Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моральные проблемы






Фанатик, осуществляющий террористический акт на «автопилоте», не мучается переживанием моральных проблем. Моральные проблемы возникают лишь при наличии определенного интеллектуального уровня. Развитых в интеллектуальном плане террористов внутренне постоянно волнует вопрос, насколько они правы в своих действиях. Моральные проблемы террориста могут приобретать странный, даже вычурный характер.

Обратной стороной моральных проблем является выраженная практически у всех террористов потребность в понимании, необходимость «выговориться» перед другими людьми (обычно перед «своими», но иногда и перед чужими, включая следователей).

Для террористов, не обладающих высоким уровнем интеллектуального развития более характерно наличие совершенно иной психологии, дорефлексивных, сравнительно примитивных «синдромов».

«Синдром Зомби» проявляется в постоянной естественной сверхбоеготовности, активной враждебности по отношению к реальному или виртуальному врагу, устремленности на сложные боевые действия. Это «синдром бойца». Такие люди постоянно живут в условиях войны, они всячески избегают ситуаций мира и покоя, блестяще владеют оружием.

По мнению психопатологов, этот синдром – предельное выражение патологического развития личности в условиях Эго-стресса, который возникает от постоянной боеготовности. Известно, что в отношениях с противоположным полом у таких людей внезапно развивается регрессия на уровне возраста 10-12 летнего ребенка. Но их растерянность может быстро смениться враждебностью.

Для людей с данным синдромом характерно астеническое телосложение, которое гиперкомпенсируется путем спортивных тренировок. Также наблюдается несоответствие мимики переживаемым эмоциям. В мирное время наблюдается эмоциональная дисгармония: холодность, сензитивность и брутальность сочетаются с взрывчатостью, вязкостью, замедленностью. Эта дисгармония может находит выход в противоправных действиях.

В террористических организациях «Зомби» - идеальные боевики-исполнители.

«Синдром Рембо» выражается в невротической структуре личности, раздираемой конфликтом между стремлением к острым ощущениям и переживаниями тревоги, вины, стыда, отвращения за свое участие в них. Для подобных людей характерно осознание добровольно возложенной на себя «миссии» спасения мира, мысль о благородных альтруистических обязанностях, позволяющих реализовать агрессивные стремления. Это «синдром миссионера».

Человек с «синдромом Рэмбо» всегда испытывает большие трудности адаптации к спокойной, рутинной деятельности, часто переживает ощущение скуки и своей несостоятельности в обыденной жизни. Постоянное стремление оказаться в супер-экстремальной обстановке, в очаге какой-нибудь чрезвычайной ситуации.

Люди с выраженным синдромом всегда добровольцы. Они склонны к самоограничению, обычно безотказны и болезненно совестливы, даже альтруистичны по отношению к «своим». Часто они весьма впечатлительны и даже ранимы.

Террорист с «синдромом Рэмбо» - это человек, стремящийся к ужасу и сеющий ужас во имя высокой цели, однако делающий это не потому, что ему дорога та или иная цель, а всего лишь потому, что по-другому он просто не умеет жить.

«Синдром камикадзе-шахэда» свойствен террористам-смертникам, уничтожающим себя вместе со своими жертвами в ходе террористического акта. К основным психологическим характеристикам таких людей относится экстремальная готовность к самопожертвованию. Террорист-«камикадзе» счастлив возможности отдать свою жизнь и унести на тот свет с собой как можно больше врагов. Для этого он должен как минимум преодолеть страх собственной смерти. Многочисленные свидетельства говорят, что террористы боятся не самой смерти, а связанных с нею обстоятельств: ранений, беспомощности, вероятности попадания в руки милиции, пыток, издевательств. Вот почему террористы скорее готовы к самоубийству, чем к самосохранению. Поскольку реально они присваивают себе право распоряжаться чужими жизнями (жизнями своих жертв), то право распоряжаться собственной жизнью подразумевается автоматически.

Террорист-камикадзе убежден, что его смерть станет примером для нового пополнения, которое придет в организацию.

Желание умереть ради того, чтобы отнять жизнь у другого, - вот основной мотив «камикадзе». Причем наибольшее удовлетворение приносит готовность к самопожертвованию и предвосхищение грядущего удовольствия от такого самопожертвования.

(Ольшанский, 2002, с. 145-154). Почебут

 

Р.Гарифуллин приводит классификацию террористов смертников:

На наш взгляд, существует следующая типология потенциальных террористов-смертников.

 

1. Террористы-экзистенциалы. Человек, готовый пожертвовать собой ради

Великой Цели и от этого ощущающий свою уникальность и ценность.

Преодоление высшего барьера является источником специфической эйфории, называемой ощущением экзистенции. По мнению Р.Гарифуллина именно экзистенциалы пилотировали самолеты 11 сентября 2001 года.

2. Террористы-психопаты. В отличие от террориста-экзистенциала действуют на основании низшего уровня инстинкта собственной смерти, проявляющегося в виде садомазохизма, психопатологической агрессии, маниакального синдрома и мании величия.

3. Террористы-суицидники. Страдают сильными депрессиями, благодаря которым у них отсутствуют ценности и смысл жизни которые привязывали бы их к жизни. Они желают избавиться от этих страданий, выключив собственную жизнь. Организаторы терроризма просят их о том, чтобы это выключение произошло с «пользой» не только для суицидников, но и для других.

4. Террористы-инфантилы. Часто безграмотные, инфантильные (не способные к учёбе и познанию) и неимущие фанаты (в частности религиозные), которые примитивно верят в существование «того света», где будет полное изобилие всяческих удовольствий и радостей. Среди этой группы много больных начальной формой олигофрении. Психотехнология манипулирования в данном случае основывается на незнании и безграмотности жертвы.

5. Террористы-зомби. Это одна из самых распространённых технологий манипулирования, основанная на воздействии на психофизиологические структуры. Искусственно (подсыпание наркотика в чай) создаётся психологическая и физическая зависимость от психоактивных веществ, развивается депрессия. Человеку внушают информацию о враге, который является причиной всех страданий данной жертвы и необходимости террористических действий. Зомби чаще всего женщины, так как деградационные процессы от наркотиков у них протекают быстрее.

6. Террористки-вдовы. Исследования показывают, что многие вдовы после смерти супругов очень долго страдают депрессией, которая зачастую связана с алкоголизацией со дня поминок. Вдове может казаться, что страдания вызваны смертью супруга. Именно этот феномен используют организаторы терроризма.

Женщине дают наркотики, чтобы снять муки страдания. По мере развития наркотической зависимости депрессия усугубляется. На этой основе внедряются установки «отомстить за смерть супруга».

7. Террористы-солидарники. В этом случае чувство солидарности становится опасной психологической ловушкой для потенциального террориста-смертника. Он не должен подводить тех, кто уже ушёл в рай. Он должен также как и они уйти из этого мира и «встретиться с ними в раю», так как они его там ждут.

8. Террористы-эксплуатируемые. Человек не желает погибать, но в силу определённых причин (насилия, финансовой зависимости, искупления грехов) ему приходится стать террористом. Кроме того, организуется всё таким образом, чтобы жертва была обречена идти на теракт.

9. Террористы-гибриды. Смешанный тип потенциальных террористов-смертников.

Р.Р. Гарифуллин, 2010 г. Психология терроризма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.