Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизненные наблюдения и психология здравого смысла






Хиромантия, физиогномика, астрология — все эти древ-
нейшие пранауки включали в себя непосредственное на-
блюдение индивидуально-типологических различий в ка-
честве прямого основания для своих выводов. Накоплен-
ные в донаучный период человекознания данные послу-
жили основой для появления специальной формы несис-
тематизированных знаний о душевной жизни — житейс-
кой или наивной " психологии". Однако речь не идет о
примитивизации выводов, полученных в результате жи-
тейских умозаключений. Как отмечает крупнейший спе-
циалист в области научного анализа психологии здравого
смысла Гарольд Келли (Kelley, 1992), взаимодействие между
житейской и научной формами знаний о человеке есть
обратимый процесс — повседневная культура воздейству-
ет на мысли и поступки ученого, а результаты науки мо-
дифицируют житейские представления. В то же время здра-
вый смысл является ценным, но по природе своей опас-
ным ресурсом для психолога (F! etcher& Ward, 1988). В пер-
вую очередь эти положения небезразличны для выводов лю-
бого дифференциально-психологического исследования.


познание ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 31

Интерпретация результатов наблюдения в рамках обыденного
сознания (О') в первом случае, и эксперимента, специаль-
ного исследования как методов научного познания (Н') —
во втором, оказывается необходимым компонентом, вклю-
ченным во взаимодействие между обыденным и научным
знанием (см. рисунок 2). Процесс трансформации знания
представляет движение по спирали, а не замкнутый цикл
интеракции, обеспечивая на каждом этапе необходимое при-
ращение информации (О'—О" Н'—Н" и т.д.):

Рис. 2. Взаимная трансформация обыденного и научного
знания

Все это говорит о необходимости более внимательного (а
не снисходительного, как это принято в академических кру-
гах) отношения ко " всем-и-каждому" известным фактам о
природе индивидуальности человека, содержащимся в до-
научных областях знания. Многие психологи разделяют об-
щеизвестное утверждение о том, что избежать в научных
исследованиях влияния здравого смысла невозможно, зато
можно вообще не осознавать наличие этого влияния.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.