Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из представленного ряда синонимов выберите: - эмоционально-окрашенные; - употребляемые в разговорном стиле. Есть ли в представленных синонимах смысловые оттенки?






- тихий, скромный, смирный, кроткий, молчун, незаметный, тихоня, неразговорчивый, немногословный(о человеке);

- масса, тьма, толпа, очень большое количество, пропасть, бездна, уйма, гибель, обалдеть сколько (о скоплении людей);

- большое, громадное, здоровенное, здоровое, огромное, высоченное, высокое (о здании);

- изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал, открыл, предположил (о человеке, совершившем открытие).

№ 14. Подберите синонимы к словам: - назвал; - нарисовал; - идти; - великий; - недостаток; - аскет.

 

Прочитайте фрагмент романа Ю. Полякова «Козленок в молоке». Чем можно объяснить выбор слов и их сочетание в «Золотом минимуме начинающего гения»? Выделите заимствованные слова и объясните их смысл. Подберите синонимы к слову «отнюдь». Объясните разницу смысловых оттенков в 6 и 7 высказываниях. В каком значении писатель употребляет слово «лексикон»? Напишите реферат на тему: «Творчество И.А.Бодуэна де Куртенэ/отечественного лингвиста». Имена каких отечественных лингвистов вам известны?

На составление такого словарного минимума, с помощью которого начинающий гений мог бы свободно общаться с себе подобными, в обычном состоянии у меня могли уйти недели, если не месяцы, — ведь эта дюжина фраз (не больше) должна обнимать все оттенки мысли и чувств, вбирать в себя весь культурологический космос и культурный хаос. Да, задуманное мной было под силу, может быть, лишь великому русскому лингвисту и филологу Александру Ивановичу Бодуэну де Куртенэ! Но «амораловка», видимо, особым образом воздействует на те девяносто процентов нашего мозга, каковые, по уверениям ученых, спят, точно сурки, всю тяжесть интеллектуального труда спихнув на оставшиеся бодрствовать десять процентов.

Вероятно, под влиянием «амораловки» эти «ленивые» проценты просыпаются и начинают вкалывать, как комсомол на строительстве Магнитки… Вскоре я уже бодро стучал по клавишам машинки: Золотой минимум начинающего гения. 1. Вестимо. 2. Обоюдно. 3. Ментально. 4. Амбивалентно. 5. Трансцендентально. 6. Скорее да, чем нет. 7. Скорее нет, чем да. 8. Вы меня об этом спрашиваете? 9. Отнюдь. 10. Гении — волы. 11. Не варите козленка в молоке матери его!

В итоге на составление лексикона у меня ушло двадцать минут. И все предшествовавшее развитие мировой культуры! Перечитав список выражений, я остался доволен: если б мне посчастливилось вступать в литературу, вооруженным этими двенадцатью фразами, моя судьба могла сложиться совсем по-другому. Впрочем, у меня еще все впереди! (Ю.Поляков. «Козленок в молоке»).

 

Что такое речевая недостаточность? С чем связано это явление? Почему она стала объектом сатиры в романе И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев»? В каком значении писатели употребляют слово «словарь»? Почему писатели называют русский язык «многословным»?

Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка: 1. Хамите. 2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств, иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность). 3. Знаменито. 4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «Мрачный Петя пришёл», «Мрачная погода», «Мрачный случай», «Мрачный кот» и т. д.). 5. Мрак. 6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча»). 7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения). 8. Не учите меня жить. 9. Как ребёнка. («Я его бью, как ребёнка» — при игре в карты. «Я его срезала, как ребёнка» — как видно, в разговоре с ответственным съёмщиком). 10. Кр-р-расота! 11. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевлённых и одушевлённых предметов). 12. Поедем на извозчике. (Говорится мужу). 13. Поедем на таксо. (Знакомым мужского пола). 14. У вас вся спина белая (шутка). 15. Подумаешь! 16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля). 17. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворённость).Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов (И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев»).

Прочитайте фрагмент, объясните, с чем связано использование иносказания. Что такое «тайный язык»? Напишите реферат на тему: «Тайный язык и его разновидности». Как соотносятся понятия «социолект» и «тайный язык»? Найдите в тексте примеры устаревшей лексики.

В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Я поднес ему чашку чаю; он отведал и поморщился. «Ваше благородие, сделайте мне такую милость, — прикажите поднести стакан вина; чай не наше казацкое питье». Я с охотой исполнил его желание. Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему, и взглянув ему в лицо: «Эхе» — сказал он — «опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?» — Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: «В огород летал конопли клевал; швырнула бабушка камушком — да мимо. Ну, а что ваши?» — Да что наши! — отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. — Стали было к вечерни звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте. — «Молчи дядя», — возразил мой бродяга — «будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье!» — При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне, и воротился на полати. Я ничего не мог тогда понять из этого воровского разговора, но после уж догадался, что дело шло о делах Яицкого войска, в то время только что усмиренного после бунта 1772 года (А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»).

Прочитайте фрагмент книги К.И.Чуковского «Живой как жизнь. Разговор о русском языке». Какие особенности языка отмечает К.И.Чуковский? С чем связан процесс устаревания слов. Приведите примеры устаревшей лексики.

Лексика каждой эпохи изменчива, и ее невозможно навязывать позднейшим поколениям. И кто же станет требовать, чтобы слово «кавардак» воспринималось в настоящее время как «лакомое блюдо» или «как боль в животе». Прежние смысловые значения слов исчезают бесследно, язык движется вперед без оглядки – в зависимости от изменения социального строя, от завоеваний науки и техники и других чрезвычайно разнообразных причин. Каждый живой язык, если он и вправду живой, вечно движется, вечно растет.

№ 19. Исправьте допущенные ошибки и объясните, в чем они заключатся: - сотрудники внутренних дел; - ставит меня в ступор; - соглашаюсь с людьми по решению проблемы; - патриот своей родины; - говорит «окей» заместо «хорошо»; - язык, которым высказывался великий человек; - нужно быть очень распространенным и интересным человеком; - употребляя жаргонные и иностранные слова, забываются отличительные черты родного языка; - и в правду, есть смысл в этих словах; - одевают на себя патриотическую символику; - большая масса людей; - русские слова в современном лексиконе звучат все реже; - речь, сказанная на родном языке.

№ 20. Определите, какие виды и формы речи представлены в следующих коммуникативных ситуациях: а) студент отвечает на вопросы преподавателя; б) ученик рассказывает наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова; в) студент дает определение понятиям «язык» и «речь»; г) студент отвечает на экзамене; д) писатель создает диалог-спор героев своего рассказа; е) журналист готовится к интервью с известным политиком; ж) журналист готовит к публикации репортаж; з) сотрудники двух фирм знакомятся перед деловой встречей; и) сотрудники двух фирм ведут деловые переговоры; к) ученый делает доклад на конференции; л) в подъезде встретились соседи и разговорились; м) пожилая женщина пишет письмо своей подруге, с которой очень давно не виделась.

 

Прочитайте высказывания о русском языке. Какие особенности русского языка отмечали авторы высказываний? Определите темы высказываний. Обозначьте круг проблем, связанных с современным состоянием языка. По одному из высказываний напишите эссе (5-10 предложений), выразив свое мнение.

1. Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира (К.Паустовский).

2. Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Н.Карамзин).

3. Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского — велик и могуч... И мы, разумеется, стоим за то, чтобы каждый житель России имел возможность научиться великому русскому языку (В.Ленин).

4. В продолжение XVIII века ново-русская литература вырабатывала тот научный богатый язык, которым мы обладаем теперь; язык гибкий и могучий, способный выражать и самые отвлеченные идеи германской метафизики и легкую, сверкающую игру французского остроумия (А. Герцен).

5. Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью (А. Куприн).

6. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку (К. Паустовский).

7. Русский язык мы портим. Употребляем иностранные слова без необходимости. И употребляем их неправильно. Зачем говорить «дефекты», когда можно сказать пробелы, недостатки, недочёты? Не пора ли объявить войну употреблению иностранных слов без особой на то надобности? (А.С.Пушкин)

8. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно (А.Толстой)

9. Что такое язык? Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли. Язык имеет обратное действие. Человек, превращающий свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык… он также как бы пронизывается этим способом выражения (А.Н.Толстой)

10. Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого (А.Пушкин).

 

№ 22. Прочитайте фрагмент. Какая форма речи представлена в описанной ситуации? Какие слова героиня не произнесла бы вслух? Чем отличается ваша внутренняя речь от речи внешней? «Бедный ягненочек, - подумала Джулия, - верно, сегодня самый знаменательный день в его жизни. Будет на седьмом небе от счастья, когда начнет рассказывать об этом. Он станет героем в своей конторе, и все от зависти лопнут». Язык Джулии сильно разнился, когда она говорила сама с собой и с другими людьми. С собой она не стеснялась в выражениях» (С.Моэм. «Театр»).

№ 23. Прочитайте фрагмент рассказа В.М.Шукшина «Чудик». Какие коммуникативные ошибки допущены в описанной речевой ситуации? С чем они связаны? В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила: - Составьте иначе. Вы - взрослый человек, не в детсаде. - Почему? - спросил Чудик.- Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!.. Вы, наверно, подумали... - В письмах можете писать что угодно, а телеграмма - это вид связи. Это открытый текст. Чудик переписал. «Приземлились. Все в порядке. Васятка». Телеграфистка сама исправила два слова: «Приземлились» и «Васятка». Стало: «Долетели. Василий». – «Приземлились». Вы что, космонавт, что ли? - Ну, ладно, - сказал Чудик. - Пусть так будет (В.М.Шукшин. «Чудик»).

 

Тема 2. Речевая ситуация. Функции языка. Система функциональных стилей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.