Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монополистическая конкуренция: понятие и распространение.






Монополистическая конкуренция занимает промежуточное положение между совершенной и несовершенной конкуренци­ей. Она сочетает в себе элементы совершенной конкуренции и монополии, которые рассматривались в предыдущих главах. Рынок монополистической конкуренции аналогичен рынку со­вершенной конкуренции в том смысле, что на нем функциони­рует много фирм и вступление на рынок новых фирм не ограни­чено. Но он отличается от данного рынка тем, что рыночный то­вар дифференцирован. Каждая фирма продает особый вид про­дукта, и она является его монопольным производителем. По­этому при анализе монополистической конкуренции, с одной стороны, учитываются особенности функционирования фир­мы — совершенного конкурента, а с другой — фирмы с моно­польной властью.

Монополистическая конкуренция — это такой тип рыноч­ной структуры, при котором относительно многочисленные мелкие производители выпускают неоднородную продукцию и имеют свободный вход и выход с рынка. Она относится к реальным рыночным структурам, которые получают развитие в легкой, пищевой промышленности, в сферах розничной торговли и общественного питания.

Рассмотрим основные черты, характеризующие монопо­листическую конкуренцию:

• наличие множества фирм, среди которых нет крупных или которые имели бы преимущества над мелким производством;

• сравнительно легкое вступление новых фирм в отрасль. Для того чтобы открыть ателье или ремонтнуюмастерскую, не нужно иметь значительного первоначального капитала. Эф­фект масштаба также не требует развития крупного производ­ства. Конкуренция между такими фирмами очень высокая, что во многом объясняется легкостью вступления новых фирм на рынок. Сравним для примера рынок телевизоров и рынок сти­ральных порошков. Первый является рынком монополии, вто­рой — монополистической конкуренции. Выход на рынок теле­визоров затруднен из-за большого эффекта масштаба производ­ства и крупных первоначальных капиталовложений, в то время как выпуск новых видов стиральных порошков не требует со­здания крупных предприятий. Если производители порошка будут получать большие экономические прибыли, это привле­чет новые фирмы в отрасль, они станут предлагать потребите­лям новые марки стиральных порошков, мало отличающиеся от уже известных (новая упаковка, другой цвет, специализация на стирке изделий из разных тканей);

• некоторые ограничения в доступе к информации. В усло­виях монополистической конкуренции неоднородность продук­ции резко увеличивает степень неопределенности информации, что затрудняет для фирмы принятие решений по объему про­изводства и цене продукции;

• продаваемая (выпускаемая) продукция является неодно­родной и дифференцированной, т.е. различается по виду, каче­ству.

Дифференциация продукта — наиболее существенная отличительная черта рынка монополистической конкуренции. Выпускаемый каждой фирмой продукт рассчитан на опреде­ленного потребителя, но тот может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них. Например, на рынке зубной пасты предлагаются различные наименования этого продукта. Производитель, используя рекламу, доводит до потребителя ин­формацию о высоком качестве и исключительном эффекте свое­го продукта. Патентование товарных знаков и промышленных марок закрепляет уникальность товара и позволяет его произ­водителю иметь ограниченный контроль над ценами.

Таким образом, дифференцированный продукт — это эконо­мическое благо, которое не является совершенным замените­лем однотипных продуктов других производителей.

Основные факторы дифференциации продукции:

• различия в качестве. Качественная характеристика това­ра включает ряд параметров. Так, например, мебель должна быть прочной и удобной. Иногда, добиваясь усиления како­го-либо значимого свойства продукта, производители «жертву­ют» другим, например, ради удобства — внешним видом. Осно­вой дифференциации в определенных случаях могут служить дополнительные потребительные свойства товаров, например, разные размеры расфасовки, разные упаковки, приложение комплементарных товаров. К качественным характеристикам товара относится также его местоположение, особенно значи­мое для розничной торговли. Так, благодаря шаговой доступ­ности потребителю повсеместно открываются мелкие магазины, хотя им и нелегко соперничать с огромными супермаркетами, привлекающими широким разнообразием товаров и низкими ценами. Наконец, основой дифференциации могут служить да­же мнимые качественные различия. Например, на тестовых ис­пытаниях немногие из любителей кофе могут отличить напи­ток предпочитаемой ими марки от некоторых других, хотя обычно они покупают только его;

• различия в сервисе. Технически сложные товары, товары производственного назначения рассчитаны на длительное использование и должны исправно работать не только в момент приобретения, но и в течение всего срока службы. Полный цикл сервиса для них включает обслуживание предпродажное (помощь в выборе нужного продукта, информация о его харак­теристиках, сервис в момент покупки, проверка, доставка, на­ладка) и послепродажное (гарантийный ремонт, консультации по оптимальной эксплуатации). Каждая из этих операций мо­жет выполняться в разном объеме;

• различия в рекламе. Реклама дает информацию о каче­ственных параметрах продукта, акцентирует внимание потре­бителя на наиболее существенных характеристиках и тем са­мым помогает выбрать товар с нужными свойствами. Однако реклама рекламе рознь. Умело оперируя количеством и каче­ством рекламы, производители могут создать у потребителя впечатление, что ему предлагаются разные товары, хотя в дей­ствительности они идентичны.

Чем выше степень реакции производителя на изменения вкусов потребителей, тем быстрее развивается дифференциа­ция продукта. Она превращает производителя в своеобразного мини-монополиста, заинтересованного оставаться единствен­ным производителем данного продукта и удерживать собствен­ную (хоть и незначительную) долю на рынке этого продукта. В результате рынок распадается на отдельные самостоятельные сегменты со своими продавцами и покупателями. В своем сег­менте даже маленькая фирма может иметь большую долю. Отличия дифференцированного продукта по потребительским свойствам дают производителю определенную власть на рынке. Однако возможность мини-монополиста влиять на цену ограни­чена: сегменты не изолированы друг от друга, и между ними су­ществует острая конкуренция. Это значит, что спрос на диффе­ренцированные товары одной группы, выпущенные разными производителями, эластичен. Поэтому дифференциация про­дукта во многом определяет стратегию фирмы. Ориентация на конкретных покупателей позволяет фирме полнее удов­летворять их потребности и тем самым увеличивать свою до­лю на рынке, более рационально использовать ограниченные ресурсы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.