Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы боя – теоретический каркас искусства тактики. 1 страница






2.1 Значение принципов боя.

Искусство боя находит олицетворение в его принципах. Не существует ни одной науки, которая не облекла бы результаты своих исследований, обобщений практики в определенные правила – принципы. Не составляет исключения из этого, естественно, военное искусство, теория тактики. Здесь есть свои основополагающие категории – законы, закономерности и принципы. Хотя руководство войсками в бою не приемлет жестких нормативов, ему наносят вред догматические шоры, непреложные постулаты, однако это вовсе не означает, что здесь нет правил. Они есть и отражены в выработанных многовековой практикой принципах военного искусства, пренебрежение которыми, как показал боевой опыт, неизбежно приводит к ошибкам, просчетам и даже к поражению и, напротив, знание и умелое воплощение их в практической управленческой деятельности обеспечивают успех.

Термин «принцип» в энциклопедических источниках определяется как основное правило, руководящее положение, установка для какой-либо деятельности[23]. В военную теорию принципы боя вошли как категории, определяющие связи и отношения различных сторон боевой деятельности соединений, частей, подразделений, как основополагающие идеи, важнейшие рекомендации по подготовке и ведению боя[24]. Принципы военного искусства по праву называют сгустком военной мудрости, путеводными маяками в управленческой деятельности военачальника. В них аккумулирован опыт многих войн, нашли воплощение творческие озарения полководцев, горькие уроки поражений и осмысленные итоги побед. От поколения к поколению принципы передавались как ценнейшая научная эстафета военного опыта.

Многие полководцы, военные теоретики, философы, мыслители высоко ценили значение принципов в военном искусстве. Приведем высказывания некоторых из них:

Наполеон: «… Принципы военного искусства блестят в истории как солнце на горизонте, тем хуже для слепцов, не способных их видеть»[25].

Клаузевиц: Принципы являются «подлинной точкой опоры и путеводной звездой для действующего лица»[26].

Н.Г.Чернышевский: «… У кого не уяснены принципы во всей логической полноте и последовательности, у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха …»[27].

Г.К.Жуков: «… Я лично руководствовался ими (принципами военного искусства – авт.) при подготовке всех операций. Одновременно видел, что, когда к этим вопросам относятся формально, успеха в бою, в сражении и операции не было»[28].

Ф.Фош: «Военному искусству, как и всякому другому искусству, присущи своя теория, свои принципы, иначе оно не было бы искусством»[29].

Б.Х.Лиделл Гарт: «Отрицание принципов – это отрицание теории»[30].

И.П.Уборевич: «Горе тем, кто не знает принципов»[31].

Как следует из приведенных высказываний, принципы играют незаменимую роль в управленческой деятельности командиров, офицеров штабов, служб, всех органов управления. Их по праву называют «учебниками жизни». Они выступают как незримые «советчики», постоянные «спутники» в боевой обстановке. Это нестареющее, нержавеющее оружие, но оружие своеобразное, разящим острием которого является творчество. В принципах воплощены уроки тысяч и тысяч больших и малых, удачных и неудачных боев, плод долгих исканий, размышлений военачальников.

Принципы являются своеобразной эстафетой преемственности боевого опыта, передающегося как наказ одного поколения другому. Нынешнее время по глубине происходящих преобразований в военном деле не имеет аналогов в прошлом. И хотя уроки былых войн сегодня далеко не всегда могут служить отправной базой, критерием в оценке новых явлений в военном деле, тем не менее поступательность в развитии форм и способов боевых действий не нарушилась, а значит, сохранилась ценность принципов, выработанных многовековой военной практикой. Они служат связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.

Принципы столь же историчны, сколько и современны, поскольку старое и новое, воплощенные в них – это противоположности, связанные между собой тысячами живых нитей.

Историю развития военного искусства правомерно рассматривать как историю развития принципов. Она насчитывает тысячелетия. С течением времени менялось содержание принципов, отмирали одни из них и нарождались новые. Формирование принципов всякий раз представляло сложный и противоречивый диалектический процесс. Оно проходило в ожесточенном противоборстве старого с новым. Принципы формировались людьми в качестве итога все более глубокого познания природы боя, его закономерностей. Этот процесс не закончен, он продолжается и ныне. И важно, изучая историю зарождения и развития принципов, воспринять все полезное, поучительное, что было в прошлом, чтобы, встав «на плечи» предшествующих поколений, уверенно двигать развитие тактики дальше.

В современных условиях значимость принципов особенно важна потому, что существенно повысилась цена оперативных и тактических решений, непродуманных действий, промахов и просчетов, исправить которые в динамичной, быстро меняющейся обстановке в ряде случаев попросту становится невозможным. Принципы боя как раз и призваны предостеречь командира от волюнтаризма и опрометчивости в управленческой деятельности. Они обязывают считаться с накопленным боевым опытом, учитывать исторические закономерности и тенденции в развитии военного дела. Принципы для генералов и офицеров являются теми ориентирами, придерживаясь которых они находят рациональные способы использования имеющихся сил и средств для разгрома противника, либо отражения его удара. Знание и умелое использование принципов придают им целеустремленность, уверенность в действиях. Чем полнее учитываются их требования, тем, как правило, оптимальнее, целеустремленнее принимаемые командирами решения.

Хотя тактика отнюдь не свободна от нормативности, но она допускает широкий диапазон в выборе альтернативных вариантов. В этом плане принципы выступают в качестве «тактических правил», без которых невозможна системность, логическая осмысленность в управленческой деятельности в боевой обстановке. Однако принципы не могут и не должны выступать в роли регламентирующего ограничителя в творческих поисках. Их посылка, рекомендации всего лишь исходная основа, отправной пункт для раздумий, выбора различных вариантов и путей достижения поставленной цели в бою. Гегель метко заметил – «горе тем мастерам, которые цепляются за узкие правила искусства».

Военное искусство относится к одному из сложных и тонких видов искусств. Не случайно еще философы древности называли его «царской наукой». Это искусство требует духовного озарения, не приемлет схематизма, казенщины, рутины, догматизма. Командирский опыт неповторим в своей внешне кажущейся повторимости. Конечно, куда проще было бы офицеру достичь тактического совершенства, взяв на вооружение опыт выдающихся полководцев в использовании принципов военного искусства и, организуя бой, шаг за шагом воспроизводить апробированные ими тактические приемы. Решение на бой всякий раз принимается в творческих муках, а его реализация происходит через преодоление многих препятствий, разрешение противоречий. Найти правильный путь претворения в жизнь требований принципов боя в конкретной обстановке – задача сложная. Тут нет рецептов и проторенных путей. Знание и личный опыт, интуиция и расчетливость, организаторские качества и железная воля – вот тот фундамент, на котором зиждется тактическое искусство.

В методологическом плане роль принципов военного искусства состоит в том, что они являются стержневой основой, теоретическим «каркасом», объединяющим в единое целое все его составные части – стратегию, оперативное искусство и тактику. Посредством их устанавливается общность взглядов генералов и офицеров на подготовку и ведение боевых действий, поскольку принципы стратегии, оперативного искусства и тактики практически едины в большинстве своем по своей формулировке и содержанию, их отличие состоит лишь в масштабности применения.

В философском плане принципы воплощают в себе проблемы сочетания необходимости и свободы. Командир не может достичь успеха в бою, выходя за рамки, которые обусловлены объективными факторами боевой обстановки, но он может и должен добиваться успеха в рамках этих условий. Диалектическое противоречие здесь состоит в том, что он в одно и то же время зависит и свободен от обстоятельств. Обстоятельства диктуют свою логику поведения, но не предопределяют однозначного подхода к выбору того или иного решения. В боевой обстановке всегда есть альтернативные пути реализации того или иного принципа, важно только чтобы избранный вариант не вступал в противоречие с объективными условиями. Уяснить эту логическую тонкость и научиться сообразовывать свои практические действия по применению принципов с требованиями познанных закономерностей боя и есть «изюминка» тактического мастерства.

Содержание принципов боя отражает достигнутый уровень развития тактики. Их сила и жизненность состоят в том, что они опираются не на второстепенные, малозначащие, преходящие обстоятельства, а выражают глубинные процессы боевых действий, устойчивые взаимосвязи, объективные закономерности, познание которых служит своеобразным ориентиром, придерживаясь которого командир находит верный путь к достижению поставленной цели в бою.

Принципы военного искусства отражаются в той или иной форме в Полевых (боевых) уставах, наставлениях и руководствах всех армий мира. Большое значение им придается в армии США. В американских Полевых уставах указывается, что принципы – это «фундамент истины о войне, при разумном использовании которых обеспечивается победа над противником»[32]. В Полевом уставе армии США (FM-100 1982 г.) систематизация принципов военного искусства осуществляется в следующем порядке: формулируются общие принципы войны, а в их рамках принципы воздушно-наземной операции (сражения), а также принципы, относящиеся к видам боевых действий. К принципам войны для сухопутных войск отнесены такие: целеустремленность; наступление; массирование сил и средств; экономия сил и средств; внезапность; стремительность; гибкость и решительность. Неотъемлемой частью наступления считается принцип сосредоточения сил.

В основу принципов оборонительных действий в американских уставах закладывается идея лишить наступающего противника преимуществ и быстро перехватить инициативу. Принцип №1 формируется так: захватывай тактическую инициативу на отдельных участках, а затем и общую инициативу по мере перехода от обороны к наступлению. Принцип №2 гласит: наноси удары на всю глубину боевых порядков противника – это позволит задержать и дезорганизовать его, а также создать условия для перехода в наступление. Глубокая оборона позволит выиграть время и пространство для осуществления быстрого и гибкого маневра. Принцип №3 требует – диктуй противнику условия боя, поддерживай быстроту и гибкость огня, маневра и применения средств РЭБ. Принцип №4 требует – согласовывай действия всех имеющихся в распоряжении сил и средств в ходе боя, используй малейшие слабые стороны противника, чтобы остановить его наступление.

В боевых уставах бундесвера обычно перечисляются следующие принципы боевых действий: захват инициативы и активность; наступательность; сосредоточение сил и средств в решающем месте и в выгодное время; массирование огня на решающем участке и осуществление смелого маневра; взаимодействие; внезапность; решительность действий, настойчивость и проявление инициативы; волевое, постоянное и четкое управление; бесперебойное боевое и материально-техническое обеспечение.

В боевых уставах английской армии важнейшими принципами боя считаются: выбор и утверждение цели; наступательные боевые действия; взаимодействие; свобода действий; концентрация сил; экономия сил; внезапность; непрямые действия (обманные приемы); боевое обеспечение войск; поддержание здорового морального духа; управление войсками и тылом.

Структура принципов, отраженная в Боевых уставах ВС РФ, показана на рис. 2.1. К основным принципам боя отнесены: постоянная боевая готовность подразделений; решительность, активность и непрерывность ведения боя; согласованное применение подразделений родов войск и специальных войск и поддержание непрерывного взаимодействия между ними; внезапность действий и применение военной хитрости (обман противника); решительное сосредоточение усилий на главном направлении и в решающий момент; маневр подразделениями, ударами и огнем; своевременное восстановление боеспособности подразделений, всестороннее обеспечение боя; полное напряжение моральных и физических сил, использование морально-психологического фактора в интересах выполнения боевой задачи; твердое и непрерывное управление подразделениями[33].

Заметим, что в последнее время к числу принципов боя стали отно сить такой: «соответствие боевых задач частей и подразделений их боевым возможностям». Отмечается, что этот принцип оценки требует тщательной



оценки обстановки, выбора наиболее рационального построения боевого порядка, определения оптимальных способов выполнения боевых задач с учетом характера действий противника; учета качественного состояния сил и средств, а также степени боевой выучки войск, подготовленности командиров и штабов; наличия боевого опыта личного состава.

Говоря о содержании принципов боя, военные теоретики и практики всегда подчеркивали простоту и доступность их понимания. Как писал Клаузевиц: «Принципы военного искусства сами по себе в высшей степени просты, вполне согласуются со здравым смыслом»[34].

Отметим, что сложившаяся в настоящее время классификация принципов боя не есть застывшая конструкция ума, «вершина» военной мысли – это всего лишь очередная ступенька в развитии тактики. Принципы надлежит обогащать новым опытом, постоянно изыскивать более эффективные пути реализации их требований на практике с учетом изменяющихся условий современного, объемного, многомерного, наземно-воздушного боя, применения новых средств вооруженной борьбы, когда электроника, робототехника, компьютеры все более властно вторгаются во все сферы управленческой деятельности командира и штаба.

Только офицер – творец, новатор окажется на высоте положения. Впитывая весь богатейший опыт войн, осмысливая его, он должен быть свободен от пут прошлого, предвзятых походов, «философии подражания». Святое чувство неудовлетворенности сделанным сегодня должно постоянно побуждать офицера не успокаиваться на достигнутом, добиваться новых, более высоких рубежей в своей деятельности завтра. Творческое горение, дерзание поисков, мобильность тактического мышления, прозорливость и способность к смелому расчетливому риску, целеустремленность и настойчивость – эти качества должен вырабатывать у себя офицер каждодневно и неуклонно. Только тогда он может стать подлинным мастером вождения войск.

2.2 Путеводные маяки в управленческой деятельности командира в бою.

Принципы боя имеют двоякую значимость для военной теории и практики, с одной стороны, являются основой систематизации научных знаний и логического построения теории тактики, отражающими соответствующий уровень ее развития, но с другой – это путеводные маяки, руководящие рекомендации, придерживаясь которых командир находит верный путь к достижению поставленной цели в сложной боевой обстановке. Образно говоря, это ориентиры победы.

Для начала поставим перед собой такой вопрос – можно ли управлять подразделениями и добиваться успеха в бою без знания принципов военного искусства? Ответим так – вообще-то в каких-то частных, упрощенных условиях подобный случай не исключается. Если обратиться к опыту Великой Отечественной войны, то, конечно, не все командиры тактического звена имели высокую эрудицию, были достаточно подготовлены теоретически, чтобы осознанно применять в практической деятельности соответствующие принципы. Можно сказать, что многие из них интуитивно, на основе полученной практики и знания уставных положений осваивали трудную науку побеждать.

Офицера, не знающего принципов, но готовящего бой, можно сравнить с путником, который, будучи в чистом поле или густом лесу, не имея ни карты, ни компаса пытается найти дорогу к нужному пункту. Совершенно очевидно, что ему придется немало поблуждать. Но если для путника это обойдется потерей времени и сил, то для командира - потерей людей, а возможно, и проигрышем боя. Чтобы этого не случилось, надо заранее «вооружить» себя и в теоретическом и практическом отношениях - хорошо изучить природу современного боя, знать его принципы и научиться умело применять их на практике. Словно невидимые «советчики» они подскажут в трудную минуту, как поступать, как найти выход из сложной ситуации, не попасть впросак, избежать ошибок, просчетов. У этих «советчиков» «за плечами» мудрость опыта многих и многих поколений, им вполне можно довериться.

Речь, таким образом, идет об искусстве руководства войсками, о таком, которое опирается на знание законов, закономерностей вооруженной борьбы, из которых логически вытекают принципы военного искусства. Проникновение в механизм действия законов войны позволяет находить наиболее эффективные методы и способы воздействия в нужном направлении на условия, в которых возникают и функционируют эти законы, отыскать в складывающейся обстановке максимальные возможности для принятия и проведения в жизнь безошибочных решений.

Законы - объективная категория. Они действуют независимо от воли и желания человека, от того, нужно ли это командиру или нет, нравится ему или не нравится действие законов. Он не может для себя выбрать те или иные законы, а должен считаться с ними. Принципы же, основанные на законах, напротив, сознательно применяются человеком в зависимости от конкретных условий обстановки. Они содержат рекомендации, что надо делать для достижения победы, как надо действовать. В принципах удачно сочетаются и необходимый характер действия законов войны и относительная свобода сознательной деятельности людей в рамках этой необходимости.

В формулировке принципов находит выражение не только требование законов, но и те цели и задачи, которым подчинена военная деятельность. Взаимосвязь законов войны и принципов военного искусства удачно выразил видный военачальник гражданской войны С.И.Гусев. Он писал: «То, что в «рассмотрении» является законом, то в действии становится правилом. Что в науке закон, то в искусстве – правило»[35].

Знание характера боя, его объективных законов, закономерностей позволяет командиру глубоко понимать смысл происходящих событий, правильно ориентироваться и оценивать ту обстановку, в которой подготавливается и ведется бой. А от этого во многом зависит целесообразность его решения и всех его действий по управлению войсками. Однако было бы ошибочным понимать данное положение таким образом, что командир, изучая конкретные условия боя, должен непременно выискивать в них закономерности, чтобы усилить их полезное или уменьшить вредное влияние. Операция, бой и их процессы бесконечны в своих конкретных проявлениях, свойствах и отношениях. Глубокое познание их природы и вскрытие закономерностей невозможны на основе единичного, частного случая. Это достигается в ходе обобщения многих боев в самых различных условиях обстановки, что посильно военной теории. Ее задача как раз и состоит в том, чтобы, анализируя боевой опыт, отбросить все случайное, наносное, найти закономерное, часто повторяющееся и на этой основе выработать рекомендации, правила, принципы, пригодные для практической деятельности при руководстве войсками.

Ценность принципов военного искусства состоит в том, что через них достигается диалектическое единство объективного и субъективного в управленческой деятельности офицера. Они служат связующей цепочкой между теорией и практикой, переводят содержание теоретических положений военной науки на язык военной практики.

Принципы обязывают не только реально оценивать славившуюся обстановку, но и осуществлением необходимых мероприятий изменять ее в нужном направлении, создавая благоприятные условия для действий своих войск и затрудняя действия противника. Сами по себе принципы пассивны, не приносят успеха. Они в равной мере являются принципами победы и поражения. Все зависит от того, насколько умело или, напротив, неумело той и другой стороной используются на практике вытекающие из них требования.

Знание принципов облегчает работу командира, организующего бой и руководящего им. Глубокое понимание сложной системы взаимосвязей законов и закономерностей боевых действий и вытекающих из них принципов является надежной предпосылкой научного предвидения в военном деле, дает возможность предсказать как основные тенденции развития событий, так и конкретные результаты тех или иных мероприятий по руководству войсками, короче - принципы служат основой боевого мастерства офицеров.

Разумеется, что само по себе познание принципов ни к чему не ведет без умения их применять в конкретной обстановке. Будучи хорошими ориентирами, принципы не могут дать ответа, как поступать в сложившейся обстановке. Принципы - это лишь «канва», отправная точка для принятия решения, однако не само решение. Они указывают общую направленность практической деятельности офицера, но не открывают конкретных путей достижения поставленной цели в бою.

Принципы воплощают в себе теоретические установки и их сила только в единении с практикой. Как отмечал А.А.Незнамов: «Теория не может задаваться целью указывать наилучший способ действий во всех случаях. Обстановка на войне так разнообразна и к тому же так быстро меняется, что попытки к установлению подобных, везде и всегда пригодных способов заранее обречены на неудачу»[36]. Применительно к принципам Г.А.Леер отмечал: «Принцип указывает только цель, почему и является только регулятором творчества, силой, направляющей его на путь правильных решений, но отнюдь не заместителем его»[37].

От знания принципов до умелого воплощения их требований в жизнь - большая дистанция. И преодолевается она непросто. Обратимся к опыту Великой Отечественной войны. Во всех Боевых и Полевых уставах Красной Армии подчеркивалась важность умелого взаимодействия, управления, массирования сил на решающих направлениях, боевого и тылового обеспечения. И наши кадровые командиры в большинстве своем теоретически усвоили эти положения. И тем не менее, пришлось пройти через огромные военные испытания, провести сотни, тысячи боев, прежде чем офицеры научились практически реализовывать несложные сами по себе требования принципов военного искусства при подготовке и ведении боевых действий.

Дело в том, что боевая обстановка чрезвычайно изменчива, многолика, противоречива. В ней существенное всегда слито с несущественным, закономерное - со случайным, старое - с новым. Если в других видах деятельности человек часто волен сам создавать обстоятельства, благоприятствующие решению поставленной задачи, то в бою обеспечить условия для достижения успеха можно всякий раз лишь через преодоление сопротивления противника, т.е. через многие и многие препятствия.

Внешне бой - это силовая борьба, состязание сторон в мощи огня, стремительности маневра, быстроте нанесения ударов. Но за этими поверхностными проявлениями скрываются - упорное противоборство интеллектов, командирских умов, состязание в боевой выучке личного состава, соизмерение его морально-психологической стойкости, физической выносливости, сноровки. Больше шансов на успех при прочих равных условиях имеет тот офицер, который сумеет эффективно использовать благоприятствующие факторы и нейтрализовать, свести на нет отрицательные.

Управлять войсками, сообразуясь с принципами военного искусства - это значит: во-первых, соизмерять цели и задачи войск со сложившейся обстановкой, их боевыми возможностями; во-вторых, не допускать субъективизма, недооценки, либо переоценки противника и своих войск; в-третьих, планировать бой, организовывать взаимодействие, всестороннее его обеспечение не вслепую, а на основе глубокого прогнозирования, расчетов, предвидения; в-четвертых, опираться на объективные условия, знание природы боя, тенденций его развития.

Перечисленные требования реализуются не механически, а творчески, строго сообразуясь с обстановкой. Командир не может не считаться с тем, что желаемые цели далеко не всегда могут соответствовать имеющимся боевым возможностям войск. Истинная реальность положения дел, часто может быть совершенно иной, чем полученные сведения об обстановке. Успешно преодолев эти и многие другие трудности и противоречия, принять оптимальное решение и добиться претворения его в жизнь может только не стереотипно мыслящий офицер, смелый новатор, искатель, волевой организатор.

Ныне это особенно важно. Еще никогда военное дело не развивалось с такой интенсивностью, как теперь, и это открывает офицерам широкий простор для творческих поисков как в теории тактики, так и в практической деятельности по управлению войсками, при принятии решений, новаторском применении принципов боя. Дело в том, что на современном этапе необычайно ускорились темпы обновления материально-технической базы войск. И поскольку тактика, как наиболее динамичная область военного искусства, напрямую отражает процессы изменения в оружии и боевой технике, то перед офицерским составом возникает задача - с максимальной мобильностью осмысливать происходящие новые явления в военном деле и вырабатывать необходимые рекомендации для практического освоения войсками более эффективных способов подготовки и ведения боя, отвечающие более высокому уровню развития средств вооруженной борьбы.

Обращаясь к истории, можно заметить, что наиболее распространенная ошибка многих армий состояла в том, что они нередко готовились «к прошлой войне», т.е. не могли достаточно точно определить контуры будущих операций и боев, продолжали по инерции осваивать те способы боевых действий, которые уже давно себя изжили. В свое время редактор «Стратегии в трудах военных классиков» А.А.Свечин, говоря о труде французского военного теоретика Фоша «О принципах войны», справедливо заметил, что в нем содержится настоящая военная система, но оказавшаяся вовсе не соответствующей той действительности, которую развернула мировая война»[38]. Надо сказать, что крупных ошибок и просчетов на всех уровнях - стратегических, оперативных и тактических как накануне первой, так и второй мировых войн допускалось множество.

Нельзя сказать, что в настоящее время наша армия, ее военные кадры полностью перешли на новую систему обучения, отрешились от груза атрибутов застойных времен в боевой подготовке. Свидетельством тому является то, что в ходе проведения тактических учений создается порой упрощенная наземно-воздушная и радиоэлектронная обстановка, вне огневого воздействия противника остаются глубинные объекты, в динамике боя проявляется определенный методизм, линейное продвижение войск от рубежа к рубежу, наносятся лобовые удары, допускается довольно длительное и пассивное противостояние сторон в процессе боевых действий. Ясно, что это не способствует выработке у офицеров активного творческого поиска, не мобилизует их на борьбу с сильным противником, не способствует воспитанию необходимых организаторских и волевых качеств. Вот почему многие молодые офицеры очень робко берутся за самостоятельную отработку трудных тактических задач, зачастую действуют по указке.

Ныне, как никогда необходим решительный перелом в творческом мышлении офицеров, ясное осознание того факта, что старыми методами новых задач в боевой подготовке решить невозможно. Хотя формулировка абсолютного большинства принципов общевойскового боя за последнее время, несмотря на обновление теории тактики, не претерпела изменений, однако их внутреннее содержание, а главное, пути и способы их практической реализации не могут оставаться прежними. Нет ничего пагубнее сейчас в боевой подготовке как действовать по старинке, по установившимся некогда канонам.

Глубокое осмысливание происходящих изменений в содержании принципов боя, способов их применения, развитие творческих, новаторских качеств военных кадров - настоятельное веление времени. Опыт показывает, что если офицер лишен тактической гибкости, привержен к схематизму, он в подавляющем большинстве не может эффективно применять принципы боя. У него крайне беден арсенал тактических приемов, зато оплошностей, досадных случайностей хоть отбавляй. И напротив, активный, по-новаторски мыслящий офицер как бы удваивает, утраивает боевые возможности своих войск, увеличивает шансы на успех. Рутинер не может отрешиться от пут догматических подходов. «Бессмысленно ждать непрямых действий, - писал Лиддел Гарт, - от прямолинейно действующего посредственного генерала, для которого предписанные правила превыше всего»[39].

Обобщая сказанное, подчеркнем, что:

1. Принципы боя – это теоретический каркас тактики, ее базовый научный фундамент, это не произвольные конструкции ума теоретиков, а продукт многовековой военной практики, сгусток военной мудрости многих поколений. Весь длительный исторический опыт войн свидетельствует о том, что без руководящих тактических правил – принципов боя, направляющих практику по наиболее правильному пути и без их регулирующей роли нельзя себе представить никакой рациональной практической деятельности командира, офицера штаба при управлении войсками в бою.

2. Необоримая действенность принципов военного искусства, их жизненность состоят в том, что они объективно отражают природу и характер вооруженной борьбы, ее закономерности и потому позволяют командирам, штабам правильно ориентироваться в самой сложной обстановке, находить наиболее эффективные способы применения оружия и боевой техники, добиваться разгрома противника искусством.

3. Знание принципов боя становится материальной силой при условии, если офицер сумеет, сообразуясь с конкретной обстановкой, претворять их требования в жизнь, поставив тем самым себе на службу их мощный созидательный потенциал.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.