание сил. Две точки зрения, два толкования, два мнения. Возникает борьба вокруг рго и соntrа, с тем, чтобы в конце пьесы дать решение, мнение самого автора.

Второй важной особенностью классицистического театра, как трагедии, так и комедии, является предельная концентрация сценических средств вокруг главной идеи, главной черты характера носителя этой основной авторской идеи (лицемерие – «Тартюф», скупость – «Скупой» и т. п.).

«Тартюф». Мольер создал образ Тартюфа, сконцентрировав в своем сценическом герое все отличительные черты лицемера, показал их крупным планом. Принципиальный смысл комедии «Тартюф» был настолько шубок, сила и широта обобщения были настолько значительны, что комедия Мольера превратилась в мощное выступление против феодально-католической реакции в целом. Мольер в новых исторических условиях отстаивал дело туманистое Ренессанса

Мольер создал несколько вариантов комедии. Первоначально Тартюф появлялся в монашеской сутане, как живое воплощение всех мерзостей церкви. Потом в угоду церковной цензуре он облачил своего Тартюфа в светские одежды, но имя лицемера-монаха стало уже нарицательным, его повадки остались те же, и под светской одеждой все узнали Тартюфа (во второй редакции Мольер изменил даже имя его на Панюльф, а название произведения – на «Обманщик»).

Драматург основательно обдумал все детали сценического воплощения лицемера. На сцене Тартюф появляется не сразу, а лишь в третьем акте. В течение двух актов зритель готовится к лицезрению негодяя. Зритель напряженно ждет этого момента, ибо только о Тартюфе идет речь на сцене, о нем спорят: одни клянут его, другие, наоборот, хвалят. Весь чел характер не вырисовывается в целом, ибо это не входит в задачи автора, зато наибольшей выпуклости достигает главенствующая черта.

Мольер помнит главный принцип своей эстетической программы: поучать развлекая. Он смешит зрителя, прибегает иногда к приемам обнаженной клоунады. Сущность проповедей Тартюфа предстает зрителю в комических признаниях простоватого Оргона, когда он с благочестивым восторгом рассказывает о своих чувствах, порождаемых проповедями Тартюфа, и ему невдомек, что чувства эти бесчеловечны по существу. Тартюф покорил Оргона своим мнимым благочестием, показным самоунижением – давним оружием монахов-лицемеров. Мольер помнил мудрое правило: уничтожать противников, поднимая их на смех. Тартюф на глазах зрителя перевоплощается.

«Мешанин во дворянстве». Автор обратился к актуальной в то время проблеме: обнищанию аристократов и проникновению их в среду зажиточных буржуа, стремящихся за большие деньги купить дворянский титул. Следуя своему принципу “исправлять людей, развлекая их”, Мольер постарался высмеять мещанина Журдена, одержимого идеей стать дворянином, то есть тем, кем тот не мог быть ни по происхождению, ни по воспитанию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.