Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модуль II. Самопознание, личность и профессия.






 

Личность человека и его профессия неразрывно связаны. Чем более выражена эта связь, тем с большей вероятностью можно прогнозировать успешность и удовлетворенность личности в профессии. Личность человека, его характер формируются в совместной деятельности (игре, общении, труде, учении) с другими людьми, в ходе которой человек усваивает систему общественных отношений. В личности человека теснее всего переплетаются его индивидуальность и неповторимость, его зависимость от общественных отношений и общественной системы ценностей. Личность обладает собственными устойчивыми интересами, идеалами, вкусами, т.е. тем, что обусловливает поведение человека; осознанно относится ко всему происходящему; осознает себя, умеет оценить свои поступки и наметить пути собственного развития. Сократ отмечал, что для того, чтобы жить полноценной жизнью, существует перво степенное правило: «Знать самого себя». Г.Оллпорт называл его «самообъективностью». Тем самым он имел в виду, что у зрелых людей имеется четкое представление о собственных сильных сторонах и слабостях. Задача активизации самопознания рассматривается нами как одна из наиболее значимых в процессе выбора профессии. При этом многие старшеклассники испытывают затруднения в оценивании себя не только с профессиональной стороны, но и в целом. Разобравшись в своих особенностях, люди действуют более эффективно, осознают свои возможности и принимают более адекватные решения.

 

С задачей формирования адекватной Я-концепции тесно связано создание позитивного отношения к себе, принятие своих особенностей, умение видеть в своем характере как сильные, так и слабые стороны. Другой не менее важной стороной этого аспекта является формирование адекватного соотношения самооценки и уровня притязаний. Предъявление к себе нереалистичных требований, а также низкий уровень притязаний может повлечь за собой ещё большие трудности в самопознании и, как следствие этого, невозможность совершить обоснованный выбор профессии. Реализуя представления о себе, человек имеет возможность оценить своё соответствие выбранным идеалам, осознать уникальность своих возможностей, соотнести эти возможности с реальными условиями их реализации.

 

Данный модуль тренинга имеет 3 основные задачи:

 

1. Активизация самопознания: формирование интереса к себе, осознание своих личностных особенностей.

 

2. Формирование адекватной Я-концепции: формирование адекватной самооценки, уровня притязаний, позитивного отношения к себе.

 

3. Соотнесение особенностей своей личности с требованиями различных профессий.

 

Этот тематический раздел тренинга рекомендуется проводить после модуля «Готовность к выбору профессии: информированность и мотивация». Модуль «Самопознание, личность и профессия» можно проводить в качестве самостоятельного курса занятий, не включенного в общую структуру курса психологической поддержки профессионального самоопределения. Данный модуль включает 7 упражнений.

 

Упражнения строятся по определенному принципу. Сначала участники знакомятся с понятием личности, затем переходят к самопознанию и изучению своих особенностей и интересов. Осознание сильных и слабых сторон своего характера школьниками способствует формированию их устойчивого представления о себе – Я-концепции. Формирование позитивной Я-концепции – гарантирует повышение уверенности в своих силах. Следующая важная составляющая тренинга – формирование навыков соотнесения своего характера с профессионально значимыми чертами личности.

 

В ходе проработки модуля так же используются мини-лекции, групповые дискуссии, модерации, индивидуальные творческие задания, психологические игры и упражнения («Имя и характер», «Мой профессиональный тип» и др).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.