Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регулируемая монополия






Возникающая в условиях монополии неэффективность в распределении ресурсов (монопольные цены выше предельных издержек производства) и их использовании (средние издерж­ки при желаемом объеме производства выше минимальных средних издержек) обусловливает необходимость регулирова­ния деятельности монополий с целью снижения цен и увеличе­ния выпуска продукции.

Регулирование — процесс, посредством которого государ­ство вмешивается в действия рынка. Поскольку монополии неэффективны, государство предпринимает меры, препятству­ющие их образованию, а также стремится ограничить их ры­ночную власть.

Формы регулирования монополии: ограничение цен; уста­новление высоких налогов; ограничение размера монополии; государственная собственность на монополизированные пред­приятия; антитрестовская политика, направленная на повыше­ние уровня конкуренции в отрасли.

Рассмотрим некоторые аспекты государственного регулиро­вания монопольных цен.

Регулируемая монополия предполагает установление госу­дарством максимальной (предельной) цены, которая позволяет не только возместить издержки производства, но и получить нормальную прибыль на вложенный капитал. Монополист стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максими­зации прибыли на единицу продукции. Совокупная прибыль зависит от проданного количества продукции, от цены и издер­жек на единицу продукции. Эффект регулирования цены отра­жает рис. 4.4.

Рт и Qm — цена и объем производства на нерегулируемом монопольном рынке. Предположим, что государство устанав­ливает максимальную цену P1. Для объемов выпуска до Q1 предельный и средний доходы равны установленной цене P1. Новые кривые предельного дохода MR и среднего дохода AR представляют собой горизонтальную линию на уровне цены P1 вплоть до объема выпуска Q1.

Для объемов производства больше Q1 новые кривые пре­дельного и среднего доходов совпадают с прежними кривыми MR и AR нерегулируемой монополии. Следовательно, новая кривая предельного дохода — это жирная линия, пересекаю­щая кривую предельных издержек МС в точке L, соответствую­щей выпуску Q1.

Рис. 4.4 показывает, что при цене P1 и количестве продук­ции Q1 полные чистые потери от монополии сокращаются (пло­щадь треугольника ELN меньше площади треугольника ЕКМ). По мере дальнейшего снижения цены объем выпуска увеличи­вается и достигает максимального значения Qc. Именно такой объем производился бы конкурентной отраслью. Чистые поте­ри общества сокращаются, и при цене Р2 = Рс они исчезают. Дальнейшее снижение цены до уровня Р3 приведет к уменьше­нию выпуска до уровня Q3. Это аналогично установлению мак­симальной границы цены в конкурентной отрасли. Возникает дефицит продукции в размере Q'3 - Q3, и одновременно растут чистые убытки от регулирования цен на конкурентном рынке. Если цена опустится ниже Р4 (т.е. минимальных средних из­держек), то фирма понесет убытки и выйдет из бизнеса.

На практике государство чаще всего регулирует деятель­ность естественных монополий (железные дороги, телефонная связь, поставщики природного газа и электроэнергии), по опре­делению характеризуемых убывающими средними общими из­держками, которые превышают предельные издержки. Регули­рование цен может смягчать социальные последствия есте­ственной монополии. Установление общественно оптимальной цены, равной предельным издержкам, способствует эффектив­ному распределению ресурсов, но влечет за собой убытки (так как Р < АС) и поэтому требует государственных субсидий. Ди­лемма регулирования естественной монополии связана с выбо­ром между регулированием эффективным (по принципу ра­венства регулирующей цены предельным издержкам) и спра­ведливым (по принципу равенства регулирующей цены сред­ним издержкам). Ввиду убыточности для монополиста первого (наилучшего при Р = МС) решения меры регулирования на практике тяготеют ко второму решению (при Р = АС), обещающему естественной монополии нормальную прибыль. При этом моно­полист обеспечивает достаточный выпуск продукции и остается на рынке.

Таким образом, государственное регулирование цен на кон­курентном рынке вызывает рост чистых убытков и безвозврат­ные потери, а в условиях монополии оно позволяет избежать безвозвратных потерь, связанных с проявлениями монополь­ной власти, и максимизировать социальное благосостояние.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.