Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






УДК 158.3 (075.8) ББК 88






УДК 158.3 (075.8) ББК 88 Л478

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор р.С.Братусь,
кандидат психологических наук Н.А.Аминов.

Рекомендовано УМО по психологии в качестве учебного
пособия по специальности " Психология".

Либин А. В.

Л478 Дифференциальная психология: на пересечении
европейских, российских и американских
традиций. М.: Смысл, 1999.— 532 с.
ISBN 5-89357-044-8

Первое отечественное учебное пособие по дифференциальной психо-
логии. В доступной форме излагаются основы анализа индивидуальных,
групповых и типологических различий между людьми, проявляющихся в
специфике организации нервной системы и психических процессов, ин-
теллекта и сознания, в разнообразных чертах личности и поведения. Ана-
лизируются также общепсихологические закономерности, лежащие в ос-
нове индивидуальных свойств — темперамента, способностей и интел-
лекта, характера и стиля человека. Значительное место уделено рассмотре-
нию индивидуальной специфики в организации психических процессов
— эмоций, памяти и внимания, мышления и сознания.

Освещаются наиболее известные концепции как зарубежных, так и
отечественных исследователей. Описываются ключевые понятия разделов
дифференциальной психологии, посвященных изучению половых и воз-
растных особенностей, патопсихологических нарушений и личностных де-
формаций, специфике детского развития и стилей родительского воспи-
тания, проблемам школьного обучения и профессиональных достижений.
Специальные главы посвящены вопросам групповых различий — расо-
вых, национальных и культурологических.

Для студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей психоло-
гии, других специалистов в области человекознания.

УДК 158.3 (075.8) ББК 88

ISBN 5-89357-044-8

А. В. Либин, 1998
Издательство «Смысл», 1999
Б.Л.Будинас, оформление, 1999


" Дифференциальная психология не является лишь од-
ним из измерений особенного (в человеке). Предметом
ее исследования служит сама целостная Индивидуаль-
ность как существующая эмпирическая реальность".
William Stern (\9\\)

" Перед нами открывается необозримый горизонт наблю-
дений и опытов... Психологи получат, наконец, общую
прочную основу, естественную систему изучаемых ими
основных явлений, в которой легче будет им разместить
бесконечный хаос человеческих переживаний".

И.П.Палов (1933)

" Успехи в изучении индивидуально-психологических
различий в значительной степени зависят от разработ-
ки общепсихологической теории,... а также от созда-
ния такой системы этой науки, которая ликвидирова-
ла бы явно существующий в настоящее время разрыв
между психологией психических процессов и психо-
логией личности".

Б.М. Теплое (1960)

" Если мы можем объяснить, почему одни индивиды ре-
агируют отлично от других, то мы уже далеко продви-
нулись в понимании того, почему каждый человек реа-
гирует так, а не иначе. Данные дифференциальной пси-
хологии, таким образом, должны помогать выяснению
основных механизмов поведения".

Anna Anastasi ( 1994)

" Возможно в следующем столетии мы вновь обратимся к
смелой и научно необходимой попытке создать единую
систему объяснения поведения, базирующуюся на коли-
чественных соотношениях между несколькими достаточ-
но определенными переменными".

Hans Eysenck (1997)


Оглавление

предисловие............................................................... 17

homo unicum................................................................24

три СТОРОНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ..................... 24

феноменология ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ.................... 25

корни СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ................................ 27

часть I. дифференциальная ПСИХОЛОГИЯ:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ............................................ 29

глава 1. познание ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ................................................. 29

1.1. предпосылки УЧЕНИЯ О РАЗЛИЧИЯХ МЕВДУ

ЛЮДЬМИ...........................................................................30

жизненные НАБЛЮДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЗДРАВОГО СМЫСЛА ......... 30

требования ПРАКТИКИ.................................................................. 31

научный АНАЛИЗ ФАКТОВ И ПЕРВЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ....................... 32

1.2. дифференциальная ПСИХОЛОГИЯ — ПРАВО НА

НЕЗАВИСИМОСТЬ........................................................... 34

концептуальные ИНТЕРПРЕТАЦИИ: ВОКРУГ ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И
МЕТОДОВ........................................................................................ 34

теоретические УСТАНОВКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЛОВУШКИ ........... 38

1.3. универсальные ДИХОТОМИИ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ:

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.........40

" Сходство—различие"............................................................... 40

" формальное——СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ"..................................,............. 41

" наследственное— ПРИОБРЕТЕННОЕ"............................................. 41

" детерминизм—ИНДЕТЕРМИНИЗМ" ............................................... 42

" общее—ЕДИНИЧНОЕ".................................................................. 42

" идентификация——ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ" ...................................... 42

" физическое——СОЦИАЛЬНОЕ"....................................................... 43

" сознательное——ВНЕСОЗНАТЕЛЬНОЕ" ............................................. 43

" внешнее——ВНУТРЕННЕЕ".............................................................. 43

третья КООРДИНАТА——ЗАВЕРШАЮЩИЙ ШТРИХ ............................... 44

1.4. иерархическая СТРУКТУРА СУБЪЕКТА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ: ОРГАНИЗМ, ИНДИВИД,
ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.................................. 45

1.4.1. организм — ТЕЛЕСНЫЙ ФАКТОР ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.......... 47


1.4.2. Индивид —предпосылка к личности.............................. 48

1.4.3. Личность — психологический носитель социальных

свойств.................................................................................. 49

1.4.4. индивидуальность —— ИНТЕГРАЛЬНАЯ БИОПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА....................................................... 51

1.4.5. человек КАК СУБЪЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ............... 52

1.5. дифференциально — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В ИЗУЧЕНИИ
ЧЕЛОВЕКА................................................................................. 54

1.6. внутренний И ВНЕШНИЙ СТАТУС ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ

психологии........................................................................... 58

глава 2. общие ПРИНЦИПЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА................................... 60

2.1. традиции ФОРМАЛЬНОГО ПОДХОДА...........................60

2.2. структура ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ:

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ .............................. 64

природа ТЕМПЕРАМЕНТА И ИНТЕЛЛЕКТА .......................................... 64

структурные КОМПОНЕНТЫ ХАРАКТЕРА........................................... 65

структурная ДИНАМИКА ЛИЧНОСТИ ............................................... 66

2.3. элементы ГЕШТАЛЬТА И ИХ ИНТЕГРАЦИЯ В

ЦЕЛОСТНУЮ СТРУКТУРУ................................................ 66

2.4. интраиндивидуальные И ИНТЕРИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
РАЗЛИЧИЯ....................................................................67

2.5. индивидуальные, ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ГРУППОВЫЕ

РАЗЛИЧИЯ....................................................................68

2.6. nature VS nurture: ЭНДОФАКТОРЫ И
ЭКЗОФАКТОРЫ В ДЕТЕРМИНАЦИИ
МЕЖИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВАРИАТИВНОСТИ......................69

2.7. перспективы ИНТЕРАКЦИОНИЗМА: СИЛА

СИТУАЦИЙ Х УСТОЙЧИВОСТЬ ДИСПОЗИЦИЙ................... 71

2.8. психодиагностические ИЗМЕРЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
РАЗЛИЧИЙ....................................................................73

сила И СЛАБОСТЬ ТЕСТОЛОГИИ ...................................................... 75

2.9. статистическая ОЦЕНКА ИЗМЕРЯЕМЫХ ЯВЛЕНИЙ.....76

нормальное РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ ............ 76

зависимая И НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННЫЕ....................................... 77

факторный АНАЛИЗ...................................................................... 78

проверка АДЕКВАТНОСТИ ТЕСТОВЫХ ИЗМЕРЕНИЙ: ВНУТРЕННЯЯ И

ВНЕШНЯЯ ВАЛИДНОСТЬ ОЦЕНОК................................................. 79


часть II. индивидуальная СПЕЦИФИКА

ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.................................. 81

глава 3. грани МЕНТАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (I):

ОЩУЩЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ,
МЫШЛЕНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЕ.......... 81

3.1. исследования СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ

НОВОРОЖДЕННЫХ........................................................82

3.2. сенсомоторные СТРАТЕГИИ МЛАДЕНЦЕВ...................83

3.3. психомоторные стили............................................ 86

3.4. индивидуальные ПАРАМЕТРЫ ВОСПРИЯТИЯ:

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ КОНТРОЛЯ И СТИЛИ............................ 88

3.5. представления — РАЗЛИЧИЯ В ОБРАЗНОЙ СФЕРЕ....... 92

3.6. дифференциальные ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВООБРАЖЕНИЯ.............................................................. 94

3.7. Типы внимания и памяти.....................................95

3.8. стилевые ХАРАКТЕРИСТИКИ МЫШЛЕНИЯ................... 97

3.9. дифференциальная когнитология: различия в

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ...................................... 99

глава 4. грани МЕНТАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (II):

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ,
РЕЧЬ И СОЗНАНИЕ..................................................... 101

4.1. паттерны ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ...... 101

4.2. эмоциональные ПРЕДПОЧТЕНИЯ, РЕАКЦИИ И

стили....................................................................... 102

4.3. эмоциональные И НЕЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ... 104

4.4. индивидуальные ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ И

САМОРЕГУЛЯЦИИ........................................................ 106

4.5. Стиль речи: как мы говорим?.............................. 108

4.6. стилевые ОСОБЕННОСТИ СОЗНАНИЯ........................ 111

часть III. координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

ЧЕЛОВЕКА.......................................................... 113

глава 5. темперамент — ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКАЯ

ОСНОВА ЛИЧНОСТИ...................................................113

5.1. интерпретации ПОНЯТИЯ " ТЕМПЕРАМЕНТ":

ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ..................... 113


5.1.1. темперамент КАК ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ПОВЕДЕНИЯ.115

5.1.2. телесные ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА ............................... 118

5.1.3. психологическая ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

" МАГИЧЕСКИХ ТИПОВ"............................................................ 124

5.2. НОВЫЙ ЭТАП В ИЗУЧЕНИИ ТЕМПЕРАМЕНТА................ 125

5.2.1. исследования СТРУКТУРЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ......................... 126

5.2.2. свойства НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ КАК ПРЕДПОСЫЛКА

ТЕМПЕРАМЕНТА....................................................................... 128

5.2.3. дифференциальная психофизиология — новый раздел

НАУКИ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНО—ТИПОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЯХ......... 133

5.3. развитие ТЕМПЕРАМЕНТА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИХ

и лонгитюдных исследований................................. 137






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.