Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы организации умственного труда






 

Основные принципы организации умственной деятельности были сформулированы в 1911 г. русским физиологом Н.Е. Введенским:

 в работу нужно входить постепенно;

 должен быть определенный ритм работы, так как ритмичность деятельности способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления;

 необходимо придерживаться обычной последовательности в деятельности, что предполагает регулярную, организованную и плановую работу;

 необходимо установить правильное чередование труда и отдыха. При умственной работе отдых должен быть активным и сочетаться с физическими упражнениями;

 высокая работоспособность сохраняется при постоянной и систематической деятельности, при которой закрепляется навык.

 

Рекомендации, ориентированные на повышение качества умственного труда:

 поддержание профессиональных знаний на уровне, достаточном для решения любых задач, которые возникают во время работы;

 поддержание умеренного и постоянного уровня производственной нагрузки;

 соблюдение ритмичности в работе;

 создание условий для формирования положительных эмоций и возможности для быстрого снятия отрицательных;

 перерывы на отдых должны быть заполнены деятельностью, которая снимает психо - эмоциональное напряжение (физическая активность, психологическая разгрузка, специальные психогигиенические процедуры);

 во внерабочее время 3-4 раза в неделю по 30-40 минут выполнять физические упражнения с интенсивностью в пределах 70-75% от индивидуальной максимальной частоты сердечных сокращений.

 

Ум ственный труд, не осложненный отрицательными эмоциями, не оказывает сколько-нибудь выраженного неблагоприятного действия на организм, в то же время среди работников умственного труда высок процент заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем. Недостаточная активность скелетных мышц, которая в норме способствует развитию процессов адаптации и повышает функциональные резервы организма, приводит к обратному результату – снижению адаптивных возможностей. Поэтому важным средством поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья человека является чередование умственного и физического труда, использование комплекса физических упражнений. Однако, таких простых рекомендаций часто бывает недостаточно, требуются более глубокие знания особенностей умственного труда и гигиенических правил профилактики неблагоприятного влияния легкого физически, но напряженного в эмоциональном отношении вида деятельности.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое здоровье?

2. Вы проверили себя по критериям здоровья?

3. Назовите критерии психического здоровья (по ВОЗ).

4. Какие факторы влияют на умственную деятельность?

5. Чем может вызываться возрастание нервного напряжения?

6. Какое значение имеет фактор зрительного напряжения?

7. Как правильно организовать умственную деятельность?

8. За счет чего можно повысить качество умственного труда?







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.