Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы практических занятий






ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1.

Литература и наука о ней

Тема: Литературоведение как наука.

 

Вопросы:

1. Разделы науки о литературе.

2. Анализ и интерпретация.

 

Задания:

1. Прочитав соответствующие разделы учебников и статьи в хрестоматии, ответьте на вопросы:

· Знания из какой области ЛВ необходимы при издании ПСС писателя?

  • Какому разделу ЛВ «подведомственны», как правило, произведения современной литературы?
  • Какой раздел ЛВ изучает родовые и жанровые закономерности литературного произведения?
  • Какая работа обязательно предшествует литературоведческой интерпретации?

· В каком разделе ЛВ изучается биография писателя и история замысла произведения?

 

 

2. Прочитайте фрагмент романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди» (письмо от Июля 1-го) и стихотворение Д.Усова «Переводчик». О чем идет речь в них идет речь: о восприятии, анализе или интерпретации? Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на способы выражения точки зрения автора на прочитанное произведение.

 

Д.Усов «Переводчик»

Недвижный вечер с книгою в руках.

И ход часов так непохож на бегство.

Передо мною в четырех строках

Расположенье подлинного текста:

 

«В час сумерек звучнее тишина,

И город перед ночью затихает.

Глядится в окна полная Луна,

Но мне она из зеркала сияет».

 

От этих строк протягиваю нить,

Они даны не уже и не шире.

Я не могу их прямо повторить,

Но все-таки их будет лишь четыре:

 

«В вечерний час яснее каждый звук,

И затихает в городе движенье.

Передо мной не лунный полный круг,

А в зеркале его отображенье».

 

Сравните вторую и четвертую строфы. Определите различия в выражении смысла, какие лексические средства способствуют выявлению разных оттенков смысла? Сравните образы: тишина - звук, город - движенье; лунный круг - Луна; сияние - отображение. Сопоставьте синтаксическое строение и звуковую организацию строф. Остановитесь на образе зеркала.

 

3. Принесите текст стихотворения Ф.И.Тютчева «Нам не дано предугадать...» и подготовьтесь к его анализу.

 

Литература:

1. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество. - Хрестоматия. С.450-453.

2. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. С.12-30, 183-201.

3. Бахтин М.М. К методологии литературоведения. - Хрестоматия С.189-192.

4. Горнфельд А.Г. О толковании художественного произведения. - Хрестоматия С.436-442.

5. Белецкий А.И. Об одной из очередных задач историко-литературной науки. - Хрестоматия. С.442-444.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 (КСР).

Литература и наука о ней

Дебаты: Литературовед помогает читателю

Вопросы для обсуждения:

1. Каков смысл профессиональной деятельности литературоведа? На кого и почему она может быть направлена?

2. В каких областях общественной деятельности востребованы литературоведческие знания? (Место литературоведения в современной культуре٭).

3. Что, по-Вашему, необходимо для понимания художественного произведения? Чем оно определяется и от чего зависит?

4. Подберите примеры из собственного читательского опыта, доказывающие нужность литературоведческой (если Вы с ней сталкивались) или критической оценки для понимания Вами произведения.

5. Вспомните примеры из собственного читательского опыта, доказывающие бесполезность литературоведческой (если Вы с ней сталкивались) или критической оценки для понимания Вами произведения.

6. Почему Вы выбрали эту профессию?

 

Задание:

Найдите материал по заявленной теме и подготовьте для себя краткий конспект. Сформулируйте собственную точку зрения по предлагаемым темам. Подготовьтесь защищать свою позицию, используя аргументы из найденной литературы и придумав свои.

В соответствии с собственной позицией, разделитесь на 2 группы и подготовьте вопросы своим оппонентам, с целью.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.

Закономерности развития литературы

Тема: Роды литературы: эпос, драма, лирика.

 

Вопросы:

1. Назовите имена, с которыми связано выделение родов литературы.

2. Какие критерии выделения литературных родов Вы знаете?

3. Эпос как род литературы.

4. Драма как род литературы. С чем, прежде всего, связаны особенности драмы? Расскажите о них.

5. Лирика: ее родовые особенности (тематика и поэтика, специфика восприятия, субъект лирики٭).

 

Задания:

1. Подготовьте пересказ статей-первоисточников, приведенных в Хрестоматии.

2. Составьте план общего ответа на тему «Выделение литературных родов в истории науки».

3. Подготовьте материалы к заполнению таблицы: Роды литературы: эпос, драма, лирика

Литература:

1 – 3. Введение в литературоведение. Хрестоматия (любое издание). Статьи из раздела «Литература как вид искусства»: И.-В. Гете и Ф. Шиллер Об эпической и драматической поэзии; В.Г.Белинский Разделение поэзии на роды и виды; В.В.Кожинов К проблеме литературных родов и жанров.

На выбор:

4. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение (любое издание). Гл. 8, раздел «Деление литературы на роды».

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 294 – 319.

Основы литературоведения. М., 2000. С. 43-44.

5.Л.Я. Гинзбург О лирике. (любое издание) Введение; или Частное и общее в лирическом стихотворении // Литература в поисках реальности. Л. 1987.

6. Введение в литературоведение. Лит. пр-е: осн. понятия и термины. М., 1999. Статьи: Лирика, Лирический субъект٭, Словарь поэтический٭, Язык поэтический٭, Эпос, Драма.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4, 5 (КСР).

Закономерности развития литературы

Тема: Эпические, драматические и лирические жанры

Мини-конференция

Вопросы:

1. Эпические, драматические и лирические жанры.

 

Задания:

1. Разделившись на группы, подготовьте сообщения о каком-либо жанре по плану:

· История термина

· Жанровые признаки

· Пример произведения этого жанра с выделением в нем жанровых признаков.

2. Подготовьте вопросы, проверяющие освоенность предложенной Вами информации.

3. В процессе слушания сообщения, формулируйте уточняющие или разъясняющие вопросы.

Литература обязательная:

1. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Гл. «Проблема жанров» С.369-384.

2. Основы литературоведения. (Под ред. В.П. Мещерякова) М., 2000. С.44.

3. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. (Любое издание) Гл. «Литературные жанры».

4. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 319 – 341.

5. КЛЭ или ЛЭС статьи: «Анекдот», «Басня», «Баллада», «Водевиль», «Драма», «Комедия», «Новелла», «Ода», «Притча», «Повесть», «Поэма», «Рассказ», «Роман», «Трагедия», «Элегия», «Эпиграмма».

 

Литература дополнительная:

1. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Хрест. С. 413-417.

2. Бахтин М.М. «Эпос и роман». Хрест. С.417-420

3. Тынянов Ю.Н. «О литературной эволюции», «Литературный факт» // Тынянов Ю.Н. История литературы. Поэтика. Кино. М. 1977.

4. Хрестоматия. Раздел «Литературные жанры».

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.

Закономерности развития литературы

Тема: Эпические, драматические и лирические жанры

 

Вопросы:

1.Что принято называть жанром?

2. Исторические принципы выделения жанров.

3. Жанровые системы и каноны.

 

Задания:

1. Обратитесь к гл. 5 («Литературные роды и жанры») учебника В.Е. Хализева «Теория литературы» и др. источникам, определите понятие «жанр». Обратите внимание на разногласия в терминологии, затем выделите общее в определениях жанра разными учеными. Выясните проблемы выделения жанров, обратив внимание на историчность этой категории.

2. Изучив научную литературу, как учебную, так и исследовательскую, подготовьте ответы на вопросы 1-3.

3. На основе выслушанных ранее сообщений друга друга и прочитав статьи о конкретных жанрах в справочных изданиях, подготовьтесь к терминологическому тесту по теме «Жанры»: распределите жанры по родам литературы; запомните этимологические значения жанровых названий: (из какого языка, что обозначает слово), обращайте внимание на «возраст» жанра и изменяемость или неизменяемость его признаков в истории литературы. Проверьте свои знания по следующему примерному тесту:

 

Тест по теме «Жанры литературы»

I. Распределите жанры по родам литературы:

а. Драма; b. эпос; c. лирика.

1.Комедия; 2. новелла; 3. мелодрама; 4. сказка; 5. эпиграмма; 6. роман; 7. трагедия; 8. элегия; 9. ода.

II Найдите соответствия между термином, обозначающим жанр и его определением:

1.БАСНЯ; 2.БАЛЛАДА; 3.ВОДЕВИЛЬ; 4.ПОВЕСТЬ; 5.Поэма; 6.РАССКАЗ.

А. Легкая пьеса с занимательной интригой, песенными куплетами и танцами.

Б. Лиро-эпический жанр, обычно с трагизмом, таинственностью, отрывистой повествовательностью, драматическим диалогом; часто основывается на исторических легендах.

В. Малая эпическая форма; небольшое по объему изображенных явлений произведение, как правило, раскрывающее один жизненный эпизод.

Г. Жанр дидактической литературы; короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл.

Д. Средняя форма эпической прозы, в которой важно особое развертывание сюжета и роль рассказчика.

Е. Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом

III Распределите жанры в порядке их старшинства.

1. роман; 2. трагифарс; 3. басня; 4. сказка; 5. водевиль.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7, 8.

Закономерности развития литературы

Тема: Литературный процесс и его закономерности.

Вопросы:

1. Понятие литературного процесса: осознание литературы частью культуры, факторы, влияющие на развитие литературы.

2. Стадии культурного развития (большие исторические стили).

3. Понятия «течение», «направление», «школа литературная».

 

Задания:

1. Внимательно прочитав статью о литературном процессе в ЛЭС, определите, чем определяется развитие литературы: какие факторы на него влияют, как их можно разделить?

2. Какие термины и понятия используются в литературоведении для обозначения общностей писателей и литераторов, чем они отличаются друг от друга?

3. Какие стадии в культурном развитии человечества принято выделять? Обратитесь для ответа на вопрос к учебнику «Основы литературоведения».

4. Составьте хронологическую таблицу литературных стилей, направлений и течений, записывая название и время существования.

5. Разделившись на группы, подготовьте краткое сообщение по главам этого учебника: «Античная литература», «Романтизм». Составьте вопросы к этим главам.

6. *Прочитайте поэму В.А. Жуковского «Шильонский узник» и покажите в ней признаки романтизма (работа в аудитории).

 

Литература обязательная:

1. Литературный процесс // ЛЭС. С.195-197.

2. КЛЭ статьи: «Школа литературная»; «Направление литературное», «Течение литературное», «Стиль».

3. Основы литературоведения. М., 2000. С. 161 – 313.

Литература дополнительная:

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 120 – 140; 370 - 372.

Введение в литературоведение. Под ред. Г.Н. Поспелова (любое издание). Гл. «Закономерности исторического развития литературы».

 

7. Подготовка к завершающей модуль работе по следующим вопросам:

 

1. Расположите в хронологическом порядке литературные направления: сентиментализм, модернизм, романтизм, барокко, классицизм, реализм.

2. Приведите пример литературных школ.

3. Дайте определение литературного течения

4. Правильны ли следующие утверждения?

«Лирические произведения пишутся в стихотворной форме, а эпические - в прозаической».

«Жанры литературы - группы произведений, выделяемые в пределах литературных родов»

«Драматизм - это свойство только драматических произведений»

«Лиризм – это свойство произведений, принадлежащих к лирическому роду»?

«Эпичность – это свойство произведений эпического рода литературы»?

5. Дайте этимологическое объяснение терминов: Анализ. Баллада. Гротеск. Интерпретация. Ирония. Комедия. Лирика. Модернизм. Новелла. Ода. Пафос. Проблема. Романтизм. Сатира. Трагедия. Тема. Сентиментализм. Юмор. Эпос.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9. (КСР)

Закономерности развития литературы

Тема: Стадиальность литературного развития

Круглый стол «Массовая литература»

Вопросы:

1. Чем определяется «массовость» литературы?

2. Каковы, по-Вашему, критерии разделения литературы на массовую и «немассовую»?

3. Нужно ли изучать массовую литературу? С какими целями?

Задания:

Прочитав указанную главу учебника, сформулируйте свое отношение к массовой литературе?

Объясните, почему именно эта глава отличается оценочностью явления, о котором в ней идет речь?

Постарайтесь сформулировать ответы на предложенные вопросы и подготовьтесь публично высказаться по теме.

Литература:

Основы литературоведения. М., 2000. Гл. «Массовая литература».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10.

Автор художественного произведения

Тема: Субъектная организация произведения

Вопросы:

1. Значения слова «автор».

2. Различные способы организации повествовательной структуры произведения.

3.Способы выявления субъекта речи: временная, пространственная, эмоциональная выявленность его.

3.Понятия «повествователь» и «рассказчик».

4.Значение сказа как способа повествования.

 

Задания:

1. Подготовьте ответы на предложенные вопросы, прочитав учебную и справочную литературу.

2. Подготовьте пересказ статьи Ю.М. Лотмана о «Капитанской дочке» в избранном аспекте (различение повествователя и автора)

Задание по художественным текстам:

1. И.С.Тургенев «Уездный лекарь». Что известно из рассказа о повествователе и что о рассказчике? Каков художественный эффект введения рассказчика в произведение? Обратите внимание на последнее предложение первого абзаца. «Певцы» (принести).

2. Н.С.Лесков «Левша». Приведите несколько примеров «сказовости» повествования» из первых 19 глав. Объясните роль последней главы в рассказе.

Литература:

2.Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» / Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин Лермонтов Гоголь. М. «Просвещение» 1988. Или любое другое издание.

3.ЛЭС статьи «Автор» (И.Роднянская), «повествование» (В.А.Сапогов).

 

Литература дополнительная:

  1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе; Автор и герой в эстетической деятельности; Эпос и роман. - В его кн. Литературно-критические статьи. М. 1986
  2. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе ХIХ-ХХ вв. М. 1994
  3. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М. 1972
  4. Лихачев Д.С. Поэтика художественного времени. Поэтика художественного пространства. - В его кн. Избранные работы. Т.1. Л. 1987
  5. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М. 1970
  6. Мелетинский Е.М. О теории художественной речи. М. Высшая школа 1971
  7. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Л. 1970

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11.

Автор художественного произведения

Тема: Лирический герой

 

Вопросы:

1.«Носитель речи» в лирическом произведении: образ лирического героя, ролевая лирика.

2.Автор лирического произведения. Понятия «поэтический мир» и «художественная система.

 

Задания:

по группам:

Разделившись на две группы, подготовьте сообщения по поэзии М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова, опираясь на предложенные вопросы:

1. Прочитайте стихотворения М.Ю.Лермонтова «Поток», «1831-го июня, 11 дня», «Есть речи - значенье», «Любовь мертвеца», «Они любили друг друга так долго и нежно», «Сон», «Утес», «Тучи», «Парус», «Благодарность», «Выхожу один я на дорогу» и др.; найдите в разных стихах выражения, характеризующие определенные черты его автора (жажду жизни, напряженность чувств, гордость, душевное смятение, разочарованность и т.д.) Расскажите о его лирическом герое, подтверждая ответ цитатами.

2. Прочитайте Н.А.Некрасов «Умру я скоро, жалкое наследство» «Последние элегии», «Еду ли ночью по улице темной», «Тяжелый год - сломил меня недуг». Сформулируйте общее впечатление об авторе.

 

Всем:

1. Н.А.Некрасов «Дума»: От чьего лица написано стихотворение? Как вы могли бы доказать свое впечатление?

З.Гиппиус «Поэту Родины» От чьего лица написано стихотворение? Докажите свой ответ.

3.А.Фет «На заре ты ее не буди», «Только в мире и есть», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» и др. Каким вы представляете себе автора этих стихов, расскажите о нем, основываясь на собственном впечатлении от произведений.

 

Литература обязательная:

1. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974. (с. 129, 159-164) (или любое издание гл. «Поэзия действительности).

2. Тынянов Ю.Н. Блок // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 118-123. (Или любое издание).

 

Литература дополнительная:

1. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. (Любое издание).

2. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М. «Просвещение» 1972. С. 56-86.

3. Он же. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978.

4. Маймин Е.А. Д. Веневитинов. Поэт и друг. // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 98-106.

5. Максимов Д.Е. поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1981. С. 152-154, 162, 165-167, 176-178.

6. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972. С. 169-175.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.