Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отдельных первичных документов







Установлен срок хранения
______ документов ______


Документы, подлежащие хранению (номер статьи со­гласно Перечню №4\)


на предпри­ятиях, доку­менты кото­рых посту­пают в госархивы на предпри­ятиях, доку­менты кото­рых не по­ступают в госархивы

 

Примечание



Первичные документы и приложения к ним. фикси­рующие факт выполнения хозяйственных операций и являющихся основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета и на­логовых записей (кассовые, банковские документы, уве­домления банков и перевод­ные требования, выписки банков, наряды на работу, табеля, акты о приемке, пе­редаче и списании имуще­ства и материалов, квитан­ции и накладные по учету, товарно-материальных цен­ностей, авансовые отчеты и др.) (315)


3 года


При условии окончания
проверки государствен-
ными налоговыми орга-
нами по вопросам со-
блюдения налогового за-
конодательства, а для
бюджетных учреждений
и организаций, а также
для хозрасчетных пред-
приятий и организаций,
находящихся в сфере
управления министерств,
других центральных ор-
ганов исполнительной
власти, - ревизии. Если
возникает разногласие,
споры, следственные и
судебные дела - хранятся
до принятия оконча-
тельного решения ________


Документы (протоколы за­седаний инвентаризацион­ных комиссий, инвентарные описи, акты, сверенные ве­домости) об инвентаризации (330)

Корешки, копии ордеров, счетов, фактур, накладных, квитанций, чековых книжек

(325) ___________________


 
 

6.3. Инвентаризация как способ метода бухгалтерского учета

 

Одним из требований, предъявляемых к качеству информации бухгалтерского учета, явля­ется реальность (достоверность), т.е. данные бухгалтерского учета должны соответствовать действительности. В практике не всегда данные бухгалтерского учета реальные. Какие причины оказывают влияние на достоверность информации? Основными причинами являются:

- естественные - изменение веса, качества товарно-материальных ценностей под влиянием влажности, порча, потери при хранении и транспортировке;

- неточности (непреднамеренные ошибки) при приемке или отпуске ценностей - про­весы просчеты, в результате, в документе (приходном или расходном) фиксируется неверное количество ТМЗ. Имеют место замены запасов одного сорта другим, назы­ваемые пересортицей;

ошибки в бухгалтерском учете - описки в первичных документах, арифметические ошибки в подсчетах и другие, вызванные невнимательностью или непрофессиона­лизмом бухгалтера;

- злоупотребления - хищения, преднамеренные обвесы или обмеры, обсчеты при вы­даче денежных средств с целью присвоения их материально-ответственными лица­ми.

Такие факты не могут быть выявлены в момент их совершения - они не поддаются доку­ментированию. Как получают эти сведения? Путем проведения инвентаризаций, т.е. специаль­ных переписей.

 

 

_ Инвентаризация - это способ выявления и учета тех

Определение

г средств и источников, которые не нашли отражения в

инвентаризации текущем учете с помощью документов, предназначенный для

обеспечения достоверности финансовой отчетности. Инвентаризация, как способ метода, неразрывно связана с документацией. Но в отличие от способов документация, счета и двойная запись, которые при­меняются постоянно, этот способ метода используется периодически и дополняет текущую до­кументацию хозяйственных операций.

 

Согласно п.1 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете целью инвентаризации является проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценка активов и обязательств пред­приятия.

 

Задачи инвентаризации определены и. 7 Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов, утвержденной приказом МФ Украины от 11.08.94 г. № 69 (далее Инструкция № 69). Они включают:

выявление фактического наличия основных фондов, нематериальных активов, то­варно-материальных ценностей, средств, ценных бумаг и других денежных доку­ментов, а также объемов незавершенного производства в натуральном выражении;

- установление излишка или недостатка ценностей и средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

- выявление товарно-материальных ценностей, которые частично утратили свое пер­воначальное качество, устаревших фасонов и моделей, а также материальных ценно­стей и нематериальных активов, которые не используются;

проверку соблюдения условий и порядка сохранности материальных и денежных ценностей, а также правил удержания и эксплуатации основных фондов; проверку реальности стоимости зачисленных на баланс основных фондов, нематери­альных активов, товарно-материальных ценностей, ценных бумаг и финансовых вложений, сумм денег в кассах, на расчетном, валютном и других счетах в учрежде­ниях банков, денег в дороге, дебиторской и кредиторской задолженности, незавер­шенного производства, затрат будущих периодов, резервов предстоящих затрат и платежей.


Случаи обязател ь н ого проведения иивентартации

Объекты и периодичность проведения инвентаризации определяются собственником (руководителем) предприятия, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным согласно действующему законодательству Украины.

Обязательное проведение инвентаризации

предусмотрено п. 12 Порядка № 419. а также п. 3 Инструкции № 69. в случаях:

если имущество государственного предприятия передается в аренду, осуществляется приватизация имущества государственного предприятия в акционерное общество, а также в других случаях, предусмотренных законодательством:

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, денежных средств и обязательств, инвентаризации которых проводилась до 1 октября отчетно­го года. Инвентаризация зданий, сооружений и других недвижимых объектов основ­ных фондов может проводится один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет;

- увольнения материально ответственных лиц (в таком случае инвентаризация прово­дится вдень приема-передачи дел новому материально ответственному лицу);

если выявлены факты краж или злоупотреблений, порчи ценностей (инвентаризацию необходимо проводить на лень выявления таких фактов):

- по предписанию судебно-следственных органов: если произошли техногенные аварии, пожары или стихийное бедствие (инвентариза­цию необходимо проводить на следующий день после прекращения указанных явле­ний);

при передаче предприятий и их структурных подразделений (проводится инвентари­зация на дату передачи). Инвентаризация может не проводится в случае передачи предприятий и их структурных подразделений в пределах одного органа, к сфере управления которого относятся данные предприятия: при ликвидации предприятия. Кроме того, в соответствии с Законами Украины «О прокуратуре». «О службе безопасно­сти в Украине». «О милиции». «О государственной налоговой службе в Украине» и организа­ционно-правовыми основами борьбы с организованной преступностью судебно-следственные органы, проводящие дознания, могут назначать повторные либо дополнительные ревизии по тем или иным вопросам с обязательным проведением инвентаризации ценностей на этих объек­тах. Необходимость в инвентаризации возникает и в случае отказа поставщика удовлетворить претензию но недогрузке товара, либо при получении от покупателя претензии относительно недогрузки товаров. Тогда проводится выборочная инвентаризация тех товаров, на которые за­явлены указанные претензии. В любом случае, когда руководитель предприятия и главный бух­галтер хотят иметь достоверную информацию о состоянии активов предприятия, контролиро­вать своевременное оформление хозяйственных операций первичными документами, получать качественную информацию самого бухгалтерского учета, необходимо проводить непрерывную инвентаризацию.

Технически инвентаризация сводится к определению фактического наличия хозяйственных средств и сопоставления их с данными бухгалтерского учета. Чаще проводится инвентаризация товарно-материальных запасов, денежных средств. Реже проводится инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами и источников средств.

I [о полноте охвата различают инвентаризации полные и частичные.

По способу проведения инвентаризации бывают сплошными, выборочными и кон­трольными.

Применение способа метода инвентаризация в практике бухгалтерского учета требует оп­ределенных знаний и умений по следующим моментам:

- правила проведения инвентаризации;

- кто имеет право проводить инвентаризацию и несет ответственность за ее результа­ты:

- методы проведения инвентаризации;

- документальное оформление инвентаризации:

- отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

Действующее в Украине законодательство регулирует порядок подготовки и проведения инвентаризации на предприятиях. Согласно Инструкции № 69 установлены единые для всех субъектов хозяйствования правила проведения инвентаризации. Ответственность за организа­цию инвентаризации несет руководитель предприятия, который должен создавать необходимые условия для ее проведения в сжатые сроки, определить объекты, количество и сроки инвента­ризации, кроме случаев, когда она является обязательной. Главный бухгалтер обеспечивает со­блюдение норм законодательства и правил ее проведения.

 

Для проведения инвентаризации по письменному
Постоянная и рабочая приказу руководителя на предприятии создается постоянно
комиссии действующая инвентаризационная комиссия в составе:

руководителя структурного подразделения либо иного работника аппарата управления: главного бухгалтера или его заместителя. В состав комиссии включаются также специалисты: инженеры, техники, техноло­ги, способные дать оценку технического состояния средств; экономисты, бухгалтеры и специа­листы но маркетингу, которые знают бухгалтерский учет и могут определить рыночную стои­мость имущества. Комиссию возглавляет руководитель предприятия. При большом объеме ра­бот, когда проведение инвентаризации не может обеспечиваться одной комиссией, приказом руководителя создаются рабочие инвентаризационные комиссии, которые подотчетны посто­янно действующей инвентаризационной комиссии.

Рабочие комиссии создаются на период проведения инвентаризации, постоянно действую­щие комиссии создаются на весь год и выполняют свои обязанности непрерывно. Рабочие инвентаризационные комиссии:

- осуществляют инвентаризацию имущества, обязательств, капитала;

- совместно с бухгалтерией определяют результаты инвентаризации;

несут ответственность за своевременность и соблюдение порядка инвентаризации, за полноту и точность фактических данных, внесенных в инвентаризационную опись;

- оформляют протокол результатов инвентаризации.

 

При проведении инвентаризации используются Методы инвентаризации различные методы, разработанные собственно предприятием. и типовые документы ^ числу наиболее часто применяемых методов относятся:

- метод непрерывной (перманентной)

инвентаризации, которая предусматривает проведение инвентаризации непрерывно в течение всего года;

- книжный метод. Он особенно эффективен для специализированных складов с посто­янной номенклатурой запасов;

- метод использования партионных и книжных карточек. Его использование целесо­образно на специализированных складах, позволяет не прекращать работу складов па момент проведения инвентаризации.

Процедура проведения инвентаризации ТМЗ предприятия трудоемка, поэтому необходимо использовать измерительную технику и мерную тару, автоматические счетчики, фотоэлемент­ную счетную технику. В современных условиях, когда на предприятиях применяется компью­терная техника, информацию во время инвентаризации «снимают» при помощи считывающих устройств и записывают на дискеты. При таком методе инвентаризации минимальная возмож­ность ошибки, максимально сокращается время на ее проведение. Использование ЭВМ позво­лило разработать и применять компьютерные методы проведения инвентаризации.

При проведении инвентаризации и оформлении ее результатов используются формы типо­вых документов, утвержденные Государственным комитетом статистики Украины. В зависимо­сти от полноты охвата объекта инвентаризации (частичная и полная) количество документов колеблется от пяти до тридцати. К числу основных форм документов относятся:

- Приказ на проведение инвентаризации;

- Инвентаризационная опись (Акт инвентаризации):

- Сличительная ведомость результатов инвентаризации;

- Протокол заседания постоянно действующей комиссией;

- Ведомости результатов инвентаризации. Результатами инвентаризации могут быть:

- идентичность фактических и учетных данных о ТМЗ и обязательствах;

- расхождение между фактическими и учетными данными (инвентаризационные раз-

пины), в том числе:

излишки (когда фактические остатки ТМЗ больше учетных); - недостачи (когда фактические остатки ТМЗ меньше учетных).


Определение результатов инвентаризации


Процедура определения результатов инвентаризации такова.

1. Определяется предварительный результат инвентаризации, для чего в инвентаризационной описи рядом с показателями о фактическом наличии ТМЗ указываются данные бух-


галтерского учета.

2. Выявленные расхождения по позициям, в виде недостач или излишков, переносят в сли­чительную ведомость. Проводится регулирование инвентаризационных разниц. Если принято решение о пересортице ТМЗ. то делают взаимозачет недостач и излишков в пределах одно­именных ценностей в тождественном количестве.

3. Выводятся окончательные результаты инвентаризации после регулирования разниц и от­ражаются в бухгалтерском учете предприятия.

Окончательные результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете в том меся­це, в котором закончена инвентаризация. Так, непокрытые излишки товарно-материальных ценностей подлежат обязательному оприходованию и зачисляются в состав доходов отчетного периода предприятия. Непокрытые недостачи товаров классифицируются по-разному:

- недостачи в пределах норм естественных потерь, которые возникают вследствие усушки, испарения, распыления, выветривания, раструски, вытекания и т.п.;

- недостачи сверх норм естественных потерь, которые происходят в результате порчи, боя. краж, чрезвычайных событий и т.п. Стоимость недостач товарно-материальных ценностей, в пределах норм естественных по­терь, и не возмещенных недостач товаров (по которым виновные лица не установлены), списы­вается на расходы отчетного периода предприятия. Стоимость сверхнормативных недостач то­варно-материальных ценностей, по которым установлены виновники, относится на виновных лиц.

Сумма возмещения виновными лицами нанесенных убытков исчисляется бухгалтером в соответствии с действующим Порядком № 116. Согласно этому нормативному документу раз­мер убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей определя­ется по балансовой стоимости этих ценностей, но не ниже 50 % от стоимости на момент уста­новления такого факта с учетом индекса инфляции, соответствующего размера налога на до­бавленную стоимость и акцизного сбора по формуле:

 

Р =[{Б -Л)х И х НДС +АС]*2,

 

где Р - размер убытков,

Б - балансовая стоимость материальных ценностей на момент установления факта,

их хищения, недостачи, уничтожения (порчи). Л - амортизационные отчисления.

11 общий индекс инфляции по данным Минстата Украины.

НДС - размер налога на добавленную стоимость.

АС - размер акцизного сбора. Следует помнить, что разница между суммой возмещения нанесенных убытков и балансо­вой стоимостью недостающих товаров подлежит обязательному перечислению в бюджет.

 
 

Порядок отражения инвентаризационных разниц на счетах бухгалтерского учета зависит от того, как осуществляется учет товарно-материальных ценностей: по покупным или продажным ценам. Например, на предприятиях оптовой торговли, где зачастую учет товаров ведется без торговой наценки и НДС, процесс отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском уче­те упрощен и менее трудоемок (таблица 6.3).

 
 

Упражнения, контрольные вопросы и тесты

 

Упражнения для самостоятельной работы

 

Упражнение 1

Заполните первичный бухгалтерский документ КО-2 «Расходный кассовый ордер», ис­пользовав бланк типовой формы и данные ООО «Свит-Юг» идентификационный код С ДРПОУ 30026536. На основании утвержденного авансового отчета Романову Владимиру Ивановичу выдано из кассы подотчет 4 грн. 25 коп. 06 января 200Х г. по расходному кассовому ордеру № 790. Руководитель ООО «Свит-Юг» Федин О.В.. главный бухгалтер Сорокина Л.В.. кассир Гайдук М.Ю. Подготовленный документ КО-1 «Приходный кассовый ордер» классифицируйте по признакам: назначению, месту составления, характеру и объему документированных опера­ций, способу использования.

 

 

Упражнение 2

Какими первичными документами оформляются такие хозяйственные операции:

- при приемке товаров на склад установлена недостача;

- начислена заработная плата токарю за выполненные работы;

- выданы из кассы наличные деньги экспедитору подотчет;

- отпущены комплектующие со склада в сборочный цех;

- зачислена на текущий счет в банке выручка от реализации услуг;

- установлен факт кражи товаров в торговом зале.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Дайте характеристику терминов: документ, бухгалтерский документ, первичный до­кумент.

2. Раскройте сущность документации как способа метода бухгалтерского учета.

3. Какие нормативно-правовые акты определяют порядок документального оформле­ния хозяйственных операций?

4. В чем состоят значения и функции бухгалтерских документов?

5. 11азовите основные классификационные признаки бухгалтерских документов.

6. Классифицируйте документы по назначению.

7. Как классифицируются документы по характеру документируемых операций?

8. Дайте характеристику разовых и накопительных документов.

9. Требования, предъявляемые к документам, созданным средствами вычислительной техники на машиносчитываемых носителях.

10. Что должен содержать документ для признания его действительным?

I 1. Каков порядок применения «факсимиле» в качестве подписи на документах?

12. Перечислите требования к содержанию и оформлению документов.

13. Способы исправления ошибок в бухгалтерских документах.

14. Какие бланки используются для составления первичных бухгалтерских документов?

15. Охарактеризуйте документооборот и его этапы.

16. Какие требования должны соблюдаться при оформлении машиносчитываемых первичных документов?

17. Кто осуществляет контроль документов по форме и существу?

18. Каковы этапы бухгалтерской обработки документов?

19. Обоснуйте необходимость хранения бухгалтерских документов. Кто устанавливает сроки хранения документов для предприятий?

20. Кому дано право изымать первичные документы у предприятия? Как оформляется изъятие документов, а затем их возврат на предприятие?

21. Раскройте толкование термина «инвентаризация» и необходимость ее проведения.

22. В каких случаях инвентаризация проводится обязательно?

23. Назовите основные задачи инвентаризации.

24. Какие органы, в соответствии с законодательством, могут назначать повторные либо дополнительные инвентаризации?

25. Какими нормативными документами регулируется проведение инвентаризации?

26. Назовите классификационные признаки и виды инвентаризации.

27. Перечислите обязанности постоянной и рабочей инвентаризационной комиссии.

28. Дайте сравнительную характеристику наиболее часто применяемых методов прове­дения инвентаризации.

29. Из каких процедур состоит организация инвентаризационного процесса?

30. Охарактеризуйте документальное оформление результатов инвентаризации.

31. Какие процедуры включает определение окончательных результатов инвентариза­ции?

32. Какова методика отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете?

33. Как определяется размер убытков, нанесенных предприятию виновными лицами в хищении, недостаче, порче?


Выберите правильный(с) ответ(ы).

1. Первичные документы должны быть составлены:

а) при проведении каждой хозяйственной операции:

б) в конце отчетного периода:

в) при подтверждении факта совершения операции:

г) свой вариант ответа.

2. К обязательным реквизитам первичных документов относятся:

а) название предприятия;

б) название документа (формы):

в) измерители хозяйственной операции:

г) дата и место составления:

д) свой вариант ответа.

3. Возможны ли исправления в первичных документах способами:

а) корректурным:

б) путем подчистки:

в) с применением корректирующей жидкости:

г) не обусловленные исправления?

4. Подпись на первичном документе может быть выполнена в виде:

а) пароля или иным способом авторизации:

б) штампа:

в) личной подписи:

г) символа или способа удостоверения:

д) свой вариант ответа.

5. В кассовых и банковских документах исправления вносятся:

а) методом «сторно»;

б) с применением корректирующей жидкости;

в) исправления не допускаются;

г) нет правильною ответа.

6. Бланки типовых форм первичных документов разрабатывают и утверждают:

а) Госкомстат Украины;

б) министерства и ведомства Украины;

в) предприятие;

г) главный бухгалтер:

д) Министерство финансов Украины.

7. Контроль за соблюдением графика документооборота на предприятии возложен на:

а) руководителя:

б) главного бухгалтера;

в) заместителя директора;

г) кассира;

д) ваш вариант ответа.

8. Изъятие первичных документов в предприятии может осуществляться только по постановлению:

а) органов дознания и налоговой службы;

б) ревизоров МФУ;

в) вышестоящего органа;

г) органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судов, КРУ и на-
логовой службы.

9. Документы, ставшие основанием для выдачи и получения денег в кассу, подлежат погашению штампом:

а) «возврат»;

б) «выдача»;

в) «получено»;

г) «уплачено»;

д) «начислено».

10.При заполнении первичных документов можно использовать:

а) простой карандаш;

б) фломастер;

в) шариковую ручку с пастой зеленого цвета;

г) темного цвета чернила, пасту шариковых ручек;

д) любые средства механизации и другие средства, обеспечивающие сохранение
записей;

е) ваш вариант ответа.

 

11. Сроки хранения первичных документов, создающихся в предприятии, утверждаются:

а) директором предприятия;

б) Министерством финансов Украины;

в) Главным архивным управлением;

г) налоговой инспекцией;

д) правоохранительными органами.

 

12. В свободных (незаполненных) строчках первичных документов необходимо:

а) сделать прочерк;

б) закрасить корректирующей жидкостью;

в) прочеркнуть с разрешения главного бухгалтера;

г) нет правильного ответа.

 

13. Инвентаризация, то есть специальная перепись, активов и обязательств позволяет:

а) обеспечить реальность информации бухгалтерского учета;

б) выявить и учесть те средства и источники, которые не нашли отражения в теку-
щем учете с помощью документов;

в) подтвердить данные отчетности;

г) периодически проверять хозяйственные процессы.

14. Целью проведения инвентаризации, согласно Инструкции № 69, является:

а) подтверждение принципа автономности;

б) подтверждение правильности и достоверности данных бухгалтерского учета;

в) выявление недостачи товарно-материальных запасов;

г) подтверждения принципа осмотрительности.

15. Согласно Закону о бухгалтерском учете в Украине, объекты и периодичность проведе­ния инвентаризации определяет:

а) собственник;

б) руководитель предприятия;

в) главный бухгалтер;

г) Министерство финансов Украины.

16. Проведение инвентаризации является обязательным:

а) перед составлением годового отчета;

б) при установлении факта краж;

в) по требованию главного бухгалтера;

г) при отъезде руководителя в заграничную командировку.

17. Объектом инвентаризации ТМЗ при обязательном ее проведении являются:

а) материальные ценности, которые не принадлежат предприятию и учитываются на
забалансовых счетах;

б) материальные ценности в пути, на ответственном хранении;

в) материальные ценности, погибшие при пожаре;

г) материальные ценности на комиссии, переработке.

18. Постоянную инвентаризационную комиссию на предприятии возглавляем:

а) бухгалтер;

б) материально-ответственное лицо;

в) руководитель предприятия;

г) руководитель предприятия или его заместитель.

19. В состав рабочей инвентаризационной комиссии на предприятии входят:

а) опытные работники и бухгалтер;

б) инженер, технолог, механик;

в) руководитель предприятия или его представитель;

г) инженер, технолог, механик, исполнитель работ, товаровед, экономист.

 

20. Основными документами при проведении инвентаризации ТМЗ и оформлении ее ре­зультатов являются:

а) инвентаризационная опись;


б) акт КОНТРОЛЬНЫХ проверок;

в) протокол, акi инвентаризации расчетов;

г) сличительная ведомость;

л) протокол заседания инвентаризационной комиссии.

21. Состав инвентаризационной комиссии па предприятии утверждается:

а) приказом главного бухгалтера;

б) протоколом;

в) актом результатов инвентаризации;

i) распорядительным документом руководителя.

22. В состав инвентаризационной комиссии на предприятии не могут входить:

а) материально-ответственные лица;

б) опытные работники хорошо знающие объект инвентаризации;

в) лица, не работающие на предприятии;
i) нет правильно) о ответа.

23. Объекты инвентаризации по:

а) активы, обязательства;

б) собственный капитал;

в) дебиторская и кредиюрская задолженность;


г) резерв на оплату отпусков.


РАЗДЕЛ 7. СТОИМОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕКТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Цель: рассмотреть сущность, принципы стоимостного измерения и виды оценок в бух­галтерском учете; раскрыть методы оценки активов, обязательств и собственного капитала, а также процедуры определения оценок; рассмотреть сущность, цель и процедуры калькулирова­ния себестоимости производства.

 

Структура раздела

7.1. Сущность и принципы стоимостного измерения.

7.2. Виды оценок в бухгалтерском учете.

7.3. Методы оценки активов, обязательств и собственною капитала.

7.4. Процедуры определения оценок в бухгалтерском учете.

7.5. Калькулирование как способ метода стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета.

Упражнения, контрольные вопросы и тесты.

 

Изучив этот раздел. Вы сможете:

- определить оценку как способ метода бухгалтерского учета, её принципы и элемен­ты;

- назвать основные группы цен, действующие на внешнем и внутреннем рынках;

- определять цены покупки и цены продажи различных видов активов; охарактеризовать оценки объектов в момент приобретения, выбытия и на дату ба­ланса;

- раскрыть структуру розничной цены;

- определить калькулирование как способ метода бухгалтерского учета и составить калькуляцию стоимости производства.


 

 

7.1. Сущность и принципы стоимостного измерения

 

В подразделе 1.4 рассмотрены характеристики применяемых в учете измерителей: нату­ральных, трудовых и денежных.

Натуральные и трудовые измерители используются только для однородных объектов и, преимущественно, для внутрихозяйственного учета и контроля.

Денежный измеритель (в национальной валюте) является единицей стоимости. Он позволя­ет соизмерить и обобщить все объекты учета и представить информацию о них в финансовой и других видах отчетности. Стоимостное измерение объектов учета является основой (наряду с двойной записью) для создания информационного образа финансового состояния предприятия. При определении денежных сумм, но которым элементы финансовой отчетности признаются и показываются в отчетности, существенным является метод оценки.

Определение оценки

 

 

Оценка (измерение) представляет собой присвоение численных значений объектам и событиям по определенным правилам. Она включает три элемента: а) объект или событие;

б) свойство, подлежащее количественной оценке (признак, характеристика);

в) шкалу измерения, или совокупность единиц, в которых можно выразить свойство.
Опенка, как способ метода бухгалтерского учета применяется постоянно для стоимостного

Измерения средств (активов) и источников их образования (обязательств и собственного капи­тала), а также доходов и расходов.

В теории бухгалтерского учета вопросы оценки объектов, как способа метода, продолжают оставаться дискуссионными. Многие авторы считают, что выбор показателя для измерения за­висит от применяемой учетной модели. В бухгалтерском учете отражается информация только отех объектах, которые можно оценить, т.е. присвоить объекту определенную денежную вели­чину по определенным правилам. Следует иметь в виду, что объекты бухгалтерского учета (ак­тивы, обязательства и собственный капитал) могут быть оценены с разных позиций (собствен­ников, кредиторов, управленцев и других пользователей), поэтому одни и те же объекты оцени­вают разными методами. Единственного метода оценки объектов, которая была бы приемлема ш финансовой отчетности, налоговых расчетов, определения прибыли, процесса принятия решения на предприятии не существует. При выборе способа оценки исходят из задач, стоящих перед бухгалтерским учетом.

Предприятия реализуют продукцию, товары, услуги по свободным ценам, установленным самостоятельно или по договоренности сторон. В связи с этим, успехи в политике ценообразо­вания зависят от знания правил и принципов налогообложения и порядка отнесения затрат на себестоимость. Основополагающими принципами оценки являются: реальность и единство (единообразие).

Реальность - это оценка объектов бухгалтерского учета по фактическим затратам живого «овеществленного труда на приобретение или собственное производство.

Единство и единообразие - это оценка однородных объектов во всех отраслях народного юзяйства одинаково, а также неизменность оценки на протяжении длительного периода.

 

7.2. Виды оценок в бухгалтерском учете

В процессе оценки объектов на стадиях первичного, текущего и итогового учета необходи-учитывать:

- цены, действующие на внутреннем и внешнем рынках;

- характеристики, наименование объекта оценки;

- цели оценки.

 

 

В соответствии с нормами Закона Украины «О ценах и
Цены внутреннего и ценообразовании в Украине» от 03.12.90 г. № 507-XII (далее -
внешнего рынка «Закон о ценах») установлены свободные цены (тарифы) на все

виды продукции, товаров, услуг, за исключением тех, по вторым осуществляется государственное регулирование цен (тарифов). Государственное регу-рование цен и тарифов осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) и ^дарственных регулируемых цен (тарифов), т.е. цены могут отклоняться от базового уровня правилам установленным государственными органами.

Гаким образом, на внутреннем рынке Украины действуют: свободные, фиксированные и гулируемые цены.

Установление цены на внешнем рынке происходит под воздействием рыночной ситуации, на в международной торговле - это сумма денег, которую намерен получить продавец товара услуги и которую готов заплатить покупатель. При работе с ценами на внешнем рынке также учитываются различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. Для мирового рынка характерно наличие большого количества различных отраслевых рынков товаров и услуг, множественность цен. Выделяются основные группы цен: контрактная, справочная, биржевая, аукционная. Основными источниками информации о ценах в мире являются: контракты, справочники, биржи, аукционы, статистика внешней торговли. Конкрет­ные значения отдельных цен из этих источников могут быть получены от информационных агентств и компаний, брокеров, личных контактов, радио и телевидения, газет и журналов, Internet.

Многие предприятия Украины получили право выхода на мировые рынки, но контролиру­ются и регулируются государством. Так, для регулирования цен экспорта введены индика­тивные цены, а для регулирования цен импорта, по некоторым категориям подакцизных това­ров, установлена минимальная таможенная стоимость и минимальная цена. Общий смысл введения этих цен состоит в обеспечении полноты уплаты НДС, акцизного сбора, таможенной пошлины.

Национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета предусматривают использова­ние следующих видов оценок:

- фактическая стоимость приобретения (производства);

- восстановительная стоимость;

- возможная цена продажи (погашения);

- дисконтированная стоимость. Виды оценок можно охарактеризовать укрупнено, использовав процедуры стоимостного

измерения элементов финансовой отчетности: активы, обязательства, собственный капитал, до­ходы и расходы. При этом, следует иметь ввиду, что объект бухгалтерского учета имеет не­сколько свойств, которые можно измерять. Приступая к процедуре оценки, бухгалтер должен определить цель оценки. Цель оценки предопределяет выбор метода оценки. При формирова­нии цели оценки необходимо установить:

а) полное и правильное наименование объекта оценки;

б) вид активов, обязательств и собственного капитала, которые оцениваются;

в) вид имущественных прав, которые оцениваются;

г) дату оценки.

Как правило, объекты (элементы) бухгалтерского учета должны иметь оценку на три даты:

1. Оценка на дату приобретения (собственное производство) - первоначальная;

2. Оценка на дату выбытия (погашения, продажи);

3. Оценка на дату баланса (отчетности).

 

7.3. Методы оценки активов, обязательств и собственного капитала

 

Методы оценки объектов зависят от цели и задач, которые поставлены перед бухгалте ским учетом. При этом должны соблюдаться принципы реальности и единообразия, определ ные нормами национальных П(С)БУ.

При оценке активов, согласно принципу исторической (фактической) себестоимости, п оритетной является оценка, исходя из затрат на их производство и приобретение. Следовате но, если требуется оценить необоротный актив, например, объект основных средств на д приобретения, то речь идет о первоначальной стоимости (оценке).


 


 

 

пользова-


Первоначальна стоимость - историческая (фактиче-

_ екая) себестоимость активов в сумме денежных средств.

Оценка активов с..,

израсходованных на приобретение (создание) нсоборотных

активов. При определении первоначальной оценки активов необходимо принимать во внимание способ получения этого актива предприятием: куплен, по­лучен в порядке обмена или бесплатно, внесен в качестве взноса в уставный капитал и др.

 

Пример 1. Предприятие приобрело оборудование за счет кредита коммерческого банка. Расходы по приобретению составили (грн.): оплачено поставщику - 12000, в том числе НДС -2000; оплачены транспортные услуги - 240, в том числе НДС - 40; страховой сбор - 50; установка и наладка - 120, в том числе НДС - 20; проценты за кредит - 150.

Первоначальная стоимость (себестоимость приобретения) оборудования будет равна 10 350 грн. (10 000 + 50 + 200 + 100). Согласно п.8 П(С)БУ 7.расходы на уплату процентов за пользование кредитом не включаются в первоначальную стоимость основных средств, приоб­ретенных за счет заемного капитала.

Выбытие активов может происходить в результате его продажи, бесплатной передачи, об­мена и др. В этом случае определяется цена продажи (выбытия), но списывается объект с ба­ланса по остаточной стоимости или исторической (фактической) себестоимости.

При подготовке информации об активах для заполнения финансовой отчетности определя­ется оценка активов на дату баланса (отчетности). В зависимости от вила активов оценка на да­ту баланса может быть следующей (рисунок 7.1).


 
 

Обязательства как объект бухгалтерского учета имеет сложную структуру и разнородные виды. Их оценка определяется в зависимости от условий возникновения (погашения) и вида.

Все хозяйственные операции, которые возникают в процессе деятельности предприятия и которые отражаются в бухгалтерском учете, по своей сущности являются меновыми. Обяза­тельства наступают вследствие получения чего-либо в обмен на обещание расплатиться за то, что получено. В бухгалтерском учете оценке подлежат обязательства на дату их возникновения, на дату погашения и на дату баланса.

Оценка текущих обязательств

В большинстве случаев первоначальное отражение текущих обязательств в бухгалтерском учете происходит одновременно с фактом признания того, что актив появился (приобретен или произведен) на предприятии. Например, предприятие получило товар от поставщика на сумм} 1 ООО грн. по цене покупки 10 февраля. Следовательно, одновременно с увеличением актива в виде товара, у предприятия 10 февраля возникло обязательство расплатиться за товары в сумме 1 ООО грн. Первоначальная оценка таких обязательств будет оцениваться суммой, указанной счете поставщика. Или, например, предприятие начисляет заработную плату, оплату за труд ра­бочему. В этом случае труд, имеющий стоимость, обменивается на денежный эквивалент этой стоимости, называемой заработной платой. Начисление заработной платы происходит одно­временно с начислением расходов и признанием обязательств предприятия заплатить рабочему, а также перед органами социального страхования. Первоначальная оценка обязательств по за] работной плате будет равна сумме начисленной заработной платы (за минусом удержания на­логов).

Оценка на дату погашения и на дату баланса такого вида обязательств, которые называют­ся текущими, будет равна первоначальной и называется суммой погашения. Сумма погашения - не дисконтированная сумма денежных средств или их эквивалентов, которая, как ожидается, будет уплачена для погашения обязательства в процессе обычной деятельности предприятия.

Специфическим видом обязательств являются обеспечения. С одной стороны, обеспечения квалифицируются как обязательства, а, с другой стороны, как резервы. За этими обязательств ми - обеспечениями не стоят конкретные кредиторы, т.к. их еще нет. Настоящими обязательст­вами они станут лишь тогда, когда наступит страховой или гарантийный случай. И, таким обра­зом, с появлением реального кредитора, часть обеспечений, необходимая для удовлетворения законных претензий кредиторов, превратится в одну из статей текущих обязательств. Обеспе-j чения первоначально оценивают по учетным ценам. Их оценка может быть определена лиш|| расчетно (путем прогнозных опенок).

Учетная оценка - предварительная оценка, используемая предприятием в целях распреде-] ления расходов и доходов между соответствующими отчетными периодами.

На дату погашения обязательства оценивают по сумме погашения. На дату баланса обеспе-1 чения оценивают по учетной оценке ресурсов (за вычетом сумм ожидаемого возмещения), не-1 обходимых для погашения соответствующего обязательства.

Как отмечалось в подразделе 3.3, к долгосрочным обязательствам относятся обязательег по финансовому лизингу, долгосрочные кредиты банка и др.


Оценка долгосрочных обязательств

 

Долгосрочные кредиты банков как обязательства, Ш которые начисляются проценты, отражаются в балансе по и«настоящей стоимости. Ее определение зависит от условий и вид обязательств.

Настоящая стоимость - дисконтируемая сумма будушн платежей (за вычетом суммы ожидаемого возмещения), которая, как ожидается, будет необх дима для погашения обязательств в процессе обычной деятельности предприятия. Основн сумма кредитов приводится в балансе без учета начисленных процентов.

При финансовой аренде арендатор отражает свои обязательства перед арендодателем наименьшей, на начало срока аренды, оценке: справедливой стоимости актива или настояш



 

 


 

ражен ие

[ИСХОДИТ

юявился (пример, сумму актива в в сумме занной в труд ра-ент этой ит одно-1абочему, ггв по за-кания на-

 

■ азыва ют-гашения (кидается, кятия. гспечения ггельства-язательст-1ким обра-етворения в. Обесце­нена лишь

рас преде­ла обеспе-цения), не-

зательсттза


стоимости суммы минимальных арендных платежей. На дату баланса обязательства и обеспе­чения могут быть отражены в оценках:

- фактическая (историческая) стоимость;

- текущая (восстановительная) стоимость;

- стоимость погашения;

- настоящая (дисконтированная, приведенная) стоимость.

Оценка собственного капитала

 

Стоимостное измерение собственного капитала определяется оценкой соответствующих активов и обязательств. Однако, это не означает, что общая сумма собственного капитала будет обязательно равняться рыночной стоимости акций предприятия или сумме, которую можно получить от реализации его чистых активов в условиях непрерывной деятельности.

Собственный капитал в балансе представлен сложной структурой, состоящей из восьми со­ставляющих, имеющих различные источники образования и оценки. Уставный капитал пока­зывается размером его величины, зафиксированной в учредительных документах. В акционер­ных обществах акционерный капитал в первоначальном размере равен сумме простых и приви­легированных акций по номинальной стоимости. Дополнительно вложенный капитал пока­зывает сумму, на которую стоимость реализации выпущенных акций превышает их номиналь­ную стоимость. Прочий дополнительный капитал отражает сумму дооценки необоротных актинов, стоимость необоротных активов, бесплатно полученных предприятием. Текущая оцен­ка прочего дополнительного капитала может быть меньше или больше первоначальной под влиянием хозяйственных операций. Например, бесплатно полученные необоротные активы сначала отражаются по справедливой стоимости. По мере начисления амортизации признается вход от их получения с одновременным уменьшением суммы прочего дополнительного капи­тала. Следовательно, размер дополнительного капитала уменьшается на сумму начисленной амортизации по бесплатно полученным необоротным активам. Резервный капитал первона­чально до его полного формирования отражается нарастающим итогом ежегодными суммами в размере 5 % чистой прибыли. Сформированный резервный капитал на дату баланса показыва­ется фактической суммой. Нераспределенная прибыль показывает на начало отчетного пе­ги, да сумму неиспользованной прибыли. В течение года ее величина может изменяться - уве­нчиваться за счет полученной чистой прибыли или уменьшаться при использовании нераспре-целенной прибыли по назначению, предусмотренному учредительными документами.


 


 

пьства, на ансе по их Овий и вида

 

а будущих |цет необхо-. Основная

 

!»дателем по настоящей


7.4. Процедуры определения оценок в бухгалтерском учете

 

От того, правильно ли установлена продажная цена на товар, зависит получаемый доход и, Iконечном итоге, прибыль. Чтобы управлять ценами, необходимо установить плановую цену, [осле определения фактической цены, а также анализа ситуации на рынке, предприятие может [выбрать приемлемый для него размер цены.

При определении плановой цены исходят из того, что цена должна обеспечить возмещение затрат на производство, реализацию товара, возможность уплаты налога и получения прибыли. Товар, как правило, проходит определенный путь от производителя до конечного потребителя (рисунок 7.2).


 
 

Рассмотрим структуру цены производителя, оптового и розничного торговца по папа продвижения товара.

Производитель продает товар по отпускной цене, структура которой приводится ниже.

 

Отпускная цена предприятия (ОЦ) = Полная себестоимость (ПС) + Прибыль (П) + + Акцизный сбор (АС) + НДС (НДС),

 

где Полная себестоимость = затраты предприятия на производство и сбыт продукции; Прибыль = процент рентабельности х полную себестоимость: 100; Акцизный сбор - налог на высокорентабельные и монопольные товары; НДС - налог на вновь созданную стоимость.

 

Формула ошуекпой цены будет имен, вид:

 

ОЦ = ПС + П + АС + НДС.

 

Налоги (АС + НДС) перечисляются в бюджет государства и на величину дохода пред™ ятия не влияют. Величина прибыли предприятия (П) зависит от установленного процента рен| табельности и полной себестоимости. Чтобы правильно сформировать отпускную цену и оказаться в убытке, предприятие должно заложить в цену такой уровень рентабельности, кото] рый учитывал бы себестоимость реализации плюс расходы административные, сбытовые! прочие операционные расходы. В структуре цен оптовой и розничной находится показател называемый торговой наценкой. Структура оптовой цены содержит отпускную цепу предпри) ятия и оптовую торговую нацепку:

Оптовая цена = Отпускная цена + Оптовая торговая наценка.

Структура розничной цены содержит оптовую цену и розничную торговую наценку: Розничная цена = Оптовая цена + Розничная торговая наценка.

Торговые предприятия самостоятельно планируют свою торговую наценку. Первоначал! рассчитывается сумма торговой наценки, т.е. абсолютная величина в гривнах. Разделив eel


объем товарооборота, получают относительную величину торговой наценки (процент), который необходимо начислять к покупной стоимости товаров. При планировании торговой наценки следует учитывать:

расходы, связанные с закупкой, перевозкой, храпением и реализацией товаров (из­держки обращения);

- прибыль торгового предприятия;

- налог на добавленную стоимость и акцизный сбор, которые являются косвенными налогами, составляют прямую надбавку к цене.

Следовательно, структура оптовой и розничной торговой наценки содержит показатели:

 

 

Оптовая (розничная) торговая наценка = Издержки обращения предприятия оптовой (розничной) торговли + Прибыль + НДС.

 

 

Представим структуру цены продажи производителя, оптового и розничного предприятия на рисунке 7.3.


Ро шинная иена


Полная Оптовая Розничная

СвбеСТОМ- + Прибыль + Акциз + НДС + торговая + торговая
МОСТЬ наценка наценка


Отпускная цена предприятия (производитель)

Оптовая цена (оптовый торговец)

Розничная цена (розничный торговец)

Рисунок 7.3 - Структура розничной цены

 

 

Рыночная экономика представляет систему отношений с механизмом свободного ценооб­разования, в котором цена формируется на рынке, а их стоимость получает общественную оценку под воздействием спроса и предложения. Для целей налогообложения некоторых опе­раций (см. ст. 7 Закона о прибыли и пункт 4.2 Закона об НДС), стали применять обычные цены.

Обычная цена - цена продажи товаров (работ, услуг) продавцом, включая сумму начис­ленных процентов, стоимость иностранной валюты, которая может быть получена в случае их продажи лицам, не связанным с продавцом при обычных условиях ведения хозяйственной дея­тельности. Несвязанные лица - это независимые стороны, участники рынка.

Обычная цена определяется продавцом на основании следующих документов: - контракта, заключенного между нерезидентом и резидентами;

опубликованной цены на аналогичные товары резидентов в печатных рекламных материалах, статистических сборниках.

Если на определенные виды продукции (товаров, услуг) установлены государственные фиксированные или регулируемые цены, эти цены и будут являться обычными. Таким образом, обычная цена является рыночной ценой, отражающей объективную оценку стоимости товара. Согласно действующим национальным стандартам, понятие справедливая стоимость применя­ется при осуществлении следующих операций: обмена, безвозмездного получения, взноса в ус­тавный капитал, объединения предприятий.

Справедливая стоимость - сумма, по которой может быть осуществлен обмен актива, ил оплата обязательства в результате операций между осведомленными заинтересованными и не­зависимыми сторонами. Этими сторонами являются участники свободного высоко конкурент ного рынка. Порядок определения справедливой стоимости для оценки активов и обязательств приведен в Приложении к П(С)БУ 19 «Объединение предприятий». В основу определения справедливой стоимости, как и обычной цены, положен принцип справедливости, указыва щий на объективную, реальную оценку. Следовательно, обычная цена и справедливая стон мость - это аналогичные понятия. Разница заключается лишь в том, что обычная цена примени ется для целей налогового учета, а справедливая стоимость - для финансового учета. Рассмон рим операции по бесплатной передаче и получению объекта основных средств, с использован»] ем оценок, действующих в налоговом и финансовом учете (пример 2).

 

Пример 2. Предприятие «А» бесплатно передало здание предприятию «Б». Исходные да ные об объекте:

- в финансовом учете значится первоначальная стоимость объекта - 42 ООО грн., сумма копленного износа - 18 ООО грн., остаточная стоимость - 24 ООО грн.;

- в налоговом учете балансовая стоимость объекта - 27 500 грн.;

- справедливая стоимость здания - 32 ООО грн. Требуется определить:

 

1) цену передачи (продажи) объекта и финансовый результат у предприятия «А»;

2) цену получения (покупки) и первоначальную стоимость объекта у предприятия «Б». Пояснение. Выбытие объекта основных средств в связи с его бесплатной передачей бу

отражаться на счетах бухгалтерского учета так же, как и списание объекта, например, в связи его продажей. Особенностью является лишь расчет налоговых обязательств по налогу на бавленную стоимость. Сумму НДС в данном примере необходимо начислить, исходя из бал совой (налоговой) стоимости передаваемого объекта и включить в себестоимость передавае го объекта.

 

 

Решение

Предприятие «А».

1. Списана остаточная стоимость объекта, бесплатно передаваемого - 24 ООО грн..

2. Списана сумма износа объекта, передаваемого бесплатно - 18 ООО грн..

3. Начислена сумма налоговых обязательств по НДС - 5 500 грн. (27 500 грн. х 20 %).

4. Определен финансовый результат от операции: расходы (24 000 грн. + 5 500 грн.) = 29 500 грн.;

убыток от операции бесплатной передачи объекта равен 29 500 грн. Таким образом, при бесплатной передаче необоротного актива, предприятие «А» не п чает экономической выгоды, а расходы (остаточная стоимость плюс налоговые обязатель по НДС) составляют сумму убытка от операции.

 

Предприятие «Б».

Первоначальная стоимость здания у предприятия «Б», получившего объект бесплатно, дет равна справедливой стоимости 32 000 грн. В момент оприходования объекта доход не


■ кается. Сумма дохода от бесплатно полученного здания будет отражаться и учете одновре­менное начислением амортизации.

 

При покупке ГМЗ у иностранного поставщика определяется их первоначальная стоимость ■ учетом особенностей ценообразования при импорте.

Фактическая себестоимость импортных ГМЗ в общем случае складывается из расходов, понесенных покупателем на закупку таких активов, доставку и оплату таможенных платежей.

Предприятие, уплатив НДС при таможенном оформлении, имеет право на налоговый кре­пи, сети ввозимые активы будут использоваться в хозяйственной деятельности (включаются в ватные расходы или подлежат амортизации в соответствии с Законом Украины «О налогооб­ложении прибыли предприятий») и предприятие является плательщиком НДС. В противном ■ учае, уплаченный НДС, будет включаться в первоначальную стоимость ввозимых активов, роритм определения себестоимости приобретения импортных товаров приведен па рисунке 14.

Устанавливая продажную цену на ГМЗ при экспорте, исходят из положения, что мини­мальная цена продукции (товаров) определяется издержками фирмы, связанными с её ироиз-Водстном н реализацией. Структура цены на экспортную продукцию приведена на рисунке 7.5.

 

 

Закупочная стоимость |
(определенная в счете фактуре)   о
+   а в s
Расходы, которые несет покупатель в соответст-      
вии с базисными условиями поставки, и которые     <
не были включены в счет фактуру:   н ы
Транспортировка    
lloi ружа. разгрузка, перегрузка   о с
Страхование   =
Комиссионные, брокерские    
1 l.i.iiл ш использование объектов интеллектуальной   V о
Собственности, 01 посяшихся к vi им товарам   S
lie, in вышеназванных расходов, которые понесены   ©
.\о таможенной гранимы Украины, включаются в   я я X
таможенную стоимость импортных активов)  
+ и ш X
Таможенные платежи:   S В
Таможенная пошлина   т я
Лкшгшыи сбор    
Прочие таможенные сборы    

 

Рисунок 7.4 Структура себестоимости приобретения импортных активов


 

Производственная себестоимость продукции    
(цепа приобретения товара без НДС)    
+ я
Часть расходов периода, относящихся к реали-   X а
зованной продукции, и формирующих сё полную   ■ я X ы
себестоимость (административные расходы.  
прочие операционные расходы)   о.
+ с и
Расходы, которые несет продавец в соответст-   в г-
вии с базисными условиями поставки:   Я Я
Транспортировка   с?
Погрузка, разгрузка, перефузка   а ■
Страхование   ш X
Складирование  
Таможенное оформление (в т.ч. уплата тамо-    
женной пошлины и таможенных сборов)    
Прочие расходы, связанные с реализацией    

 

Рисунок 7.5 - Структура продажной экспортной цены.

 

 

НДС и акцизный сбор не включаются в цену реализации, так как экспортные операции облагаются акцизным сбором и для них предусмотрена нулевая ставка НДС.

 

7.5. Калькулирование как способ метода стоимостного измерения объектов бух терского учета

 

Метод калькулирования применяется в процессах заготовления товарно-материальных пасов, производства продукции и реализации.

В учебной экономической литературе смешивают термины «калькулирование» и «кал ляция». Между тем, термин «калькуляция» используется для определения таблицы, в ко-" фиксируется только результат процесса калькулирования себестоимости заготовления илип изводства актива.

Калькулирование - это определение расходов, связанных с осуществлением опрела ного процесса деятельности (заготовление одного вида производственных запасов, выпуск ного продукта и т.д.), а также распределение всей совокупности расходов между отделыг объектами учета затрат.

Калькулирование как способ метода бухгалтерского тесно связан с другими спос; прежде всего, оценкой и счетами. Он позволяет определить себестоимость, которая служит нованием для денежной оценки объектов бухгалтерского учета.

Метод калькулирования может применяться на предприятии регулярно или с определе периодичностью, например, калькулирование для оценки запасов и определения прибыли, настоящее время, наряду с традиционными задачами, этот способ метода используется для гнозирования экономических последствий принятия управленческих решений: какую цену тановить; покупать оборудование или взять в аренду и т.п. Калькулирование используется же для достижения целей контроля, при выборе производственной стратегии и ценообра" ния. Процедура калькулирования включает следующие этапы:

1) определение расходов операционной деятельности, включаемых в произвола ную себестоимость и не включаемых;


2) определение объекта расходов (вид продукции, работ, услуг);

3) определение метода учета расходов производства и калькулирования;

4) деление расходов на прямые и косвенные и определение базы распределения общепроизводственных расходов.

В подразделе 3.5. рассмотрена классификация расходов для отражения информации в фи­нансовой отчетности. Однако, при планировании, учете и анализе расходов, образующих про­изводственную себестоимость и себестоимость реализуемой продукции (работ, услуг), исполь­зуют другие группировочные признаки:

- по месту возникновения затрат (производствам, цехам, участками и т.п.);

- по видам продукции (работ, услуг);

- по видам расходов (элементам и статьям расходов) и др.

 
 

Согласно принципу исторической себестоимости расходы на производство делятся на пря­мые и косвенные (накладные). Все другие расходы предприятия относятся к расходам отчетно­го периода. Состав расходов, включаемых в производственную себестоимость продукции, оп­ределен п. 11 П(С)БУ 16 «Расходы». Перечень и состав статей калькулирования производст­венной себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются предприятием самостоятель­но (таблица 7.1).


 
 

Ранее (в подразд. 3.5) отмечалось, что производственная себестоимость состоит из:

- прямых расходов;

- переменных общепроизводственных;

- постоянных распределенных общепроизводственных расходов.

Эта классификация должна быть положена в основу организации системы внутрихозяй венного планирования и учета расходов на производство продукции (работ, услуг), а так калькулирования.

Другие расходы, связанные с операционной деятельностью, не включаются в себесто мость реализованной продукции (работ, услуг), но они принимаются в расчет при планиров нии отпускной (продажной) цены. К ним относятся:

- административные расходы;

- расходы на сбыт;

- прочие операционные расходы.

Принципы выделения объектов расходов строятся на методах учета затрат: позаказном i hi перед е. ii.li ом (попропеееном).

Объект расходов - продукция, работы, услуги или вид деятельности предприятия, ну дающиеся в определении связанных с их производством (выполнением) расходов.

При позаказном методе учета объектом учета и калькулирования является определенн производственный заказ, открываемый на одно или несколько однородных изделий, котор предусмотрено выпустить в течение месяца (на изделия серийного массового производеж либо на каждое изделие, изготовленное в порядке индивидуального (разового) заказа.

В случае применения попередельного (попроцесеного) метода учета расходы на про водство, начиная с обработки исходного сырья и закапчивая выпуском конечного проду учитываются в каждом цехе (переделе, фазе, стадии), включая себестоимость полуфабрика являющихся продукцией других цехов. В связи с этим, себестоимость продукции, выпущен каждым следующим цехом, состоит из понесенных им затрат и себестоимости полуфабри тов. изготовленных в предыдущем производственном подразделении.

В зависимости от выбранных объекта расходов и метода учета и калькулирования про водственных расходов определяются расходы прямые и косвенные. При классификации рас дов на прямые и косвенные необходимо руководствоваться принципом бухгалтерского уче: превалирование сущности над формой. К числу косвенных расходов, которые не могут б отнесены прямо к конкретному объек






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.