Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неблагоприятные факторы учебного труда






 

Психофизиологическое исследование состояния работников умственного труда показывает, что после работы у них отмечаются выраженные признаки утомления: увеличение числа замедленных и ошибочных реакций, падение работоспособности, снижение внимания, остроты зрения, расстройства сна, угнетенное настроение, повышение температуры тела, ускорение пульса, повышение артериального давления, повышение уровня сахара в крови и т.д.

 

Регулярное повторение ситуаций, вызывающих развитие утомления, отсутствие условий для полного восстановления функций организма и ЦНСобусловливают накопление явлений утомления, что может привести к развитию заболеваний.

Таблица 6

Схема степеней переутомления

Симптомы Стадии переутомления
начальное легкое выраженное тяжелое
Снижение трудоспособности мало выраженное заметно выраженное достаточно выраженное резко выраженное
Появление ранее отсутствующей усталости во время нагрузки при усиленной нагрузке при обычной нагрузке при облегченной нагрузке при всякой нагрузке
Компенсация волевыми усилиями не требуется полная неполная незначительная
Эмоциональные сдвиги временное снижение интереса к работе временная неустойчивость раздражительность угнетение, резкая раздражительность
Расстройство сна трудно засыпать или просыпаться много труднее засыпать или просыпаться сонливость днем бессонница
Снижение умственной работоспособности нет трудно сосредоточиться временная забывчивость значительное ослабление внимательности
Профилактические мероприятия упорядочение отдыха, физической культуры, развлечения очередной отдых отпуск, организованный отдых лечение

 

Первую стадию можно отнести к собственно утомлению, т.к. на этом этапе нет снижения умственной трудоспособности, нет резких эмоциональных сдвигов. Процесс остается легко обратимым. Тяжелое переутомление ведет к развитию болезненных явлений, в том числе к расстройству функций сосудов головного мозга.

 

При дозированной физической нагрузке эти явления исчезают. При хроническом переутомлении расстройства становятся более глубокими, не нормализуются после сна и одного только отдыха, а физическая нагрузка ухудшает состояние. При лабораторном обследовании могут быть установлены отклонения многих показателей.

 

В дальнейшем переутомление может привести к развитию психогенных заболеваний, которые разделяются на две группы: психосоматические заболевания и неврозы.

Более многочисленными являются психосоматические заболевания, представляющие собой заболевания внутренних органов (терапевтические), которые развиваются вследствие переутомления или психологических переживаний и конфликтов.

 

К их числу принадлежат следующие распространенные заболевания:

1) гипертоническая болезнь, проявляющаяся стойким повышением артериального давления;

2) ишемическая болезнь сердца (ИБС, стенокардия, грудная жаба), проявляющаяся появлением болей в сердце при переживаниях или при иной нагрузке, которая в дальнейшем может приводить к смертельно опасным инфарктам миокарда;

3) язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, проявляющаяся мучительными болями в желудке и требующая серьезных ограничений в питании;

4) бронхиальная астма, проявляющаяся мучительными приступами удушья;

5) неспецифические колиты, проявляющиеся расстройством стула;

6) нейродермиты, проявляющиеся развитием экземы.

 

Материальной основой их служат нарушения вегетативной нервной системы, выступающей посредником между ЦНС и внутренними органами.

Второй группой заболеваний, развивающихся вследствие переутомления, являются неврозы. Неврозы могут, как и психосоматические болезни, развиваться и вследствие межличностных конфликтов, и вследствие переутомления, вызванного затруднениями в обработке больших объемов информации. Такие неврозы иногда называют информационными неврозами.

 

В их основе лежат следующие факторы:

1) большой объем информации, подлежащей усвоению, особенно при необходимости принятия на ее основе решения,

2) постоянный дефицит времени, отведенного на такую работу, высокая мотивация деятельности, что определяет высокую значимость усвоения информации.

 

Наиболее надежным методом профилактики является недопущение неритмичной работы, «штурмовщины» и, особенно, нарушений сна.

 

Невротические расстройства

Следствием психической травмы или эмоционального перенапряжения может быть развитие неврозов или невротических расстройств, к которым больные имеют критическое отношение и которые они стремятся преодолеть или переработать.

 

Неврозы развиваются в непосредственной связи с психическими травмами и осознаются как связанные с вызвавшими их переживаниями.

 

Существует несколько классификаций этих расстройств. Наиболее распространенная в отечественной медицинской литературе классификация выделяет три невроза: неврастения, невроз навязчивых состояний, истерический невроз.

Неврастения проявляется главным образом двумя проявлениями: астенией (нервной слабостью) и гиперестезией (повышенной возбудимостью и раздражительностью).

 

Астения проявляется общей слабостью, снижением переносимости привычных нагрузок, легкой утомляемостью, сонливостью днем и ухудшением сна ночью, общим плохим самочувствием.

Гиперестезия проявляется раздражительностью, непереносимостью яркого (и не очень яркого) света, всякого шума, любого раздражения и дискомфорта.

 

При этом у больных, как правило, отмечается сниженное настроение, неприятные ощущения в различных частях тела, например в голове, ощущение тяжести, сдавленности, боли в животе. В связи с неприятными ощущениями и тревожностью больные могут высказывать преувеличенные опасения за свое здоровье, обращаться к врачам с просьбой найти у них предполагаемые заболевания, в том числе опасные, как например рак. Такие расстройства в иных классификациях именуют ипохондрическими или соматоформными.

 

Невроз навязчивых состояний проявляется появлением навязчивых переживаний, страхов, опасений, сомнений. Они появляются в сознании помимо желания, воспринимаются как болезненные, мешающие, к ним имеется критическое отношение, от них больной хочет избавиться, но это ему не удается. Всего известно около 400 вариантов навязчивостей. Наиболее часто встречаются следующие:

 

навязчивые сомнения — возникают тягостные мысли, что «утюг не выключен», «дверь не заперта», из-за чего человек вынужден многократно возвращаться, чтобы «проверить»;

навязчивый страх высоты — панический страх, который возникает даже на небольшой высоте, например на уровне вагонной полки, небольшого возвышения, что заставляет больного избегать такой высоты;

 

навязчивый страх замкнутого пространства – ужас охватывает в кабине лифта или в метро, из-за чего больной перестает пользоваться лифтом или метро, избегает тесных комнат;

навязчивый страх открытого пространства - панический страх, опасности на широкой улице или на площади, из-за чего больной избегает таких мест;

 

навязчивый страх острых предметов - при виде острых предметов появляется страх, что он может пораниться об эта предметы, из-за чего старается прятать их;

 

навязчивый страх смерти — появляются страх, что он может умереть;

 

навязчивый страх покраснеть - появляется страх, что он покраснеет, а из-за этого окружающие его заподозрят в чем-то нехорошем;

 

навязчивый страх заражения, загрязнения - появляются мысли, что руки грязные, нечистые, что заставляет больного многократно мыть их (до акземы);

 

навязчивый счет — постоянно испытывает навязчивое желание считать все предметы, которые видит и которые можно пересчитать.

 

Попытка преодолеть навязчивое состояние сопровождается выраженным чувством тревоги. Нередко больной как бы подчиняется тревожным опасениям (имея к ним критическое отношение), но подчиняется не из-за согласия с ними, а для облегчения своих переживаний, уменьшения тревоги. В зарубежной литературе этот вид невротических состояний именуется «тревожными расстройствами».

 

Уучащихся особое место занимают тревожные расстройства, именуемые «социальные фобии». В период занятий социальные фобии проявляются страхом выступления перед преподавателем, перед публикой. Особенно острый характер этот страх может принимать у студентов музыкальных и театральных учебных заведений, где фобии становятся препятствием к самому занятию данной профессией. Он может представить проблему для студентов-педагогов, которым предстоит вести урок перед классом, особенно в присутствии проверяющих их работу. Страх выступления может проявляться при освоении ведения судебных заседаний будущими юристами. Более распространены социальные фобии, проявляющиеся в страхе перед экзаменами или на генеральной репетиции, тем более на открытом публичном концерте, который играет роль экзамена, от оценки на котором зависит будущее. Страдающие такими фобиями обычно не обращаются за медицинской помощью, расценивая их как проявление особенностей характера, а не заболевание. Они могут получить помощь у психотерапевтов или психологов. Некоторые пытаются применять при страхах перед выступлением или экзаменами различные препараты - валерьяну, транквилизаторы или даже алкоголь. Использование препаратов совершенно недопустимо в случае нормальной реакции на ситуацию экзамена или выступления, если страх вызван объективной неготовностью к таковым. Более того, прием успокаивающих препаратов может снизить способность найти выход, мобилизовать все имеющиеся ресурсы. В то же время самолечение при наличии заболеваний может быть абсолютно неэффективным, но привести к развитию зависимости от транквилизаторов или алкоголя.

 

Истерический невроз проявляется появлением расстройств движений в виде параличей, судорог, расстройств речи (немоты), расстройств чувствительности (потери чувствительности), временной слепоты или глухоты, частичной потери памяти. Как правило, у больного развиваются расстройства, которые как бы помогают " избежать" неприятностей или трудностей путем " ухода в болезнь". Как иногда хотелось бы " заболеть" перед экзаменом, так что даже начинает казаться, что " болезнь начинается"! Но у человека здорового так и не появятся признаки несуществующей болезни, а предрасположенная к истерии студентка почувствует все ее признаки. Международной классификации болезней термин " истерические" расстройства, который воспринимается как негативно характеризующий человека, заменен на " диссоциативные" или " конверсионные" расстройства.

 

Неврозы практически всегда воспринимаются как болезненные состояния. Поэтому обычно заболевшие обращаются к врачам. Но часто они обращаются к невропатологам или даже терапевтам, хотя наилучшая помощь при неврозах может быть получена при обращении к психотерапевтам, психиатрам или к психологам. Категорически нежелательно самолечение.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.