Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вклад школы научного управления в развитие научной организации труда.






Управление возникло до появления цивилизации, с появлением первых организаций: охотничьи племена.

Первая школа управления – конец 19 века, Фредерик Тейлор, США

Первая школа научного управления. Она появилась в США, потому что США были лидером: механизация производства в комплексе. Появились корпорации, корпоративная наука и США эффективнее внедряли разработки, изобретения.

Фредерик Тейлор (1856-1915). Начал карьеру, не смотря на блестящее образование, простым рабочим. Захотел посмотреть, как работает система снизу. Быстро и самостоятельно сделал себе карьеру.

В конце 19 века повсеместно менеджеры использовали авторитарные методы работы с персоналом. Тейлор первым понял, что проблема – неэффективное управление персоналом. Предприятие и рабочие находятся в состоянии войны. Забастовки, увольнения, саботаж на рабочем месте. Силовой метод решения проблемы с обеих сторон. Рабочие боролись за почасовую оплату, руководители за сдельную оплату рабочих. Открытия Тейлора:

v Тейлор открыл работу с прохладцей – рестрикционизм. Работа с прохладцей – работа с минимальной производительностью. Причины работы с прохладцей для рабочих:

1.Все рабочие убеждены, что повышение производительности труда неминуемо приведет к увольнению части рабочих.

2.Использование устаревшей системы организации труда, при которой управляющий делегирует право выбора инструментов, оборудования, способов выполнения работы и, в итоге, производительность их труда.

3.Непроизводительные методы труда, при которых рабочие бесполезно растрачивают значительную часть своих усилий. Он писал, что на каждом рабочем месте существуют громадные решения сбережения времени, путем замены грубых и примитивных методов научными, современными. Рабочих никто не обучал, все смотрели на соседа, а сосед, в свою очередь, был не заинтересован и сам обучился так же.

4.Необходимость научного подхода к организации труда. Перекладывать организацию труда на плечи рабочего бессмысленно. Это задача инженеров, менеджеров, руководителей.

v Решил основное противоречие между трудом и капиталом. Главная задача управления предприятия – обеспечение максимальной прибыли для предпринимателей и максимальной заработной платы для рабочих, путем максимального увеличения производительности труда.

v Концепция достигающего рабочего: необходимо поднять каждого рабочего до высшего уровня, заставляя его использовать его лучшие способности, давая ему достойную зарплату. Для достижения надо поручать рабочим сложные, но выполнимые задачи; поощрять за высокие достижения, выплачивая надбавку в размере от 30 до 100% к средней з/п.

v Рабочие по Тейлору – это школьный класс. Искусство управления – педагогическое искусство, а система научного управления – система просвещения. При этом успевающих учеников переводят на следующий уровень, неуспевающих увольняют.

v Ориентация на сильных и лучших. Система научного управления Тейлора предполагала высокие нормы выработки, жесткий режим труда. Это было сложно, поэтому он первым придумал отбирать рабочих еще до приема на работу.

v Работа должна бросать вызов всем работникам. Для этого ставьте рабочие цели, чтобы рабочие ежедневно повышали свое мастерство.

v Обеспечить справедливое соотношение между результатами труда и его. Деньги должны быть заработаны в поте лица – ценнее.

v Так же придумал функциональное администрирование, вместо линейного. Поставил штабных менеджеров, отвечающих за индивидуальное планирование каждого рабочего, ввел два новых отдела – плановое бюро: планирование, координация всех работ; отдел кадров.

Научная организация труда по Тэйлору должна включать 5 элементов:

• Внедрение норм выработки, которые разрабатываются администрацией предприятий для всех видов работ и операций. Внедрение разбивается на 2 этапа:

- оптимизация движения операций, обеспечивающих рациональное выполнение всех работ с минимальной затратой труда.

- проведение хронометражных измерений и определение оптимальных норм выработки.

• Внедрение прогрессивной оплаты труда за сверхнормативную выработку. Выполнение нормы выработки (оклад), перевыполнение (оклад + премия), невыполнение (штраф, затем увольнение).

• Обучение рабочих системе научной организации труда.

• Осуществление отбора квалифицированных кадров, подходящих для выполнения конкретной работы, до приема на работу.

• Всю ответственность за планирование и организацию труда возложить на менеджеров, а не на рабочих.

 

Последователи Тэйлора.

Фрэнк Гилберт (1868-1924) опубликовал книгу «Правила человеческих движений», в которой сформулировал принципы экономичности движений:

1.Работа должна равномерно распределяться между обеими руками, так, чтобы они начинали и заканчивали свою работу одновременно;

2.Руки не должны бездействовать;

3.Движения должны быть симметричными, но в противоположных направлениях;

4.плавные движения вызывают меньшую усталость, чем резкие.

Гарингтон Эмерсон. Его больше интересовала философия управления. Он известен книгой «12 принципов производительности труда». В Книге он излагает Всемирную историю с точки зрения менеджмента.

- Делит все государства и предприятия на 2 типа: военно-разрушительный и функциональный или созидательный. Военно-разрушительные обеспечивают процветание за счет войн, разбоев, колонизации, монополизации рынка. Второй тип вступает в диалог, выгодное сотрудничество, конкуренция, гармония (растения).

В начале 20 в. США распространили первый тип.

- Разделение труда на напряженный и производительный присутствует так же в книге Эмерсона. Работать напряженно – это значит прилагать максимальные усилия к труду, производительно – минимальные усилия, работать легко, в удовольствие.

- Управленческую пирамиду надо строить не сверху, а снизу.

- Управление, планирование от достигнутого. Не надо развивать бизнес от достигнутого. Надо отталкиваться от показателей рынка, учитывать факторы.

- Организация важнее отдельной личности. Но при этом по Эмерсону, дисциплина должна опираться не на страх, а на чувство ответственности.

Генрих Форд. Он использовал систему научной организации труда Тэйлора. В основе сборочного предприятия использовал конвейер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.