Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дайте характеристику романтическому направлению в Американской литературе на примере работ В. Ирвинга, Д.Ф. Купера, Э.А. По и Г. Бичер-Стоу.






 

 

Эдгар Аллан По (1809-1849)

 Писатель, поэт, литературный критик и редактор

 Предтеча символизма и декадентства

 Основоположник современного детектива и жанра научной фантастики

 

Поэзия:

 4 сборника:

 «Тамерлан и другие стихотворения» (1827)

 «Ворон и другие стихотворения» (1845)

 Категория «высшей Красоты»

 Эмоционально-психологическое воздействие

 Принцип неопределённости, суггестии

 Музыкальность

 

Психологические рассказы:

 Безысходный ужас жизни, безраздельно господствующий над человеком мир как царство безумия, гибель и распад как предопределённый жестокой верховной силой удел человека – таково содержание «страшных рассказов» По.

 Главная тема – трагические последствия столкновения человеческого сознания, воспитанного в духе гуманистических идеалов, с новыми бесчеловечными тенденциями, возникающими в ходе прогресса буржуазной цивилизации.

 Угроза бездуховности

 Чувство страха: страх перед смертью, страх перед жизнью, страх перед одиночеством, страх перед людьми, страх перед безумием, страх перед знанием, страх перед страхом жизни и смерти.

 

«Падение Дома Ашеров»

 Иносказание распада личности, в которой интеллектуально-духовное начало получило однобокое, болезненное развитие в ущерб физическому. Дух, отторгнутый от тела, не способен выжить.

 В древнем, мрачном, полном какой-то особой гнетущей атмосферы замке живёт последний его владелец – Родерик Ашер; с болезненно-нервной, изощрённой восприимчивостью он сквозь шум грозы слышит, как пытается вырваться из гроба заживо похороненная им в фамильном склепе сестра, но не в силах пойти и помочь ей – у него маниакальная «боязнь» ужаса. Сестра появляется в окровавленном саване, ужас убивает её брата, они оба умирают, и замок Ашер падает, разрушенный грозой.

 Родерик – по сути основной и единственный герой По, по-разному повторённый в других рассказах: это – нервный, болезненно-восприимчивый созерцатель, любящий редкие книги, отшельник, боящийся жизни; он так же условен, как и излюбленная героиня По – загадочная, таинственно-мудрая, угасающая прекрасная женщина. Герои По – во власти рока, предопределившего их гибель; они безвольны, в них нет силы для протеста против жизни, ощущаемой как кошмар и зло. Каждый из них – жертва какой-нибудь навязчивой идеи, они не живые люди с реальными чувствами и страстями, а отвлечённые фигуры, почти схемы, которым только исключительное мастерство художника придаёт жизненность.

 

Раздвоенное сознание

 Рассказчик – воплощение нормы, герой – отклонение от неё. Часто – одно и то же лицо: самонаблюдение

 Проблема борьбы добра со злом, раздвоения психики, тяги человека ко злу поставлена в рассказе о двойнике «Вильям Вильсон», «Чёрный кот» и др.

 Сверхъестественное у По – это рассудочно избранный путь для достижения эффекта. Эффектами же определено условное изображение героев у По, которое соответствует условному реализму его диких и безлюдных пейзажей («Свидание», «Лигейя», «падение дома Ашеров и другие). Гофман, например, в отличие от По, не избирает нарочито неестественного антуража средневековья – у него самые невероятные события совершаются в обычной обывательски-брюгерской обстановке.

 Характерна также любовь По к показу мира через вещи, драгоценности и т. д. – черта, которую унаследовал Уайльд.

 

Влияние

 Оригинальность стиля По не нашла себе последователей в Америке.

 Творчество По нашло отражение в поэзии французского поэта Бодлера, который переводит По, знакомит с ним Европу, и отсюда начинается влияние По на литературу декаданса и символизма – на Малларме, Метерлинка, Уайльда, русских символистов.

 Бодлер, в творчестве которого принцип одновременности восприятия играет ведущую роль (неслучайно он очень любил творчество Эдгара По), писал: «соединённые Штаты были для По лишь громадной тюрьмой, по которой он лихорадочно метался как существо, рождённое дышать в мире с более чистым воздухом, - громадным варварским загоном, освещаемым газом». А. Дж. Б. шоу выразился так: «По не жил в Америке, он там умер».

 По, будучи в «страшных рассказах» и поэзии завершителем романтизма, оказал в области фантастики влияние на ряд западноевропейских писателей. От «Золотого жука» с поисками клада и криптограммами литература приходит к «Острову сокровищ» Стивенсона, от «Ганса Пфалля» - к путешествию на луну Жюля Верна, к географической декоративности ряда романов и пр.

 Много внимания По уделяли русские декаденты («Ворон», перевод Дмитрия Мережковского, в «северном вестнике», 1890; «Баллады и фантазии», «таинственные рассказы», перевод Константина Бальмонта, 1895; «Ворон», перевод Валерия Брюсова в «Вопросах жизни», 1905).

 Особенно популярен у декадентов был размер «Ворона» (Бальмонт, Брюсов).

В истории культуры эпоха рубежа веков (1790-1860-е годы) получила название эпоха романтизма. Американский романтизм возник в результате американской буржуазной революции 1776-1784 гг., как отклик на неё. Революция – что-то грубое, уничтожает прекрасное, а промышленный переворот обедняет жизнь. За прогресс нужно платить самую высокую цену

В основе романтизма лежит острый протест против буржуазной действительности. В то время как в Европе XIX века национальная литература закрепила за собой качества, складывающиеся в течение почти целого тысячелетия и ставшие их специфическими национальными чертами. Американская литература, как и нация, ещё не определилась. В стране исчез целый класс английской аристократии, но формировался новый – буржуазия, господствовали новые законы, вызревали новые разочарования. Мир казался взбаламученным, лишенным привычной стабильности. Так американский романтизм был признан, отразить новые закономерности общественной жизни, складывающиеся нормы новых социальных установлений. Характерной чертой эстетики романтизма является разрыв между идеалами и действительностью, романтики ищут свой идеал в области в области мечты, противопоставляют неприглядному буржуазному миру вымышленный мир, свою мечту. Романтизм в литературе и искусстве является способом реализации романтики как одного из свойств мышления человека. Сущностью романтики является мечта, идеальное представление об отношениях между внутренней реальностью личности и окружающей действительностью. В центре романтического мироотношения всегда стоит человеческая личность, способная с помощью мечты преодолеть любые внешние силы – природные и социальные.

Огромное значения для развития американской литературы и критического реализма имела деятельность романтика Вашингтона Ирвинга. Когда речь заходит о литературе американского романтизма его имя называют одним из первых. Он справедливо считается основоположником американской художественной прозы, отцом американской новеллы. Ирвинг – первый американский беллетрист, завоевавший европейскую известность. Это первый романтик, которого выдвинула американская литература. В ту пору она только начинала обретать свое национальное своеобразие. И именно поколению романтиков выпала честь завоевать американской литературой международное признание.

Вашингтон Ирвинг и Фенимор Купер были первыми американскими писателями, получившие известность в Европе и России, являясь носителями истории и культуры свой страны, хотя Ирвинг в большинстве новелл использовал европейский материал, в его обработке проявлялся склад мышления американца. Ирвинг нашел специфические для Америки художественные проблемы.

Условной датой рождения литературного направления романтизма следует считать 1808 год, когда вышел в свет альманах Ирвинга “Сальмагунди”, написанный в соавторстве с Поледингом.

Вашингтон Ирвинг (3.4.1783-28.11.1859) – оригинальный и талантливый романтик – стоит у истоков американской национальной литературы как новеллист-юморист, создатель героико-комической и сатирической хроники, очеркист, автор книг-путешествий, тонкий стилист, великолепный пейзажист [4, 18 ].

Уже в своей первой книге “Сальмагунди”, Ирвинг дает остроумную сатиру на политические нравы Америки. Здесь он явно следует примеру Монтескье “Персидские письма” и отправляет в Америку араба Мустафу, который в своих письмах к соотечественнику делиться своими впечатлениями о Новом Свете. Устами Мустафы Ирвинг называет американские выборы “кукольной комедией”, разоблачает демагогию американских политиков. В этом юмористическом произведении были замечены характерные черты романтизма – высмеивание власти золота, буржуазного делячества

Однако сатирические тенденции не стали ведущими в творчестве Ирвинга. Он противопоставляет тесными сторонами действительности: жизнь в тихих уголках Нью-Йорка, воспроизводит легенды, истории, услышанные в этих уголках. Таковы его знаменитые новеллы “Рип Ван Винкль” (Rip Van Vinkle), “Легенда сонной долины” (The legend of sleepy hollow), “Вдова и её сын” (The widow & her son), из “Книги эскизов” (The sketch book, 1819) Ещё одна интересная особенность произведений Ирвинга – это то, как он преподносит таинственное как нечто естественное (это явление мы можем наблюдать во всех выше описанных произведениях).

Вообще, для романтиков первостепенное значение имеет жанр путешествия, который открывает культурный и национальный облик Америки, утверждал идею поиска новых земель. Структура многих романтических новелл, повестей и рассказов Ирвинга основывается на приключениях, происходящих во время путешествий. Ирвинг поэтизировал первооткрывательство, упорство и отвагу пионеров. И в 1826 году, будучи членом американской дипломатической миссии Ирвинг был направлен в Испанию. Он поселился в Мадриде с огромной радостью, его влекло героическое прошлое стран, возможность поработать в испанских архивах.

Незабываемое впечатление оставила поездка в Гранаду и пребывание в старинной крепости – дворце Мавритании XIII-XIV веков. Альгамбре. “Любитель бродить по примечательным местам, он во время своих многочисленных путешествий в разные страны предпочитал прошлое настоящему и стремился воссоздать золотые дни прежней Альгамбры или вжиться в авантюрный образ торговца мехами” (Джон Джейкоб Астор (John Jackob Astor, 1829).

Ирвинг намерен был осмотреть Альгамбру за пять дней, а прожил в ней четыре месяца. Появляется “Альгамбра” (The Alhambra or the New Sketch Book, 1832), состоящая из тридцати одной новеллы, каждая из которых представляет собой зарисовку или новеллу. Именно это произведение положило начало американской новеллистике

Именно благодаря Ирвингу и Эдгару По жанр новеллы стал одним и наиболее разработанных жанров американской литературы.

Ирвинг выступил как певец молодой Америки, её необозримых просторов, он является представителем нативизма в романтической литературе США. Всем, кто знаком с творчеством Ирвинга памятны его превосходные пейзажи: побережье Гудзона, старинный Манхэттен (“Рип Ван Винкль”), картины жизни голландских поселений из “Истории Нью-Йорка” – это своего рода романтический протест против капиталистической Америки, Ирвинг противопоставляет капиталистической цивилизации жизнь индейцев и туземцев.

Закладывались основы потенциального фольклорного мифа, постепенно росла роль исторических, фольклорных и характерологических элементов. И главное достижение романтизма – пристальное внимание к духовной жизни человека.

Ярким примером тому могут служить новеллы о любви из сборника “Альгамбра”.

“Альгамбра” относится ко второму этапу творчества Вашингтона Ирвинга и наиболее полно выражает романтические устремления автора. Это знаменитое произведение переносит читателя в мир сказок и легенд о старой Испании. Ирвинг попросту переработал испанские и арабские предания, которые дали ему материал для очерков и рассказов

 

книга Вашингтона Ирвинга “Альгамбра” по всем признакам является романтическим произведением.

“Испанской книгой эскизов” назвал “Альгамбру” Прескотт, так как сюжетной основной новеллы послужили мотивы испанско-мавританского фольклора, тонким знатоком которого был Ирвинг, много лет проживший в Испании. Вместе с тем “Альгамбра” является ярким примером американской художественной мысли.

Ирвинг стоял у истоков нового романтического направления в литературе США и его творчество вобрало в себя самые яркие моменты национального романтизма Америки.

Итак, хотелось бы выделить следующие основополагающие черты романтизма Ирвинга:

• фольклорные мотивы европейских стран, искусно обработанные и получившие национальное своеобразие;

• протест против неприглядной буржуазной действительности путем идеализации европейской старины и культуры, где царствовали любовь, искусство, мужество, гармония;

• сочетание фантастического с реалистическим, переход от повседневного к волшебному, причем таинственное выступает как нечто естественное;

• нативизм – описание природы, обычаев, жизни родной страны (“История Нью-Йорка”, “Рип-Ван Винкль”);

• интерес к жанру путешествия-приключения во время переезда с места на место;

• большая роль исторических и характерологических элементов, тяга к право- и бытоописанию;

• сочетание мягкой иронии, юмора, пародии, гротескности и сатиры на современный быт Америки.

Таким образом, можно сделать вывод, что Ирвинг “подарил” Америке новеллу, отличающуюся живостью рассказа, занимательностью фабулы в сочетании с иронией, прелестью пейзажа. Писатель исходил из оптимистического взгляда на мир и человеческую природу. Ирвинг не ставил целью спасти мир. Ни один из его соотечественников не отличался столь полным отсутствием бунтарского духа, как Ирвинг. Он ещё в молодости порвал с буржуазией из-за того, что не мог смириться с тем, как много разгрома и вреда приносит революционное настроение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.