Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповая консультация. Активные методы. Подходы и требования к разработке программ тренинговых занятий по активизации профессионального самоопределения.






 

Для целей психологической поддержки профессионального самоопределения предлагается специальная программа, целью которой является активизация субъекта профессионального выбора, формирование мотивационной готовности к выбору профессии, повышение информированности о профессиональном мире, углубление самопонимания, обучение принятию решений, формирование навыков уверенного поведения на рынке труда.

 

Использование в программе психологической поддержки профессионального выбора активных игровых и тренинговых упражнений обусловлено тем, что они построены на эффекте групповой работы. Групповая работа выступает как средство активизации размышлений о проблеме, дает дополнительный источник обратной связи, показывает возможные варианты и способы разрешения проблемы, позволяет мобилизовать внутренние ресурсы личности, выработать и закрепить некоторые полезные поведенческие навыки. Немаловажную роль играет интересность, увлекательность самой процедуры проведения занятий.

 

Следует учесть, что работа с группой более эффективна, чем индивидуальные беседы, поскольку при групповой профориентации включается в действие дополнительный механизм социально-психологического влияния. Как отмечается в литературе, в группах клиенты являются активными участниками, которых ведущие и члены группы поощряют рассматривать себя как субъектов собственных изменений. В группе не только ведущий влияет на участника и побуждает его к самопознанию и саморазвитию, но и каждый член группы влияет на остальных и в то же время испытывает на себе влияние других. Непосредственное и открытое общение с равными себе ведет к увеличению эффекта консультирования в группе по сравнению с индивидуальной консультацией. На наш взгляд, значительно более эффективным средством для решения многих психологических проблем старших школьников являются специальные методы групповой работы, когда помощь исходит не только от взрослого, а от самих подростков — участников группового процесса. Это влияние могут обеспечить принципиально отличные от обычных уроков формы проведения групповых занятий, опирающиеся на активные методы обучения. Исходя из вышесказанного, оптимальным методом психологической поддержки профессионального самоопределения может служить групповая профконсультация, сочетающая в себе игровые и тренинговые упражнения.

 

Профориентационный тренинг носит обучающий характер. По структурированности своей программы и целям профориентационный тренинг приближается к группам тренинга умений и навыков (10), (12), (15).

 

Предлагаемую программу психологической поддержки профессионального самоопределения можно рассматривать как тренинг жизненных умений.

 

Тренинг понимается как система методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности. Это активный метод социально-психологического обучения, целью которого является формирование адекватных для человека или группы способов поведения и мышления. Его результативность обеспечивается моделированием ситуаций, близких к реальности; коллективной и индивидуальной рефлексией полученного результата; овладением наиболее эффективными приемами деятельности и формированием адекватных установок (ЦТК «12 коллегий», 2003). Тренинг – полифункциональный (отражающий разные стороны внутреннего мира) метод воздействия на человека и группу. В процессе тренинга изменениям подлежат знания, умения, навыки, поведенческие схемы, установки, когнитивные структуры, личностные особенности, особенности самопознания, система отношений. Тренинг позволяет приобрести новый опыт, экспериментировать с новым опытом в безопасной ситуации и проанализировать результат. Все эти особенности тренинга позволили включить тренинговые упражнения в качестве важнейшей составляющей предлагаемой программы психологической поддержки профессионального самоопределения.

 

Поскольку профессиональное самоопределение предполагает самопознание личности, достижение профессиональной идентичности и необходимость обучения определенным навыкам и шагам на пути к самоопределению и построению карьеры, наиболее эффективным может быть сочетание личностно-ориентированного тренинга и тренинга навыков и умений. Основная задача тренинга научить конструктивно решать проблемы профессионального самоопределения, в том числе и кроющиеся в личности самих старшеклассников.

 

В ходе работы тренируются и отрабатываются не только уже имеющиеся умения и актуализируются знания (например, по планированию или принятию решений), но и формируются новые знания и умения. В групповой работе, направленной на поддержку

 

профессионального самоопределения, реализуется принцип образовательного

 

вмешательства, при котором психолог-консультант берет на себя функции обучения членов группы. Понимание нового закрепляется в ходе групповой дискуссии или выполнения специальных техник.

 

Важными средствами, обеспечивающими успешность реализации программы, выступают авторитет и доверие к ведущему, доверительные отношения между членами группы, информационное воздействие, эмоциональный отклик участников группы, активизация логического мышления и стратегий совладающего поведения.

 

Проведение тренинга со старшеклассниками имеет ряд особенностей. Основные моменты, требующие пристального внимания: 1) особенности возраста, 2) особенности школьного коллектива, 3)особенности группы, 4) роль ведущего группы.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.