Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами






№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
               
1. История русской литературы                  
2. История зарубежной литературы                  
3. Теория литературы                  

Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Пр. зан.+ кср Лаб. зан. Семин СРС Все-го час.
1. Литература и литературоведение   2 + 1        
2. Закономерности развития литературы   8 + 5        
3. Автор художественного произведения            
4. Художественное произведение   16+10        

Практические занятия

№ и наименование раздела дисциплины Тематика практических занятий Трудо-емкость (час.)
1. Литература и наука о ней Практические занятия № 1. Тема: Литературоведение как наука. Практические занятия № 2. (КСР) Литературовед помогает читателю. Дебаты  
2. Закономерности развития литературы Практические занятия № 3. Тема: Роды литературы: эпос, драма, лирика. Практические занятия № 4, 5 (КСР). Тема: Эпические, драматические и лирические жанры. Мини-конференция Практические занятия № 6. Тема: Эпические, драматические и лирические жанры Практические занятия № 7, 8. Тема: Литературный процесс и его закономерности. Практические занятия № 9. (КСР) Круглый стол «Массовая литература»  
3. Автор художественного произведения Практическое занятие № 6. Тема: Субъектная организация произведения. Практическое занятие № 7. Тема: Лирический герой.  
4.Художественное произведение Практическое занятие № 12. Тема: Понятия, характеризующие содержание произведения Практическое занятие № 13. Тема: Изображение внутреннего мира человека в художественном произведении Практическое занятие № 14 Тема: Специфика языка художественной литературы Практическое занятие № 15 Тема: Понятие тропа. Практическое занятие № 16 Тема: «Чужое слово» в произведении» Практическое занятие № 17, 18. Тема: Сюжет и композиция произведения. Композиция лирического произведения. Практические занятие № 19-22 (КСР) Тема: Многоаспектный анализ произведения. Коллоквиум по книге В.Е. Хализева «Ценностные ориентации русской классики»; Практикум «Анализ рассказа»; Проект «Анализ рассказа А.П. Чехова «Спать хочется»; Мини-конференция: «Анализ одного стихотворения» Практическое занятие № 23 (КСР) Контрольный тест  

 

Формы текущего и рубежного контроля

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме промежуточной контрольной работы, итоговой контрольной работы, тестов, защиты проекта; рубежный контроль в форме экзамена.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Содержание лекций

Лекция 1. Литературоведение как наука. История формирования литературоведения как раздела филологии. Разделы литературоведения. Вспомогательные литературоведческие дисциплины: текстология и библиография; различные значения понятия «библиография», основные библиографические источники и периодические издания современной науки о литературе. Основные дисциплины литературоведения: история и теория литературы, предмет их внимания. Многозначность термина «поэтика». Проблематичность выделения литературной критики в отдельную литературоведческую дисциплину.

Лекция 2. Место литературоведения в ряду других дисциплин эстетического направления. Научность литературоведения: специфика гуманитарных наук. Бахтинская теория диалога. Признаки научности литературоведения. Описание, анализ и интерпретация как способы научного постижения литературного произведения.

Лекция 3. Литература как искусство. Происхождение искусства из синкретического хора. Искусство как познание, как создание художественного образа, как результат индивидуального человеческого творчества. Художественный образ: происхождение и структура. Объективно-познавательное и субъективно-творческое начало художественного образа. Слово как «материал» литературы; изобразительность словесного образа. Место литературы в ряду других искусств.

Лекция 4. Родовое деление художественной литературы. Понятие литературного рода как внеисторической категории. Аристотель, Платон, Буало, Белинский, Веселовский, «формалисты» о литературных родах. Критерии выделения родов литературы. Эпос, лирика, драма: общая характеристика. Способы пространственно-временной организации, восприятие человека, формы выражения авторской субъективности, характер обращенности к читателю как комплексы свойств, проявляющие родовую принадлежность произведения.

Лекция 5. Понятие жанра как исторической категории. Специфика выделения жанров. Понятие жанровой системы и ее зависимости от эпохальной идеологии и эстетики: Жанровые системы фольклора и древнерусской литературы как пример относительно стабильных жанровых систем. Жанры канонические и неканонические, универсальные и локальные. Трансформация и функционирование жанров в истории литературы. Размывание жанровых границ как признак эволюции жанра.

Лекция 6. Литературный процесс. Основные понятия, термины, концепции литературного процесса. Внешние и имманентные факторы развития литературы. Стадиальность литературного развития: архаика, традиционализм, эпоха индивидуальных стилей; связь стадий литературного развития с историческим развитием культуры. Динамика и стабильность в составе всемирной литературы. Понятия «большого культурного стиля» (Д.С. Лихачев), направления, течения, школы.

Лекция 7. Автор художественного произведения. Значения слова «автор»: биографическое и художественное, авторская концепция произведения как утверждаемая отечественной традицией универсалия, факультативность образа автора в произведении; зависимость его от исторической стадии развития литературы. Универсальные формы проявления авторской позиции в рамочных элементах композиции произведения. Зависимость проявления автора от родовой принадлежности произведения; особенности проявления автора в лирическом произведении, история термина «лирический герой».

Лекция 8. Форма и содержание; предложенные Гегелем категории формы и содержания для удобства описания художественного произведения; их единство и взаимосвязанность: целостность художественного произведения. Понятия, характеризующие содержание: тема, проблема, идеяпроизведения.

Лекция 9. Понятие пафоса, его общее значение; традиционно выделяемые виды пафоса (трагическое, героическое, возвышенное, комическое и др.). Характеристика трагического, понятие катарсиса в связи с понятиями трагической вины и ошибки. Характеристика комического на ранней (архаической) стадии развития и в культуре Нового времени; разновидности комического: сатира (специфика сатирического образа), ирония и сарказма как ее высшее проявление, юмор. Различия между ними.

Лекция 10. Литературная форма, уровни формальной организации художественного произведения: предметно-образный, языковой и композиционный. Д.С. Лихачев о «внутреннем мире» художественного произведения: чем он определяется, из чего состоит. Характеристика предметно-вещного мира: особенность художественного времени и пространства, понятие хронотопа; понятия пейзажа и интерьера, их возможные функции в художественном произведении; специфичность изображаемых вещей.

Лекция 11. Персонаж как воспроизведение человеческой личности в произведении: способы проявления литературного героя в тексте, объединяющая функция имени героя, формы поведения человека, изображение внутреннего мира человека в литературе.

Лекция 12. Специфика художественной речи; основные функции слова в художественном произведении. Понятие тропа: Аристотель, А.Потебня, Б.Томашевский, Г.Поспелов о функции тропов. Представление о сравнении, метафоре, метонимии, эпитете, символе, аллегории. Отличие тропов от стилистических фигур речи.

Лекция 13. Композиционный уровень: понятия сюжета, фабулы, мотива, композиции; происхождение терминов. Различие подходов к определению сюжета и композиции формалистами и Г.Н. Поспеловым. Композиция сюжета и композиция произведения. Внесюжетные элементы композиции. Приёмы организации текста (обрамление, повторы, вариации, со— и противопоставления, умолчание, монтаж и др.). Мотив. Представление о «свободных» и «связанных» мотивах. Композиция лирического произведения (образно-тематическая и собственно стиховая, эмоциональная композиция; ее факторы; понятия рифмы, рифмовки, строфы; тематическая, звуковая, образная,.

Лекция 14. Стихосложение. Отличия стихотворной речи от прозаической: Различия между стихотворениями разных эпох и стран: системы стихосложения (метрическая, силлабическая, тоническая, силлабо-тоническая) и критерии их выделения; зависимость от существенных фонетических особенностей языка. Различия между стихотворениями одной эпохи и одного языка: понятия ритма, метра и размера стиха. Эволюция русской силлабо-тоники: представление о тоническом стихе, акцентном стихе, верлибре.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.