Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фоника художественной речи. Типы звуковых повторов. Эвфония и инструментовка






Фоника (от греч. phone – звук), или поэтическая фонетика раздел поэтики, учение об эстетическом использовании звуков как речевого материала в художественном тексте (такое понимание фоники основано на концепции лингвиста Л.П. Якубинского).

Основная эстетическая функция звуков в художественном тексте – гармонизирующая. Авторы и читатели всех эпох всегда были внимательны к благозвучию художественной речи. Это свойство речи с античных времен называют эвфонией. Б.В. Томашевский предложил расширительную трактовку эвфонии, выделив её количественную и качественную разновидности. «Если организованы количественные моменты произношения, то мы получаем ритмическую речь; совокупность приемов организации ритмической речи составляет эвритмию». Он отождествил с «количественной» эвфонией случаи деления фраз на соизмеримые колоны, отрезки, которые мы получаем в результате разбивки отдельного предложения на своеобразные интонационные группы.

Однако традиционно эвфонию связывают только с качеством звуков, которое регулируется запретительными правилами их использования, а также инструментовкой, т.е. совокупностью приемов организации звуковых единиц текста.

Запретительные правила для русских писателей сформулировал ещё М.В.Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию», и 2 из них в дальнейшем получили широкое распространение в отечественной литературе:

· «оберегать непристойного и слуху противного стечения согласных»

· «удаляться от стечения письмен гласных, а особливо то же или подобное произношение имеющих»

«Стечение гласных» называется хиатусом («Япон ия и её ие роглифы»)

Инструментовка текста включает 2 основных способа его фонетической организации: автор может избегать использования в собств. речи определенных звуков или, наоборот, перенасытить строку, предложение, текст определенными фонемами.

Первый способ прежде был известен как средство демонстрации сочинителем своего профессионального мастерства. Писатели европейских стран «изгоняли» из своих произведений наиболее часто используемые в национальной устной речи фонемы, а в письменной – буквы. Выпадение звука всегда было следствием отказа от определенной буквы; этот прием получил название липограммы (термин введен Соломоном Сертоном). Начиная с эпохи барокко, липограмматическая техника была усовершенствована до такой степени, что из произведений стали исчезать целые группы звуков, чаще всего – гласные, за исключением какого-нибудь одного. Так возникло явление унивокализма.

Примеры липограмм в русской литературе мы встречаем в творчестве Г.Р.Державина. В стихотворении «Желание» он не только изгнал из речи сонорные [р] и [р’], но и насытил звуковую ткань повторами шипящих [ж], [ш], [ш’], имитирующими шепот, воплощающими тему покоя.

Более распространенный способ инструментовки – применение звуковых повторов, или звукопись. Существуют повторы конвенциональные и окказиональные. Первую группу составляют разные типы рифм, т.е. повторы, занимающие определенное положение в колонах и стихах. Они являются конвенциональными (т.е. «договорными»), потому что удовлетворяют рифменные ожидание, возникающее у читателя. К группе окказиональных (случайных) повторов относятся все прочие. Они «случайны» только потому, что мы, приступая к чтению текста, изначально их не ожидаем.

В европейской литературе звуковые повторы существовали уже в античную эпоху. Греческая и римская поэтическая традиция не знали рифмы, однако в их стихах место неё нередко появлялся гомеоптотон – повтор грамматических форм в конце слов, относящихся к одной части речи. Квинт Энний: Restitant occurunt obstant obstringillant obagitant («Встанут, бросятся, обступят, не пускают, теребят» - пер. М.Л. Гаспарова). С точки зрения звуковой организации речи результатов гомеоптотона является гомеотелевтон – повторение в абсолютном конце 2 и более смежных слов общих для них согласных звуков или целого слога.

Средневековая поэзия европейского Севера строилась на обязательных фонетических повторах. Аллитерированным стихом были написаны самые ранние эпические поэмы средневековья: «Песнь о Хильдебранте», «Беовульф» и др. В современной науке аллитерация – повтор «нажимного» согласного, т.е. начального в слове или предшествующего ударному гласному.

П и р ует П ет р. И го р д, и ясен,

И славы п олон взо р его.

И ца р ский п и р его пр ек р асен.

 

Сплошную аллитерацию цельной части текста (строки или строфы, фразы или периода) называют паромеоном, а звуковой повтор, при котором автор все слова в тексте, от первого до последнего, начинает с одного и того же звука (гласного или согласного) – тавтограммой. Писатели 20 века использовали эту форму для подражания древним текстам, но чаще – как комический прием или как знак литературного эксперимента. С этой целью обратился к тавтограмме на г - поэт Николай Ладыгин в стихотворном послании «Николаю Глазкову»

Г лазкова г орние г лаголы

Г армонией г ремят,

И г ордые г лаза на г оды

Г рядущего г лядят.

 

Ассонанс – концентрированный в отдельном отрезке текста повтор ударных гласных («Мело, мело по всей земле во все пределы»)

Кроме общего деления звуковых повторов на аллитерации и ассонансы, современное литературоведение использует и другие классификации. Рассмотрим классификацию О.М.Брика (применительно к стихотворным текстам). Он разделил повторы:

1. По количеству повторяемых звуков

· двузвучные (упал на пол)

· многозвучные (посланник в спаленке)

2. по количеству самих повторов

· простые (плененный исполин)

· многократные (полено упало на палец Наполеона)

3. по расстановке звуков внутри повторяющейся группы

· АВ (спал на полу)

· ВА (купил лупу)

· АВС (поляна полна ягод)

· АСВ (футболист выполнил пенальти)

· ВАС (спилен ли пень)

· ВСА (Полине лень петь)

4. по расположению созвучий в началах и концах смежных ритмических отрезков – на скреп, концовку, стык, кольцо (= анафора, эпифора, анадиплосис и прозаподосис)

Кроме структурной, гармонизирующей функции, звуковые повторы в тексте могут быть наделены функцией выражения смысла, или семантической. Уже в «Слове о полку Игореве» есть примеры звукового символизма, или ономатопеи:

· «храбрая дружина рыкают акы туры ранены» ([р], [р’] как фонетическое выражение темы войны, ярости)

· «милых лад ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима соглядати» ([м], [м’], [л], [л’] как выражение темы любви, ласки и т.п.)

В начале 20 века русская поэзия переживает и увлечение парономазией, т.е. соединением в одном речевом отрезке слов, сходных по звучанию, но разных по значению (В.Маяковский «Про это»: «мяс ом ды мяс ь, рас труб а труб ки разинув…)

В 20 веке было положено начало изучению одного из самых древних и едва ли не самого сложного приема фонетической инструментовки текста, применяемого прежде всего в поэтических произведениях – анафонии. Её сущность – в многократном повторении в тексте разрозненных звуков (чаще всего – только согласных), которые в совокупности образуют какое-либо слово, определяющее смысл и тему данного фрагмента. Чаще других ключевыми словами являются имена собственные.

Пример – «Полтава» Пушкина (Петр)

Выходит Петр. Его глаза

Сияю т. Лик его ужасен.

Движенья быс тр ы. Он п рек р асен.

Он весь, как божия гр оза.

Иде т. К нему коня подводя т.

Р е т ив и сми р ен ве р ный конь…

 

Вывод: внимание к фонике способствует более глубокому восприятию индивидуального авторского стиля, позволяет определить свойственную творчеству писателя меру искусности и меру естественности, их соотношение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.