Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия даосов, ее особенности и отличие от конфуцианства. Даосское учение о бессмертии.






В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.

Пути Дао присуща сила Де. Именно через силу У-Вэй Дао проявляется в каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. У-вэй — означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния — принципа У-вэй. Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.

Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

Дао проявляется через обыденную жизнь и воплощается в поступках обученных людей, хотя мало кто из них полностью «идет по Пути». Более того, сама практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого. Всё, например, пронизано единой энергией ци. Ребенок рождается от смешения изначального ци (юань ци) отца и матери; человек живёт, лишь продолжая напитывать организм неким внешним ци (вай ци), переводя его во внутреннее состояние с помощью системы дыхательных упражнений и правильного питания. Всё по-настоящему «великое» связано с запредельным, Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется в вещах, явлениях, поступках. Космическое здесь постоянно проецируется на человеческое и проступает в особом витальном «энергетизме», энергетической потенции как самого Дао, так и людей, которые смогли в полной мере постичь его. Сам путь Дао воспринимается как начало энергетическое, одухотворяющее, например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю».

Проповедь идей сянь сюэ (учения о бессмертии) не только снискала даосским магам и проповедникам большую популярность в народе и позволила им заложить фундамент новой религии, но и предоставила даосам возможность завоевать положение в обществе и добиться благосклонности императоров, отнюдь не безразличных к этой заманчивой идее. Первым, кто захотел стать бессмертным, был всемогущий деспот и противник конфуцианства Цинь Шихуанди. Смерть Цинь Шихуанди на некоторое время оборвала официальную заботу о поисках бессмертия. Однако идея о достижении бессмертии продолжала манить к себе власть имущих. Первые ханьские императоры серьёзно увлеклись этой идеей, особенно имп. У-ди. У-ди повсюду строил даосские храмы и покровительствовал ученым магам, проникался их учением и настойчиво добивался главного – возможности действительно стать бессмертным. У-ди вошел в историю даосизма как император-маг, что отразилось в его поздних «эзотерических жизнеописаниях» (нэй чжуань) и оккультном предании. Культ бессмертия и формирующийся даосизм в целом оказывали сильное влияние на двор и опосредованно – на его политику, чему способствовала популярная при Хань доктрина хуанлао, связанная с традицией магов (фан ши), учением о дао, натурфилософией иньян-цзя и усин-цзя, верой в бессмертных (сянь) с одной стороны, и с философией легизма – с другой.

Таким образом, в этот период даосизм был весьма активной политической силой. Разумеется, при этом монархи и их приближенные искали мирского бессмертия, понимаемого исключительно как продление физической жизни. Что же касается конфуцианцев и вообще представителей интеллектуальной элиты ханьского общества, то их отношение к даосизму и вере в бессмертие в целом было скептическим. Известный философ Ханьской эпохи Ян Сюн (53 до н.э. – 18 н.э.) категорически заявлял, что бессмертия не существует и смерть неизбежна.

Со временем, серия неудач несколько охладила интерес китайских императоров к идее достижения бессмертия. Императоры и другие люди постепенно перестали слепо доверять даосам и ждать от них волшебное зелье не сегодня-завтра. Но идея о потенциальной возможности достижения бессмертия продолжала жить. С момента проникновения в Китай буддизма, даосы начинают более детальную разработку своего учения, при этом путь спасения человека, т.е бессмертие оставалось основным направлением.

Согласно учению даосов, тело человека представляет собой микрокосм, подобный макрокосму, Вселенной. И там и здесь действует множество духов, чье присутствие имеет огромное значение для нормального функционирования и сохранения организма. В теле человека активно функционируют 36 тыс. различных духов, которые подразделяются на 3 большие группы, 6 меньших, 120 отделений и т.д. Каждая из этих групп духов во главе с соответствующим «управителем» проходит по определенному «ведомству» организма человека, связана с его 5 основными внутренними органами, 12 венами и многочисленными костями и мышцами. Следует отметить, что в области анатомии у даосов были очень хорошие познания – именно на их основе сложились основные принципы традиционной китайской медицины. В концепции сянь сюэ важнейшее место занимает проблема соотношения духа и тела. В трактате «Баопу-цзы» указывается, что тело и дух соотносятся как плотина (тело) и вода в запруде (дух). Причем гибель физического тела приводит и к гибели (вернее распаду) единого духа (шэнь), который понимается как утонченная материально-энергетическая субстанция ци. После смерти тела ци распадается на душу по, продолжающую пребывать с телом, и душу шоу, уходящую в вечность. Тело выступает единственной нитью, связывающей их воедино. И если самыми разнообразными средствами и методами регуляции энергии ци воздействовать на духов в нужном направлении и не дать им уйти из тела, то сила духов внутри тела будет постепенно расти, а вместе с тем будет меняться и субстанция тела. Когда этот процесс зайдет достаточно далеко, именно духи станут преобладающим элементом в человеке, его тело дематериализуется и он, став бессмертным, вознесется на небо.

Поиски бессмертия требовали от человека немалых жертв и заставляли его мобилизовать всю свою волю и выдержку, все способности и терпение. Практически тот. Кто посвятил всю свою жизнь этому делу, должен был с юных лет отказаться от обычной жизни с ее горестями и радостями, отрешиться от всех стремлений и страстей, во всем себя ограничить и целеустремленно двигаться только к одной великой цели. Разумеется, это было не каждому под силу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.