Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дольник, тактовик, акцентный стих, полиметрия






Тоническое стихосложение (греч. tonos — ударение) — стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т.е. полнозначных слов (изотонизм); количество безударных слогов между ударными произвольно.

Основные виды русского тонического стиха: дольник, тактовик и акцентный стих.

Дольник – переходная форма стиха от силлабо-тоники к акцентному стиху (чистой тонике), некоторые стиховеды считают дольник разновидностью тонического стиха. В стихотворной строке дольника число безударных слогов, разделяющих метрические ударения, колеблется, но нерезко, в основном в пределах: 1-2 слога. Используя термин '' икт '' (икт - слог в стихе, на который падает или должно падать метрическое ударение, иначе: сильный слог), можно определить дольник как стих с междуиктовыми интервалами в 1-2 слога; ритмическая схема составляется так же, как схема акцентного стиха (горизонтальные черточки обозначают икты, цифры – число слогов между ними). Например:


Я хочу быть тихим и строгим. 2 – 1 – 2 - 1
Я молчанью у звезд учусь. 2 – 2 – 1 -
Хорошо ивняком при дороге 2 – 2 – 2 - 1
Сторожить задремавшую Русь. 2 – 2 – 2 -
(С.А.Есенин. ''Песни, песни, о чем вы кричите? '')

Термин дольник был предложен В.Я.Брюсовым. Приведенные выше строки дольника из стихотворения Есенина можно разделить не на стопы, но на доли, границы которых совпадают со словоразделами:


Я хочу / быть тихим / и строгим.
Я молчанью / у звезд / учусь.

Размер дольника определяется по числу иктов (обычно ударных), наиболее распространены 3-иктный и 4-иктный дольники. В качестве примера 4-иктного дольника приведем первую строфу стихотворения А.А.Блока:

Девушка пела в церковном хоре - 2 – 2 – 1 - 1
О всех усталых в чужом краю, 1 – 1 – 2 – 1-
О всех кораблях, ушедших в море, 1 – 2 – 1 – 1 - 1
О всех забывших радость свою. 1 – 1 – 1 – 2 –

Дольник часто рассматривают как трансформацию силлабо-тонического стиха, как результат усечения (стяжения) трехсложных стоп. В поэзии Х1Х в., где безусловно господствует силлабо-тоника, дольники относительно редки. Широкое освоение этой формы стиха, ее совершенствование, само появление термина ''дольник'' связано прежде всего с поэзией Серебряного века, и ''решающее значение имела работа А.Блока в ''Стихах о Прекрасной Даме''.

Тактовик – дальнейшая, после дольника, ступень в тонизации ритма на пути от силлабо-тоники к чисто тоническому, акцентному стиху, в котором ритмообразующее значение играют прежде всего ударения. В стихотворной строке тактовика число безударных (слабых) слогов между ударениями варьируется в пределах: 1-3 или 0-2 слога. Таким образом, межиктовые интервалы неравносложны, но разнятся друг от друга не более чем на два слога.

3-иктный тактовик – стих гораздо более ''расшатанный'', интонационно он ближе к акцентному стиху:


Утром в ржаном закуте, - 2 – 1 - 1
Где златятся рогожи в ряд, 2 – 2 – 1 -
Семерых ощенила сука, 2 – 2 – 1 - 1
Рыжих семерых щенят. – 3 – 1 -
(Есенин «Песнь о собаке»)

Сам термин ''тактовик'' был предложен А.П.Квятковским, развивавшим особую ''тактометрическую'' теорию стиха. Тактовик в его различных вариациях представлен в русской поэзии ХХ века: ''Наш марш'' В.В.Маяковского, ''Синие гусары'' Н.Н.Асеева и др.

 

Акцентный стих – чисто тонический. В этой форме стиха метрообразующее значение имеют только ударения, число же безударных слогов между ударениями варьируется свободно, в широких пределах: от 0 до 6 и более слогов. Наиболее распространенные размеры – 4-ударник и 3-ударник; часто в стихотворном тексте урегулировано чередуются строки с разным числом ударений.

Рухнула штукатурка в нижнем этаже, - 4 - 1- 3 -

Нервы - большие, маленькие, многие! - - 2 - 1 - 3 - 2

скачут бешеные, и уже - 1 - 5 -

у нервов подкашиваются ноги! 1 - 2 - 4 -

(В.Маяковский «Облако в штанах»)

Термин «акцентный стих» введен Б.В.Томашевским. Ритмическая структура акцентного стиха наиболее свободна. Поэтому в акцентном стихе усиливается роль такого факультативного признака завершения стихотворной строки, как рифма.

В освоении и раскрытии возможностей акцентного стиха участвовали многие поэты: В.Хлебников, В.Г.Шершеневич, Демьян Бедный, И.Л.Сельвинский, И.Г.Эренбург, П.Н.Васильев, М.К.Луконин и др.(см.: Гаспаров М.Л. Современный русский стих. С.454-466). В частности, к этой форме стиха обращался С.А.Есенин. Приведем в заключение начальные строки монолога Хлопуши из его драматической поэмы ''Пугачев'':

 

Сумасшедшая, бешеная кровавая муть!     2 - 2 - 4 - 2 -
Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам?     - 1 –3 - 3 - 1
Проведите, проведите меня к нему,     2 – 3 – 2 – 1
Я хочу видеть этого человека.     – 2 –1 - 4 - 1

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.