Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характерные особенности конфуцианского культа. Культ предков. Учение о сяо. Культ семьи и клана.






решающее влияние на весь характер китайской общественной структуры и на формирование социальных отношений в стране оказал культ предков. его считают основным видом религии в Китае и отличительной особенностью китайской цивилизации.

Всем покойным регулярно приносились жертвы. Центральную роль в обряде жертвоприношения должен был играть сам покойный, точнее, замещавший его мальчик, обычно старший внук.

В традиционном культе предков Конфуций и его последователи увидели одну из главных возможностей практического осуществления того социального порядка и социального идеала, которые составляли основную часть их учения.

для того, чтобы законы культа предков стали универсальными было разработано учение о сяо сыновней почтительности.

быть почтительным к родителям было поднято конфуцианцами до необычайного уровня и затмило собой все прочие отношения в обществе.

для человека нет ничего важнее сяо.

До смерти родителей жизнь человека целиком находилась в их распоряжении.

Оно абсолютно точно отражает подлинный социальный смысл учения Конфуция о сяо: чем больше и глубже дух покорности и почтительности, послушания и безволия в семье, тем более покладистыми и послушными будут подданные государя. Поэтому не удивительно, что учение о сяо стало одной из основ государственной политики в Китае.

универсальность принципа сяо и его обязательность для всех, начиная с императора и кончая последним бедняком, придают ему религиозные черты.

культ предков и культ сяо создали в Китае подлинный культ семьи, равного которому не было нигде. конфуцианцы рассматривали патриархальную семью как микрокосм порядка в государстве и обществе. большая семья и влиятельный клан были идеалом для китайцев.

культ семьи сыграл существенную роль в ослаблении других чувств обычного китайца – гражданских, социальных, и даже национальных. согласно конфуцианскому учению, человек является прежде всего семьянином, т.е. членом определенной семьи и клана, и лишь в качестве такового он выступает и как гражданин, и как китаец.

все судебные дела сравнительно небольшого значения передоверялись суду родственников. Клан мог заставить своего члена отдать чужую вещь или уплатить ее стоимость

В результате выработанных конфуцианством традиций культа предков, сяо, семьи и клана положение женщины в семье и обществе стало приниженным.

Различие между положением младшего и старшего в итоге привели к формированию в Китае подлинного культа стариков. Этот культ, тесно связанный с культом предков и производный от него, не имеет себе равных в истории других цивилизованных народов.(обычай: признать кого-либо старше своих лет значило сделать ему очень приятный комплимент.)

Клановые традиции, солидарность и взаимопомощь явились логическим следствием абсолютизации культа предков. Этот культ и все связанные с ним нормы, институты и традиции со временем оттеснили на задний план все прочие древние верования, культы и традиции и превратились в основу основ китайского общества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.