Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подразделений






 

Взаимодействие следователей и оперативных работников органов внутренних дел складывается из разнообразных связей и взаимоотношений между ними. Способы и порядок их реализации выражаются в определенных формах, выбор которых в свою очередь зависит от конкретной следственной ситуации, складывающейся при расследовании уголовного дела.

В юридической литературе принято различать процессуальные и организационно-тактические формы взаимодействия.

Процессуальные формы – это закрепленные уголовно-процессуальным законом способы сотрудничества вышеназванных субъектов в процессе раскрытия и расследования преступлений. Специфической особенностью процессуальных форм взаимодействия, в отличие от организационных, является наличие определенных уголовно-процессуальных взаимоотношений между субъектами согласованной деятельности. Процессуальным формам взаимодействия присущи следующие основные черты: а) наличие возбужденного уголовного дела; б) обязательное письменное процессуальное оформление взаимодействия; в) главенствующая роль следователя в ходе взаимодействия; г) возможность наступления юридических последствий в случае несоблюдения при взаимодействии уголовно-процессуального закона.

Современное уголовно-процессуальное законодательство Республики Беларусь позволяет выделить следующие процессуальные формы взаимодействия: а) поручение следователя органу дознания о производстве оперативно-розыскных мероприятий; б) поручение следователя органу дознания о производстве следственных действий; в) содействие органа дознания следователю в производстве отдельных следственных действий; г) уведомление следователя о результатах применения оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника; д) участие специалиста в производстве следственных действий.

К организационно-тактическим формам взаимодействия субъектов в ходе расследования преступлений относят: а) совместный анализ данных, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; б) совместное планирование мероприятий на различных этапах расследования; в) взаимный обмен информацией; г) организация выезда следователя и оперуполномоченного уголовного розыска или ОБЭП на место происшествия и совместное проведение следственных действий; д) создание следственно-оперативных групп для раскрытия преступлений по горячим следам, расследования сложных и трудоемких дел и др.

Приведенный перечень основных организационных форм взаимодействия следователей и сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел при расследовании преступлений показывает, что они специфичны и разнообразны. Общим для них является то, что эти формы: а) являются результатом практической деятельности субъектов взаимодействия; б) носят правовой характер (хотя не во всех случаях влекут за собой наступление юридических последствий); в) определяются во многом результатами оперативно-розыскной деятельности, возможностью их использования в уголовном процессе; г) инициатором их применения могут выступать как следователи, так и оперативные сотрудники.

Практический характер организационно-тактических форм взаимодействия следователей и оперативных работников выражается в том, что все они являются результатом передовой следственно-оперативной практики расследования преступлений, ни одна из них не закреплена в уголовно-процессуальном законе, лишь некоторые регламентированы ведомственными нормативными актами. Тем не менее, именно организационно-тактическим формам принадлежит ведущая роль в совместной деятельности субъектов.

Материалы, полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий, становятся значимыми для использования в уголовном процессе в силу реальной информационной связи с исследуемым событием. Наиболее важна глубокая и всесторонняя оценка оперативно-розыскных материалов в ситуациях, когда на их основе возникает необходимость возбуждения уголовного дела и привлечения лиц, совершивших преступление, к уголовной ответственности.

Оценка оперативно-розыскных данных преследует две цели: а) определить каково их значение (достаточность и полнота полученной информации) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и получения доказательств; б) установить каково значение этих сведений для выбора оптимальных тактики и методики расследования преступлений. Иными словами, сотрудники в процессе аналитической работы определяют достоверность оперативно-розыскной информации, ее относимость к преступной деятельности, а также перспективы реализации в процессе расследования преступлений.

Совместное планирование мероприятий на различных этапах расследования помогает обеспечить согласованность и четкое разграничение обязанностей при совместной деятельности следственных и оперативно-розыскных подразделений.

Выдвижение версий и планирование по уголовному делу должно проводиться на всех этапах расследования. Данные, поступающие от оперативных работников, позволяют оптимизировать процесс планирования по делу, определять тактику проведения наиболее сложных следственных действий, оказывают следователю значительную помощь в оценке доказательств. В случае принятия решения о возбуждении уголовного дела следователь и работник оперативного подразделения составляют единый согласованный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Обмен информацией в ходе предварительного расследования имеет большое значение в деятельности субъектов расследования преступлений. Можно выделить следующие виды обмена информации: а) ознакомление с материалами уголовного дела, по которому осуществляется взаимодействие; б) ознакомление с оперативными материалами, имеющими отношение к возбужденным уголовным делам и расследуемым преступлениям. Согласно требованиям ведомственных нормативных актов, информирование друг друга относительно расследуемого события носит взаимный постоянный характер.

Создание следственно-оперативных групп для раскрытия преступлений по горячим следам, расследования сложных и трудоемких уголовных дел и т.д. широко используется в практической деятельности для решения задач уголовного судопроизводства и является одной из эффективных форм совместного сотрудничества.

Следственно-оперативная группа – организационная форма взаимодействия следователя с оперативными работниками, сотрудниками иных подразделений правоохранительных органов, представляющая собой постоянно или временно действующее формирование, основной задачей, которого является раскрытие и расследование особо тяжких, имеющих большой общественный резонанс и иных преступлений.

Следственно-оперативную группу не следует отождествлять со следственной группой, порядок создания и функционирования которой регламентирован ст. 185 УПК.

В отличие от следственной группы порядок создания и работы следственно-оперативной группы регламентируется только ведомственными нормативными актами.

Несмотря на то, что уголовно-процессуальный закон не содержит предписаний о создании следственно-оперативной группы, вместе с тем из правовых норм, содержащихся в ст. ст. 36 – 38, 184 – 186 УПК, вытекает, что следователь по расследуемым им делам вправе давать оперативным работникам поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от них содействия в ходе расследования. В связи с этим следует признать, что следственная и следственно-оперативная группы являются однотипными организационными формированиями, имеющими общую методологическую основу. Предпосылками образования данного формирования являются: а) невозможность одним следователем успешно и в срок реализовать дело; б) необходимость постоянного осуществления оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу.

Основаниями для создания и деятельности следственно-оперативной группы являются: а) особая сложность и трудоемкость расследуемого уголовного дела (многоэпизодность преступных деяний, большое количество обвиняемых, др.); б) большой общественный резонанс преступления и необходимость закончить расследование по уголовному делу в кратчайшие сроки; в) постоянная необходимость выездов на места происшествий в любое время суток; г) необходимость раскрытия и расследования преступлений прошлых лет и др.

По времени функционирования следственно-оперативные группы можно подразделить на а) единовременные (дежурная – создается на время дежурства для раскрытия и расследования конкретного преступления. Срок ее действия, как правило, составляет сутки); б) постоянно действующие (например, по раскрытию и расследованию убийств); в) длительно действующие (по расследованию экономических преступлений).

Инициаторами создания следственно-оперативной группы могут быть: прокурор (надзирающий и вышестоящий); руководитель следственного подразделения; следователь, принявший дело к производству; руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Решение о создании следственно-оперативной группы принимается руководителями заинтересованных правоохранительных органов соответствующего уровня. Например, прокурор района и начальник районного управления (отдела) внутренних дел издают совместный приказ, в котором определяют основные задачи формирования, количественный состав, сроки действия и руководителя следственно-оперативной группы. В дальнейшем на основании подобного приказа выносится постановление руководителя следственного подразделения или следователя, у которого находится в производстве уголовное дело. И тот, и другой документ приобщаются к материалам уголовного дела. В данном случае, по аналогии с требованиями ст. 185 УПК с постановлением о создании следственно-оперативной группы должен быть ознакомлен подозреваемый (ые) или обвиняемый (ые).

Руководителем следственно-оперативной группы является следователь, принявший дело к производству. Он принимает наиболее важные уголовно-процессуальные решения: о привлечении в качестве обвиняемого, о применении меры пресечения, о прекращении уголовного дела и др., предусмотренные ст. ст. 36 и 185 УПК.

Сотрудники оперативно-розыскных подразделений, включенные в состав формирования, подчиняются руководителю оперативной подгруппы. Они могут проводить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по уголовному делу только по поручению следователя, входящего в состав группы. Такие поручения даются руководителю оперативной группы в письменном виде и являются обязательными для исполнения оперативными работниками.

Следователи группы обладают всеми полномочиями, предусмотренными УПК, выполняют указания руководителя формирования, принимают меры к быстрому, полному и всестороннему расследованию преступления.

В качестве основных форм взаимодействия следователей с экспертно-криминалистическими подразделениями следует назвать следующие: а) разработка совместных организационных мер по эффективному использованию криминалистических средств и методов в процессе расследования преступлений; б) участие работников экспертно-криминалистических подразделений в профилактических мероприятиях, следственных действиях, в выдвижении и проверке версий с использованием криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений, совершенных в условиях неочевидности; в) работа экспертов в составе следственно-оперативных групп по раскрытию отдельных видов, а также конкретных преступлений; г) подготовка обзоров, информационных и методических материалов в целях внедрения в работу научных достижений, передового опыта.

 

Глава. ТАКТИКА СЛЕДСТВЕННОГО ОСМОТРА

И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.