Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Авторский проект






6 ноября 1996 г. вышел первый выпуск «Паравозов-News» – заметок «обо всем и ни о чем» сервера ok.ru Ивана Паравозова (Александра Гагина).

В конце 1996 г. колонка «Паравозов-News» перешла на сервер только что возникшей компании «Ситилайн» (московский интернет-провайдер) и стала служить этой фирме живой и веселой рекламой.

24 декабря начинает выходить «Вечерний Интернет» – ежедневное обозрение русской и мировой Сети под редакцией А. Носика. Авторская колонка Носика имела громадный успех. Писавший на самые различные компьютерные, сетевые и околосетевые темы, Носик приучил читателя к ежедневному чтению электронного издания. Фактически «Паравозов-News» и «Вечерний Интернет» стали первыми сетевыми изданиями, существовавшими в форме авторского проекта.

В нашей культурной реальности сложилось так, что эпитет «авторский» применяется тогда, когда трудно определить и классифицировать что-то вновь созданное, одновременно отличное и подобное своим признанным прототипам, но в чем состоит сходство и различие, сказать трудно. Так, наверное, рождались понятия «авторская песня», отличающаяся и от романса, и от эстрадной песни, «авторское телевидение», посредством которого автор передает свое видение и понимание реальности. Этот же термин был применим и к самодеятельным, в полном и буквальном смысле этого слова, журналистским интернет-проектам. Авторский проект – это популярный, хорошо посещаемый сайт, полностью создаваемый и поддерживаемый усилиями одного человека, где появляются результаты его журналистского творчества.

Естественно, что интернет-журналистика первое время была оторвана от традиционной журналистики. Публикации веб-журналистов не считались солидными публикациями, а сами веб-журналисты не нуждались в помощи профессиональной журналистской среды, представители которой не имели понятия, зачем, о чем и как нужно писать в сети.

Таким образом, интернет-журналистика формировалась стихийно, часто людьми, не имеющими отношения к традиционным СМИ.

Становление авторских проектов очень похоже на молодость русской журналистики, когда журналы выпускались энтузиастами, имели тираж, как правило, 200 экземпляров и существовали от нескольких месяцев до нескольких лет.

Авторские проекты, будучи некоммерческими и внеконъюнктурными, оказались свободными от многих ограничений, что, конечно, является хорошей предпосылкой творчества.

Здесь уместно процитировать А. Андреева, автора «Манифеста Сетевой литературы, или Личного опыта поэтической независимости»:

Сеть – это

а) возможность свободно публиковаться и не зависеть при этом от различных нелитературных аспектов материального мира, связанных с расходами на публикацию и распространение, со знакомствами и исповедуемой идеологией и пр. Более того, автор может хранить полную анонимность, что позволяет ему раскрыть те стороны своего таланта, которые в реальной жизни человека часто подавляются (даже чисто психологически, самостоятельно) «рамками» и «ролями» материального мира.

б) возможность – читателям – оценивать «чистый текст» независимо от имени автора и других его нелитературных атрибутов (возраста, пола, национальности, социального статуса). Кстати, прошлый литературный опыт – это тоже часто нелитературный атрибут: если человек написал хорошую вещь, это вовсе не означает, что все его следующие произведения будут хорошими.

Авторские проекты, таким образом, стали лабораторией новой журналистики, хотя их значение оценено и изучено еще очень мало. Авторские проекты –не только первый опыт интернет-журналистики, ее непосредственное начало и олицетворение, но и прообраз будущих СМИ.

Авторские проекты раскрыли сильные стороны интернета как медиа.

Причины малоизученности авторских проектов еще и в том, что научный инструментарий, используемый для исследования журналистского творчества для интернет-журналистики, применим весьма ограниченно, так как необходимо еще доказать, что веб-сайты можно отнести к СМИ.

Действительно, средство (medium) передачи информации и сама массовость (mass) в интернете имеет свой смысл, так как средство здесь нужно употреблять в множественном лице. Интернет – это система средств, а массовость, напротив, сводится до множества отдельных трансакций.

Интернет преобразует до неузнаваемости классическую схему коммуникации «источник–сообщение–получатель». Коммуникация в интернете принимает разные формы – от WWW-страниц до обмена электронными письмами друзей. Каждое звено в цепочке «источник–сообщение–получатель» может полиморфно трансформироваться в непредсказуемых пределах. Источником может быть как частное лицо, так и группа журналистов, сообщением –журналистский материал или текст сообщения в чате, а получателем – один человек или аудитория, потенциально состоящая из миллионов человек.

Интернет можно рассматривать как средство массовой информации в том случае, если используемая коммуникационная модель имеет направленность на массовую аудиторию. Посетителей страниц лишь в редких случаях можно отнести к таковой, вследствие их активности в выборе страниц, т.е. самоидентификации.

Исследовательский интерес к авторским проектам проявляют, конечно, сами их участники и пионеры русского интернета: А. Носик, Е. Горный, Л.Горалик, авторы рубрики «Net-культура» Русского журнала. Эта тема пока является предметом обсуждения достаточно узкого круга энтузиастов и ждет серьезного исследования.

В отличие от России на Западе признание интернет-изданий произошло практически сразу, как только интернет перестал быть феноменом для избранных и стал массовым явлением начиная с 1995–1996 гг., т.е. тогда, когда появились Windows-95 и первые графические браузеры.

Тогда же появились первые новостные сайты, которые могли быстро и с малыми затратами транслировать в интернет полученные с телетайпных лент данные, а также первые интернет-обзоры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.