Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первые проявления человеческой индивидуальности. . 138






5.3.2. Устойчивость темпераментальных показателей............. 139

5.4. темперамент, СТИЛЬ, ХАРАКТЕР: О СТАТУСЕ ТЕМПЕРАМЕНТА
В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СВОЙСТВ....................... 140

глава 6. способности И ИНТЕЛЛЕКТ..........................144

6.1. Что измеряет IQ?................................................... 144

6.2. IQ И СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ............................. 147

6.3. формальный АНАЛИЗ ИНТЕЛЛЕКТА: ОТ ОБЩЕГО

ФАКТОРА К ИЕРАРХИЧЕСКИМ МОДЕЛЯМ...................... 147

6.4. устойчивость ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ...... 150

6.5. наследственность И СРЕДА В ДЕТЕРМИНАЦИИ,

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ.................................. 151

6.6. интеллект В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СВОЙСТВ.. 153
энергетические И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ........................ 154

глава 7. СТИЛЬ ЧЕЛОВЕКА: СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С
МИРОМ..................................................................... 158

7.1. весь МИР — КОНТЕКСТ............................................ 158

7.2. соприкосновение С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ............. 159

7.3. пространство СТИЛЕВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ: ПЕРЦЕПЦИЯ,

когниция, личность............................................... 160

7.4. феноменология когнитивного стиля................. 164

7.5. объяснительные КОНЦЕПЦИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

СТИЛЕВЫХ ПАРАМЕТРОВ.............................................. 166

полезависимые И ПОЛЕНЕЗАВИСИМЫЕ. ........................................ 167

аналитичные И СИНТЕТИЧНЫЕ..................................................... 168

импульсивные И РЕФЛЕКСИВНЫЕ ................................................ 170


когнитивная ПРОСТОТА—СЛОЖНОСТЬ................................ 7.6. компоненты ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ......................................................... 7.7. контуры ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СТИЛЯ....................... 7.7.1. единая КОНЦЕПЦИЯ СТИЛЯ ЧЕЛОВЕКА......................... 7.7.2. стилевые МЕТАМОРФОЗЫ........................................... 7.7.3. интерпретация ГИПОТЕЗЫ О ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ СТАТУСЕ СТИЛЯ.................................................................... 7.8. Типология стилей человека.......................... глава 8. базовые КОМПОНЕНТЫ ХАРАКТЕРА........... 8.1. структура ХАРАКТЕРА.......................................

173
173
175
177

180
190
, 193
193

8.2. характер И ДРУГИЕ СВОЙСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ..195

8.3. я-концепция......................................................... 197

8.4. стратегии ПРЕДПОЧТЕНИЯ, ОБРАЗ-Я И

КОНСТРУКТИВНЫЕ РИСУНКИ...................................... 199

8.5. самооценка........................................................... 201

8.6. саморегуляция—настойчивость—воля............... 202

8.7. система БАЗОВЫХ ОРИЕНТАЦИИ: НА СЕБЯ, НА ПРЕДМЕТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ............................ 205

глава 9. личностные РАЗЛИЧИЯ.................................. 208

9.1. Личность: дифференциально-психологический

АСПЕКТ......................................................................208

9.2. корни ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ............................ 210

9.3. концепции личностных черт............................... 211

экстраверсия/нейротицизм/психотицизм............................... 212

активность/социабельность/эмоциональность...................... 213

тревожность.............................................................................213

гнев........................................................................................... 215

застенчивость...........................................................................215

9.4. теории личностных факторов: три,

ШЕСТНАДЦАТЬ, ПЯТЬ.................................................. 217

большая пятерка: ЛЕКСИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ.................................... 219

Пять факторов: психометрическая модель............................. 222

9.5. нейропсихологическая ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ЛИЧНОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ......................................... 223

9.6. иерархическая ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ............... 226

9.7. формально-динамическая модель личности...... 228

9.8. функционирующая личность:

ПОСТОЯНСТВО VS ИЗМЕНЧИВОСТЬ.................................... 230


9.9. интра- И ИНТЕРИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ... 233

глава 10. иерархическая МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

ЧЕЛОВЕКА................................................••••••••..••••••• 235

10.1. конституциональный (ТЕЛЕСНЫЙ) ФАКТОР

индивидуальности................................................ 235

10.1.1. морфофункциональные АСИММЕТРИИ........................... 236

10.1.2. нейрофизиологические гипотезы................................. 237

10.2. индивидные свойства индивидуальности...... 239

10.3. Личность и индивидуальность.......................... 239

10.4. структура индивидуальности ЧЕЛОВЕКА........... 240

10.5. метапараметры ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

индивидуальности................................................ 241

10.6. механизмы ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

индивидуальности................................................ 243

10.6.1. общепсихологическая КОНЦЕПЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ... 244

10.6.2. законы ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ, КООРДИНАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В
ФОРМИРОВАНИИ СТРУКТУРНОФ-УНКЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ

индивидуальности.............................................................. 247

10.7. системный АНАЛИЗ ИЕРАРХИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

различий................................................•..•.••••••••••••• 249


255.255

часть IV. человек В ГРУППЕ

Е PLURIBUS UNUM — ГРУППОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА.


глава 11. развивающаяся ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ: ВОЗРАСТНОЕ
ИЗМЕРЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА....................... 257

11.1. групповые РАЗЛИЧИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ.......................................................... 257

11.2. биологические ЧАСЫ — ГЕНЕТИЧЕСКИ

ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ ПАТТЕРНЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО

развития.................................................•••••••••..•••••• 258

11.3. ментальные ЧАСЫ — ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА

ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ........................................... 261

сенсорно—ПЕРЦЕПТИВНАЯ СФЕРА.................................................. 262

когнитивная СФЕРА ................................................................... 262

11.4. социальные ЧАСЫ—ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ................................................... 264


11.5. время ЛИЧНОСТИ — " Я" В ПРОШЛОМ,

НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ............................................ 266

глава 12. половые РАЗЛИЧИЯ: БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
И СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ.......................................273

12.1. половые РАЗЛИЧИЯ И ПОЛОРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ.. 273

12.2. некоторые АСПЕКТЫ ПОЛОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ...... 274

специфика ПОЛА В ПРЕНАТАЛЬНОМ РАЗВИТИИ .............................. 274

половая ИДЕНТИФИКАЦИЯ У МАЛЫШЕЙ ........................................ 275

мальчики И ДЕВОЧКИ В ПЕРИОД СОЗРЕВАНИЯ ............................... 276

Юноши и девушки в период молодости.................................. 277

мужчины И ЖЕНЩИНЫ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ ............................ 278

12.3. фактор пола и психика.....................................278

интеллект.................................................................................. 279

языковые способности............................................................. 280

реакции НА СТРЕСС .................................................................... 281

личностные ПЕРЕМЕННЫЕ ........................................................... 281

12.4. социальные СТЕРЕОТИПЫ: НАСТОЯЩИЕ

МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ............................................. 282

12.5. полоролевое ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ:

МАСКУЛИННОСТЬ, ФЕМИНИННОСТЬ И АНДРОГИНИЯ... 285

12.6. какая РЕАЛЬНОСТЬ СКРЫВАЕТСЯ ЗА СТЕРЕОТИПАМИ?..... 286

глава 13. социоэкономический СТАТУС

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ................................................288

13.1. критерии РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНЫМИ

группами...................................................................... 288

13.2. Экология индивидуального развития............... 289

13.3. семейная СРЕДА В ЗЕРКАЛЕ КЛАССОВЫХ РАЗЛИЧИЙ.. 290

13.4. влияние СТАТУСНОГО УРОВНЯ НА ИНТЕЛЛЕКТ....... 293

13.5. качество ЖИЗНИ: ОБРАЗОВАНИЕ, НАЛИЧИЕ И

СЛОЖНОСТЬ РАБОТЫ, ДЕНЬГИ И ЗДОРОВЬЕ.................. 295

13.6. стремление К ДОСТИЖЕНИЯМ В КОНТЕКСТЕ

СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ.................................. 298

глава 14. разные ПОЛЮСА ВИДА homo sapiens:

РАСЫ И ЭТНОСЫ.......................................................301

14.1. социокультурная КООРДИНАТА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. 301

14.2. кросс-культурные ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ, ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЛИЧНОСТИ... 303


раннее ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ..................................................... 303

познавательные процессы ........................................................ 304

интеллектуальная РАСА? ........................................................... 306

культурные ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ .................................................. 307

Личность сквозь культуру ........................................................ 307

14.3. воспитание В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ.....................308

14.4. этническое САМОСОЗНАНИЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ

ПРЕДПОЧТЕНИЯ.......................................................... 310

субъективно-нравственное ПОНИМАНИЕ ЛЖИ ............................ 310

МОРАЛЬНО-ПРАВОВЬЕ СУЖДЕНИЯ................................................. 311

отношение К РАБОТЕ.................................................................. 312

мечты О БУДУЩЕМ...................................................................... 313

14.5. национальный ХАРАКТЕР ..................................... 314

культурные РАЗЛИЧИЯ В ОБСУЖДЕНИИ НАУЧНЫХ ПРОБЛЕМ ............. 314

часть V. " иные": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО........... 317

глава 15. правила БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ?......................... 317

15.1. ИНОЙ — " НЕ ВРАЖДЕБНЫЙ, А ПРОСТО ОТЛИЧНЫЙ

ОТ ТЕБЯ".................................................................... 318

15.2. психопатология: ВРОЖДЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ..... 320

15.3. классификация И ИЗМЕРЕНИЕ НАРУШЕНИЙ......... 322

15.4. симптомокомплексы АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ..... 323

15.5. формы ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ............ 324

когнитивно-эмоциональныедевиации.................................... 325

психосоматические РАССТРОЙСТВА........................................... 326

факторы РИСКА И СТИЛЬ ЖИЗНИ ................................................ 328

15.6. предпосылки ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ:

МАТРИЦА СИТУАЦИЙ, ФАКТОР УЯЗВИМОСТИ И
СИНДРОМ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ................... 331

15.7. аномалии ЛИЧНОСТИ И АНТИСОЦИАЛЬНОЕ

ПОВЕДЕНИЕ................................................................ 333

ЛИНИИ ДЕТСТВА- ПРИРОДА —— ВОСПИТАНИЕ —— ОПЫТ ..................... 333

делинквентные подростки........................................................ 334

болезни ЛИЧНОСТИ ИЛИ БОЛЕЗНИ ОБЩЕСТВА?............................... 334

сексуальные ДЕВИАЦИИ.............................................................. 335

жертва И НАСИЛЬНИК: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ............. 336

15.8. дифференциальная ПСИХИАТРИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ... 338

15.9. деструктивные ТЕНДЕНЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ..340


глава 16. феномен КРЕАТИВНОСТИ.............................342

16.1. на ГРАНИ... СУМАСШЕСТВИЯ ИЛИ

ГЕНИАЛЬНОСТИ?......................................................... 343

16.1.1. творчество КАК ФОРМА ДУШЕВНОГО РАССТРОЙСТВА ......... 344

16.1.2. творчество КАК ФОРМА УНИКАЛЬНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ. 344

16.2. одаренность, ТАЛАНТЛИВОСТЬ, ГЕНИАЛЬНОСТЬ —

В ЧЕМ РАЗНИЦА?......................................................... 346

16.3. механизмы КРЕАТИВНОСТИ?................................ 349

скорость И ВАРИАТИВНОСТЬ VS МЕТАФОРИЧНОСТЬ ........................ 350

интеллектуальность VS ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ................................... 350

конвергентность VS ДИВЕРГЕНТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ ........................ 352

креативность VS РЕГЛАМЕНТИРОВАННОСТЬ.................................... 352

16.4. элементы ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ТВОРЧЕСКОЙ

личности................................................................. 353

16.5. портрет гения...................................................... 355

16.6. конструктивные ТЕНДЕНЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 356
часть VI. типовые ИЗМЕРЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ

РЕАЛЬНОСТИ...................................................... 358

свойства И ТИПЫ.......................................................358

глава 17. Типологии и классификации: от

СЕНСОРИКИ ДО ЛИЧНОСТИ.......................................359

17.1. понятие ТИПА В ПСИХОЛОГИИ.............................. 360

17.2. конституциональные типологии: от

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КООРДИНАТ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
К ОБЩИМ И ЧАСТНЫМ ТИПАМ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ .... 361

17.3. соотношение ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СИГНАЛЬНЫХ

СИСТЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (ПО И.П.ПАВЛОВУ)..... 363

17.4. современные ТИПОЛОГИИ ТЕМПЕРАМЕНТА............ 366

17.5. личностные типы................................................ 367

17.6. функциональная ТИПОЛОГИЯ: ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ

СТРАТЕГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ................................ 370

17.7. ученый В КОНТЕКСТЕ ТАКСОНОМИИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТИПОВ...................................... 375

старое о старом....................................................................... 375

старое о новом......................................................................... 376

новое о старом......................................................................... 376

новое о новом.......................;.................................................. 377


глава 18. параметры ИНДИВИДУАЛЬНОГО

САМОСОЗНАНИЯ — СПОСОБЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
СОБЫТИЙ.................................................................379

18.1. универсальные ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНЫХ

СЕМАНТИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ.................................. 379

18.2. личностные КОНСТРУКТЫ КАК " ПУТИ

ПРЕДСКАЗАНИЯ СОБЫТИЙ"......................................... 384

18.3. специфика ЛИЧНОСТНЫХ УСТАНОВОК ЧЕРЕЗ

ПРИЗМУ СИТУАЦИИ.................................................... 387

18.4. субъективное ИСТОЛКОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ

СОБЫТИЙ: АТТРИБУТИВНЫЕ СТИЛИ............................. 389

18.5. счастливчики И НЕСЧАСТНЫЕ ИЛИ

Личность и судьба.................................................. 390

18.6. В ГАЛЕРЕЕ " картины ЖИЗНЕННОГО ПУТИ"............. 392

часть VII. человек В КОНТЕКСТЕ СИТУАЦИИ......... 395

слагаемые ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

" ЧЕЛОВЕК—СИТУАЦИЯ" ................................................ 395

глава 19. семья—ДРУЗЬЯ—ШКОЛА: ВЛИЯНИЕ

РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ.............................................. 397

19.1. внутрисемейные ПРОЦЕССЫ КАК ФАКТОР

различий.................................................................. 398

19.1.1. модели внутрисемейных процессов............................ 400

19.1.2. ЭФФЕКТ РАЗМЕРА СЕМЬИ: ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ И

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА ................................... 401

19.1.3. Стиль родительского воспитания................................ 403

19.2. индивидуальные ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОЦЕССА

ОБУЧЕНИЯ И ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ..................... 407

19.3. обучающие СТРАТЕГИИ: УЧИТЕЛЬ—УЧЕНИК........... 409

19.4. дифференциальная психология обучения........ 411

глава 20. профессиональная КОМПЕТЕНТНОСТЬ И

ЖИЗНЕННАЯ УСПЕШНОСТЬ........................................414

20.1. интеллектуальная КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ............................................. 414

20.2. личностные предпосылки профессиональной

КОМПЕТЕНТНОСТИ..................................................... 415

20.2.1. выбор профессии и тип личности............................... 416


20.2.2. субъективные установки, продуктивность труда и

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ.................................................. 418

20.3. лидер: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП И

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА................................................... 420

отличительные ПРИЗНАКИ МОДЕЛЕЙ РУКОВОДСТВА....................... 420

генетика лидерства— ХилиУ?............................................. 421

СТИЛИ ЛИДЕРСТВА: ЛИЧНОСТНЫЕ И СИТУАТИВНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ....... 422

успешные ЛИДЕРЫ И РУКОВОДИТЕЛИ—НЕУДАЧНИКИ...................... 424

20.4. стратегии жизненного успеха и мотивация

ДОСТИЖЕНИЯ.............................................................426

20.5. успешные И НЕУСПЕШНЫЕ: ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ

ПОРТРЕТ..................................................................... 430

глава 21. реакции НА СТРЕСС — ЗАЩИТА ИЛИ

СОВЛАДАНИЕ? {Е.В.ЛИБИНА, А.В.ЛИБИН)................. 433

21.1. Личность и ситуация: кто сильнее?.................. 433

21.2. адекватность ОЦЕНКИ ПРОИСХОДЯЩЕГО...............434

21.3. индивидуальные СТИЛИ РЕАГИРОВАНИЯ.............. 435

21.4. защита ИЛИ СОВЛАДАНИЕ:

ФЕНОМЕНЫ И МЕХАНИЗМЫ........................................ 437

ситуативные ПЕРЕМЕННЫЕ .......................................................... 438

личностные ПЕРЕМЕННЫЕ........................................................... 439

оценка И ИЗМЕРЕНИЕ................................................................. 440

21.5. иерархическая ОРГАНИЗАЦИЯ СТИЛЕВОГО

ПОВЕДЕНИЯ................................................................ 441

21.6. ТИПОЛОГИЯ СТИЛЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ НА СЛОЖНЫЕ

СИТУАЦИИ: ТЕОРИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТ......................... 443

диагностика ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ....................................... 444

интерпретация БАЗОВЫХ ПАРАМЕТРОВ.......................................... 446

21.7. дифференциальная ПСИХОКОРРЕКЦИЯ: тренинг

совладания со Сложными ситуациями............. 449

послесловие О БУДУЩЕМ, ИЛИ ВЕРОЯТНОСТИ РАЗВИТИЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.... 452
приложение (перечень РИСУНКОВ И ТАБЛИЦ)............. 456

рисунки.................................................................................... 456

таблицы..................................................................................... 457

литература.................................................................... 459

тезаурус основных понятий....................................... 524


предисловие

Книги, посвященные проблеме общечеловеческих раз-
личий, выполнены, как правило, в одном из трех форма-
тов. Первому, назовем его условно Коллекционным или
форматом CS (от англ. collection of samples — коллекция
моделей, образцы), соответствует обрамленное контуром
авторских предпочтений изложение наиболее известных на
текущий момент фактов, теорий и концепций из диффе-
ренциально-психологической области человекознания (см.
Tyier, 1956; Willerman, l976; Minton, Schneider, 1985; Cooper,
1998). Книги этого типа отличаются друг от друга поряд-
ком изложения отобранных автором тем, среди которых
выделяются — восприятие, интеллект, личность, поло-
возрастные особенности, различия в обучении и профес-
сиональных установках, etc. Однако чаще всего сведения о
различиях между людьми включаются в учебники в виде
отдельных глав, а не обобщаются в самостоятельные тома.
Собранные в один огромный компендиум, который мог
насчитать, наверное, не менее десяти тысяч страниц, эти
книги, безусловно, стали бы ценнейшим — хотя и не-
сколько неупорядоченным источником сведений энцик-
лопедического характера.

Второй формат представления дифференциально-пси-
хологических знаний можно условно обозначить как Те-
матический, с соответствующей аббревиатурой FS (от англ.
field of study — область изучения). Как правило, эти книги
выполнены в виде коллективных, реже — авторских, моно-
графий, посвященных более подробному описанию какой-
либо одной, специальной темы, например, исследованию
общих и специальных свойств нервной системы (Nebylitzyn,
Gray,
1972; Теплое, 1986), психогенетических аспектов
индивидуальных различий (Равич-Щербо, 1990), структу-
ры темперамента или психобиологической основы инди-
видуальности (Русалов, 1979), характера (Лазурский, 1995),
способностей (Голубева, 1994), природы стиля человека
(Либин, 1998а) и интеллекта (Saklofske, Zeidner, 1995). Среди


 

Либин А.

 


 


FS-книг можно выделить в особую группу те работы, тео-
ретическое значение которых выходит за рамки обозна-
ченной самим автором узко-специальной темы (см. Eysenk,
1947; Strelau, 1983; Mishel, 1986; Ross & Nisbetf, 1991;

Zimbardo, 1990).

Третий и, к сожалению, самый малочисленный жанр
научных изысканий в области различий между людьми —
это книги типа ST (от англ. special theory — специальные
теории). В основе ST-монографии лежит разработанная авто-
ром концепция о сущности изучаемого явления, а все изла-
гаемые материалы пропускаются через призму создаваемых
теоретических конструкций, гипотез и отобранных или по-
лученных экспериментальных фактов. Конечно, недостатком
в этом случае оказывается авторская пристрастность, опре-
деляющая основную линию научных интерпретаций. Но этот
недостаток легко оборачивается преимуществом, позволяю-
щим, благодаря устойчивой позиции, представить целост-
ную картину изучаемого феномена.

Образцом монографий ST-типа является книга основа-
теля дифференциально-психологического направления как
самостоятельной научной дисциплины Уильяма Штерна
(1998) (Stern, 1911/1994), вышедшая в 1900 году под на-
званием " О Психологии индивидуальных различий: идеи
к дифференциальной психологии" и переизданная позже
уже с другим подзаголовком — " Дифференциальная Пси-
хология и ее методические основы". Дальнейшее развитие
эта концепция — правда, в существенно переработанном
виде, — получает в трудах американского психолога Анны
Анастази (Anastasi, 1958), выпустившей обобщающую ис-
следования первой половины двадцатого века фундамен-
тальную монографию под названием " Дифференциальная
психология". В следующие десятилетия появляется еще не-
сколько авторских монографий, развивающих целостный
подход через призму конкретно-исследовательских уста-
новок. Это труды Б.М.Теплова (1986) и В.Д.Небылицына
(1996), создателей нового направления — дифференциаль-
ной психофизиологии как важнейшей части дифференци-
альной психологии, а также работы английского психолога
Ганса Айзенка (Eysenck, 1947, 1997), концепция интег-
ральной индивидуальности В.С.Мерлина (1986), теория


Предисловие

 

 


 


многофакторной структуры личности и индивидуальных
различий Дж.Р.Ройса и А.Д.Пауэлла (Royce, Powell, 1983),
оригинальная концепция эпистемологической интерпре-
тации проблем индивидуальных различий американского
профессора Джеймса Ламиеля (Lamiell, 1987).

Несмотря на относительное многообразие работ и в этом
направлении, намеченная самим У.Штерном главная ли-
ния исследований, очерчивающая сферу дифференциаль-
но-психологического знания как единое целое, была
продолжена, можно сказать, лишь едва заметным пункти-
ром. Трудно предположить, почему так произошло — в
силу ли неизбежной специализации, состоящей из разных
разделов науки о человеке, или в силу центробежной тен-
денции внутри дифференциально-психологической области
знаний как следствия, проистекающего из целостной при-
роды предмета изучения — человеческой индивидуальности.
Ясно только, что все большее значение приобретает на
современном этапе концентрация усилий исследовательс-
кой мысли на пути концептуальной интеграции сложив-
шихся к настоящему времени подходов. Который из них
станет отправной точкой в создании новой — парадиг-
мальной — системы координат? Хотелось бы думать, что
ответ на этот вопрос будет связан с логикой развития на-
учного познания, к счастью, нередко совпадающей с не-
сокрушимой силой субъективных авторских предпочтений.

Разумеется, есть своя специфика и в представляемой
вниманию читателей книге " Дифференциальная психоло-
гия: на пересечении европейских, российских, и
американских традиций". Материал, посвященный инди-
видуальным, типологическим и групповым различиям, об-
разующим особый, дифференциально-психологический
статус человека, преломляется, с одной стороны, через
представления об иерархической структуре человека как
субъекта взаимодействия с миром и, с другой стороны,
рассматривается в контексте анализа механизмов коорди-
нации интра- и интериндивидуального взаимодействия.
Помимо этого, отбирая факты и теории, автор стремился
учесть и своеобразие трех мировых линий исследований:

* европейской, идущей от Альфреда Бине (Binet &
Henry,
1895) и Уильяма Штерна;


20 Либин А.

* американской, связанной с именами Джеймса Мак-
кинли Кэттелла (Cattel, 1890) и Анны Анастази;

* весьма своеобразной, российской, развивающей
традиции И.П.Павлова (1951а), положения психофизио-
логической школы Б.М.Теплова—В.Д.Небылицына и
включающей множество плодотворных, но пока еще не-
достаточно хорошо известных мировому читателю кон-
цепций.

Еще одной теоретической предпосылкой при создании
учебного пособия послужила гипотеза о том, что анализ
различий между людьми становится более эффективным в
контексте изучения основных тенденций общей и соци-
альной психологии. Поэтому большинство рассматривае-
мых дифференциально-психологических тем, посвященных
сенсорным, перцептивным, когнитивным, регулятивным,
эмоциональным или личностным различиям, также как и
обсуждение проблем развития и природно-социальной
детерминации индивидуальности, тесно связаны с
соответствующими разделами из смежных областей пси-
хологического знания. Это нашло свое отражение в струк-
туре книги и глав, в логике изложения материала, в
неизбежном для каждого учебного пособия отборе теоре-
тических концепций и экспериментальных фактов. На
структурирование материала оказали влияние и основные
положения развиваемой автором на протяжении последних
десяти лет Иерархической Теории Индивидуальности, со-
гласно которой организация и функционирование мира
психической реальности человека подчиняется действию
закона приоритета более сложных, дифференцированных
структур (по сравнению с менее сложными, недифферен-
цированными), а также закону взаимодействия этих струк-
тур на " паритетных началах, допускающих относительную
автономию — род степеней свободы для коррелируемых,
соотносимых свойств — каждой из них" (см. Ананьев, 1968).
Большое воздействие на авторскую позицию в отношении
многих спорных вопросов современной психологии чело-
века оказало сотрудничество с профессором Львом Мар-
ковичем Веккером, в частности, наш совместный труд,
посвященный разработке системы базовых принципов мен-
тальной репрезентации и основных механизмов формиро-


Предисловие

 

 


 


вания психических процессов (Веккер, Либин, готовится к
печати).

Характер учебного пособия, определяющий его как " уг-
лубление в проблему", а также ограниченный объем кни-
ги, вынудили вынести за скобки ряд важных для
дифференциальной психологии тем, которые, вместе с
тем, получили достаточно подробное освещение в трудах
отечественных и зарубежных авторов. Среди них моногра-
фии, посвященные психогенетическому анализу меха-
низмов формирования индивидуальных различий (см.
Равич-Щербо, 1998), применению математических моде-
лей и статистических методов обработки данных для изу-
чения интра- и интериндивидуальных различий, (см. Гусев,
Измайлов, Михалевская,
1997), исследованию индивиду-
альных особенностей младенцев (Адрианов (отв. ред.), 1993),
изучению способностей (Дружинин, 1995), мотивации
(Хекхаузен, 1986) и др. По мере необходимости автор
стремился показать обоснованность использования психоге-
нетических или нейрофизиологических, а также матема-
тико-статистических методов. Конечно, дальнейшая работа
по систематическому изложению основ дифференциаль-
но-психологических знаний позволит восполнить недоста-
ющие разделы.

Чтобы помочь читателю сориентироваться в изложен-
ном материале, автор посчитал необходимым привести
схему взаимосвязи основных блоков — разделов диффе-
ренциальной психологии, которой он руководствовался
при написании книги (рис. 1). Это своеобразная когнитив-
ная карта, на которой, помимо хорошо изученных и изве-
данных областей отмечено и множество " белых пятен",
существующих в обширной сфере дифференциально-пси-
хологических знаний. Помимо этого может представлять
интерес и некоторый перечень заметок, которые хорошо
было бы иметь в виду при чтении книги.

* Перечень рассматриваемых в каждом разделе основ-
ных тем и понятий дается в виде ключевых терминов в
конце главы и может использоваться в качестве опорного
ряда при повторении темы.

* В содержании каждой проблемы выделяются лишь
основные направления анализа, в русло которых устрем-


          Либин А.  
^•^   Сознание   Мировоззрение   Культурный статус  
и   Мышление и речь   Интересы и склонности   Национальность  
    Эмоции   Характер   Раса  
    Внимание и память   Способности и интеллект   Возраст  
    Восприятие   Стилевая сфера   Пол  
Е   Ощущения   Темперамент (включая      
        свойства нервной системы)      
    А —————ар———————          
        ~^~" ^~™~~^i   —————.——————  
Р   Психические процессы   Личностные структуры   Групповые признаки  
    /^ 1К 0 0 Р   ДИНА   Ц И Я^)  
А              
    Субъект   среда ...^........   Качество развития  
            ———^"  
Р   Организм   Ближайшее окружение   Психопатология /  
    (наследственная предрасположенность)       Норма  
    Индивид   Воспитание   Развивающие стратегии /  
у /\   (диапазон реакций)   Обучение   Девиации в развитии  
    Личность   Профессиональная   Пограничнье состояния /  
    (степени свободы   деятельность   Адаптивное поведение  
И   выбора)          
    Индивидуальность   Творческая активность   " Самоблокировка" /  
    (вариативность       Конструктивная  
\^/   жизненного пути)       деятельность  
Рг   /ic. 1. Концептуаль   зная система коорди   нат  
ди   фференциальной   психологии      

 

ляются десятки более частных, более дробных " ручейков" -
исследований. Вместе с тем приводятся факты и теории,
которые намечают новые тенденции в исследовании диф-
ференциально-психологических феноменов или помогают
переосмысливать прежние концепции.

* Структура книги, подверженная неизбежному в та-
ких случаях эффекту мозаичности, в то же время отражает
представление о дифференциальной психологии как це-
лостной дисциплине (Stern, 1911/1994), предметом кото-
рой является изучение человеческой индивидуальности
через призму формального подхода, во всех ее проявле-
ниях — от психофизических характеристик до метаинди-
видуальных стратегий, отображающих специфику
взаимодействия субъекта с другими людьми.


Предисловие _________________-^

* Внутри каждого раздела автор следует определенной
логике в изложении материала. Так, вначале рассматри-
ваются данные (если таковые имеются и оказались в поле
авторского зрения) о различиях, проявляющихся на " ниж-
них" уровнях индивидуальности и на ранних этапах онто-
генеза. По мере продвижения внутри раздела, фокус
внимания перемещается на анализ личностных различий
и специфики функционирования интегративных феноме-
нов, таких как индивидуальное сознание и самосознание.
Таким образом каждая из выделенных тем анализируется
с точки зрения:

* дифференциальных аспектов индивидуального раз-
вития;

* характеристики иерархических уровней индивидуаль-
ности;

* анализа влияния на индивидуальные параметры эндо-
и экзофакторов, определяющих вид детерминации.

* " Двойственная" природа изучаемых признаков
обуславливает их рассмотрение как в контексте интеринди-
видуальных различий, так и в связи с анализом интраин-
дивидуальной структуры, определяющей статус данного
параметра в системе остальных свойств.

* Большинство тем дифференциальной психологии, та-
ких как " характер", " способности", " стиль", " психогене-
тические исследования", " психодиагностика" или
" возрастные изменения", связано с огромным объемом
знаний в соответствующих областях смежных направлений,
поэтому основной акцент в большинстве случаев делается
не на историческо-психологическом анализе развития про-
блемы в целом, а на рассмотрении явления в контексте
изучения конкретных феноменов человеческих различий.

* Задачей автора является показать самостоятельность
дифференциальной психологии как особой области чело-
векознания. Исходя из этого и расставлены акценты в со-
держании данной книги.

Хочется добавить, что эта книга возникла в результате
потребности самого автора в познании собственной инди-
видуальности. Возможно, с этой же целью ее возьмет в
руки и читатель.


24 Либин А.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.