Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Силлабо-тоническая система стихосложения. Метр и ритм






Из всех форм русского стиха силлабо-тоника выделяется особой четкостью ритмической организации стихотворной строки: в ней условно вычленяется внутренняя единица измерения – стопа. Основные виды стоп: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Размер (метр) стиха определяется по виду стопы и по числу стоп: например, 4-стопный ямб, 3-стопный дактиль, 3-4 стопный амфибрахий (т.е.урегулированно-разностопный), вольный хорей.
Поскольку стопа имеет определенный слоговой объем (только два или только три слога), равностопные стихи – при одинаковых клаузулах и анакрузах – равносложны (изосиллабичны). Например:


“Ты хочешь знать, что видел я (8 слогов)
На воле? – Пышные поля, (8)
Холмы, покрытые венцом, (8)
Дерев, разросшихся кругом, (8)
Шумящих свежею толпой, (8)
Как братья, в пляске круговой”. (8)
(М.Ю.Лермонтов “Мцыри”)

Отступления от изосиллабизма в равностопных стихах связаны в основном с использованием клаузул разных типов, а также с переменной (скользящей) анакрузой.

Силлабический принцип сочетается в силлабо-тонике с тоническим (греч.tonos – ударение): ведь стопы определяют не только число слогов, но и расположение ударений. В каждом размере своя метрическая схема, отсюда предсказуемость ударений на определенных местах, которые принято называть сильными слогами (сильными местами), или иктами. Так, в 4-стопном хорее порядковые номера сильных слогов (от начала строки): 1-й, 3-й, 5-й, 7-й; в ямбе – 2-й, 4-й, 6-й, 8-й; в дактиле – 1-й, 4-й, 7-й, 10-й; в амфибрахии - 2-й, 5-й, 8-й, 11-й; в анапесте – 3-й, 6-й, 9-й, 12-й.

Основные стихотворные размеры:

1. Дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге: «Тучки небесные, вечные странники…»

2. Амфибрахий - трехсложная стопа с ударением на втором слоге:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи —

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

(Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»)

3. Анапест – трехсложная стопа с ударением на третьем слоге:

 

О, весна́ без конца́ и без кра́ ю —
Без конца́ и без кра́ ю мечта́!
Узнаю́ тебя, жи́ знь! Принима́ ю!
И приве́ тствую зво́ ном щита́!

3. Хорей – двусложная стопа с ударением на первом слоге:

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

4. Ямб – двусложная стопа с ударением на втором слоге:

Мой дядя самых честных правил… (дальше все поняли)

Основная трудность в определении размера заключается, однако, в том, что из всех метрических ударений относительно постоянным является последнее в строке – ударная константа, сигнализирующая о ритмическом завершении звукового ряда – стиха. Все остальные ударения могут пропускаться, в особенности часто это бывает в двусложных размерах, где междуиктовые интервалы составляют один слог.

В двусложных размерах для обозначения стопы, в которой пропущено метрическое ударение, используется термин пиррихий, а для обозначения стопы с двумя ударениями (метрическим и внеметрическим) – спондей; возможно и смещение ударения с сильного слога на слабый, хотя оно встречается сравнительно редко.

Примеры:

 

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды света в водах лонных.
Я хотел бы [зате]ряться (пиррихий на 3 стопе)
[В зеле]нях твоих стозвонных. (на 1 стопе)

 

Пожалуйста, голубчик, не лижись,

Пойми со мной все самое простое,

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, ЧТО жить на свете стоит. (спондей)

 

НЕТ, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

(пример ритмической инверсии - в первой строке слово ''нет'', на которое падает ''сдвинутое'' ударение, ритмически выделено).

Вопрос об отступлениях от метрической схемы вновь оказался в центре внимания в начале 20 века. Ломоносов был категорически против этого мракобесия, а вот с развитием русского классического стиха подобные нарушения размера стали все чаще осознаваться как приносящие стиху “красоту”, т.е. как источник гибкости, интонационного богатства.

Инициатором статистического подхода к изучению стиха (широко применяемого в настоящее время) был А.Белый, противопоставивший понятия “метр” и “ритм “ в цикле своих стиховедческих работ (они собраны в его книге “Символизм” 1910 г.). Сравнивая, как звучит самый распространенный в русской поэзии размер – 4-стопный ямб - у разных поэтов, он описывал (с помощью подсчетов, графических схем) именно ритм стихов, понимая под ним “некое единство в сумме отступлений от данной метрической формы”. По А.Белому, ритм поэта тем богаче, чем больше в нем отступлений от метра, чем больше разнообразия в звучании строк, составляющих строфу или фрагмент астрофического стиха.

Разграничение метра и ритма оказалось очень плодотворным в дальнейшем развитии стиховедения, хотя само понятие ритма было уточнено; в частности, не получила поддержки оппозиция “богатых” и “бедных” ритмов. В.М. Жирмунский в книге “Введение в метрику. Теория стиха”(1925) выдвигает следующие основные понятия при изучении стиха, прежде всего силлабо-тонического:

“1) естественные фонетические свойства данного речевого материала (материала ритмизации…);

2) метр, как идеальный закон, управляющий чередованием сильных и слабых звуков в стихе;

3) ритм, как реальное чередование сильных и слабых звуков, возникающих в результате взаимодействия естественных свойств речевого материала и метрического закона”.

Вывод: в последние десятилетия стиховеды все осторожнее сближают русскую силлабо-тоническую метрику с античной, дискутируется сама правомерность понятия “стопа”: ведь она является условной, а не “ реальной ритмической единицей в русской силлабо-тонике” (в особенности эта условность заметна в двусложных размерах). Тем не менее, силлабо-тонический стих, прочно ассоциирующийся с русской классической поэзией, сохраняет свои ведущие позиции и в метрическом репертуаре большинства поэтов ХХ века.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.