Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зависимость работоспособности от периодичности ритмических процессов в организме






 

Биологические ритмы - регулярное, периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний или событий.

 

Известным примером действия биологических часов служат " совы" и " жаворонки". Установлено, что период активности, когда уровень физиологических функций высок, это время с 9 до 14 и с 18 до 22 часов. К 14 часам и поздним вечером работоспособность снижается. Между тем не все люди подчиняются такой закономерности: одни успешнее справляются с работой с утра и в первой половине дня (их называют жаворонками), другие - вечером и даже ночью (их называют совами).

 

Для студентов, принадлежащих к " утреннему" типу, (" жаворонки") характерно то, что они встают рано, с утра бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 ч. Вечером их работоспособность заметно снижается. Это - тип наиболее адаптированный к существующему режиму обучения студентов, поскольку их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза. Студенты " вечернего" типа (" совы") - наиболее работоспособны с 18 до 24 ч. Они поздно ложатся спать, часто не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня заторможены, поэтому находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза. Период снижения работоспособности студентов обоих типов целесообразно использовать для отдыха, обеда, или для занятия наименее трудными дисциплинами. Для " сов" целесообразно с 18 ч устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программы.

 

Наблюдения показали, что у студентов, которые по оптимуму работоспособности относятся к группе утренних, в 1, 5 раза чаще возникает гипертония, чем в группе вечерних. Объясняется это тем, что у " жаворонков" утром организм быстрее и активнее перестраивается с отдыха на работу - уже в 6 ч у этих студентов в крови содержится больше адреналина и норадреналина, обусловливающих подъем артериального давления (АД). У студентов вечерней группы («сов») внутренние механизмы, влияющие на повышение давления, работают медленнее.

 

Есть еще и третья группа студентов – аритмики. Они занимают промежуточное положение между " жаворонками" и " совами", но все же ближе к " жаворонкам".

Рассогласованность биоритмов приводит к болезненным изменениям в организме. Постоянное нарушение режима свет-темнота, изменение нормального чередования сна и бодрствования, режима труда и отдыха, питания приводят к снижению работоспособности, быстрой утомляемости, чувству разбитости, сонливости днем и бессоннице ночью, учащению сердцебиения, потливости, т.е. к состоянию, близкому к заболеванию. Такого рода рассогласованность биоритмов особенно выражена у студентов в период экзаменационной сессии.

 

Уровень адаптации и устойчивости организма к нарушениям биологических ритмов во время экзаменов значительно выше у физически тренированных студентов, которые ведут здоровый образ жизни, строго регламентируют сон, питание, пребывание на свежем воздухе, регулярно занимаются физическими упражнениями с оптимальными нагрузками. Такие студенты имеют более высокую качественную готовность к активной учебной работе.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.