Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монополия как рыночная стр-ра: основные черты, факторы монополизации и виды монополии.






Чистая монополия — это ры­ночная структура, при которой весь рынок обслуживается од­ним продавцом, реализующим свой товар при полном отсут­ствии его близких заменителей. Примерами чистой монопо­лии могут служить Беларуськалий, Гродненское объединение «Азот», Бобруйский шинный завод, Минский тракторный за­вод, БелЗАО «Минский метрополитен» и др.

Основные характеристики чистой монополии:

• наличие единственного продавца (производителя);

• уникальность производимого продукта (отсутствие суб­ститутов);

• недоступность рыночной информации;

• высокая сложность входа на рынок и выхода из него. Перечисленные характеристики формируют абсолютную рыночную власть одной фирмы, т.е. способность оказывать решающее влияние на уровень цены и другие условия реали­зации продукта.

В ситуации чистой монополии в отрасли присутствует един­ственный продавец, а значит понятия «фирма» и «отрасль» сов­падают. Практически это означает следующее:

• фирма-монополист целиком контролирует общий объем предложения (это ее собственный объем производства);

• отраслевой спрос одновременно является спросом на про­дукцию данной фирмы-монополиста.

Именно монополист формирует рыночную цену, т.е. является фирмой-price-maker («делающей цену»).

Рассмотрим источники возникновения рыночной власти, или факторы монополизации рынка.

1) Экономия, обусловленная ростом масштаба производ­ства (так называемый «эффект масштаба»). В силу особен­ностей современной технологии в ряде отраслей только чрезвы­чайно крупным производителям по силам вести эффективное малозатратное производство, а следовательно, обеспечивать наиболее низкие цены. Речь идет о машиностроении, химиче­ской и нефтехимической промышленности, черной металлур­гии и др.

Крайний случай проявления эффекта масштаба — естест­венная монополия, т.е. отрасль, в которой для обеспечения ми­нимальных издержек требуется сосредоточить производство на единственном предприятии. Средние издержки здесь снижают­ся по мере увеличения объема выпуска, поэтому самый эконом­ный способ выпуска любого количества продукта — концентра­ция производства у одного хозяйствующего субъекта. Естест­венными монополиями являются многие предприятия комму­нального обслуживания (газо-, тепло-, водоснабжения), элект­роэнергетики, железнодорожного транспорта и др.

В этой ситуации правительство наделяет отдельные пред­приятия исключ-м правом заниматься определенной деятельностью — выдает так называемые франшизы, а в обменберет на себя регулирование цен и других параметров их дея­тельности, чтобы исключить возможность злоупотребления мо­нопольной властью, которую само же им предоставило.

2)Исключительный контроль над важнейшими фактора­ми производства (главным образом — природным сырьем). Соб­ственность на ключевые производственные факторы позволяет контролировать рынки производимой с их участием продукции и присваивать дополнительный доход в виде естественной рен­ты. Именно это обстоятельство в свое время абсолютизировало рыночную власть таких компаний, как International Nickel of America (контролировала 90 % мировых запасов никеля), Alu­minum Company of Canada (обладала собственностью на основ­ные источники бокситов — главного сырья алюминиевой про­мышленности), De Beers (монополизировала крупнейшие алмаз­ные рудники Южной Африки).

3)Патенты, выдаваемые государством с целью защиты изобретателя от незаконного захвата продукта (технологиче­ского процесса). Патент дает его владельцу исключительное право на получение выгоды от использования опред-го изобретения. Патентная защита позволяет фирме не только возмещать издержки, связанные с нововведением, но и полу­чать экономическую прибыль, выступающую источником даль­нейшего финансир-я научно-исслед-й деятель­ности. Именно патентной защите обязаны своим становлением такие индустриальные гиганты, как IBM, Xerox, Po­laroid, General Motors. Срок действия патентов различается по странам. В США согласно патентному праву он составляет в среднем 17 лет.

4)Государственные лицензии или привилегии. Лицензия — это исключительное право на производство определенных ви­дов товаров и услуг. Ограничение посредством лицензирования приводит к возникновению монопольных доходов у обладате­лей лицензий (ими могут быть как частные фирмы, так и госу­дарственные организации). В Республике Беларусь лицензиру­емыми являются сфера образования, медицина, модельный биз­нес, теле- и радиовещание, деятельность по продаже алкоголь­ных напитков, сигарет и др. В США лицензированию подлежит свыше 500 профессий (врачи, таксисты, трубочисты и др.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.