Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории личности. 1. Биогенетическая концепция развития.Главным фактором человеческого развития считается наследственность






1. Биогенетическая концепция развития. Главным фактором человеческого развития считается наследственность, которая заведомо определяет все особенности развития личности. Все духовные качества личности, его сознание – это такой же естественный дар, как глаза, уши и т.д. Человек рождается с определенными моральными качествами, чувствами, духовными потребностями. “Биогенетический закон” – ребенок, который родился, в своем развитии постепенно воссоздает все этапы исторического развития человечества: период скотоводства, земледельческий период, торгово – производственную эпоху. Лишь после этого он вступает в современную жизнь.

2. Социогенетическая концепция развития. Согласно социогенетическим теориям, развитие ребенка определяется социальными условиями: в какой среде родился и воспитывается ребенок, в таком направлении и происходит ее развитие.

3. Методологическая концепция развития. В соответствии с которой биологические и социальные факторы конвергируют (сближаются).

4. Теория психического развития в отечественной психологии опирается на определение того, что движущие силы его развития обнаруживаются в несоответствии потребностей, которые постоянно изменяются (усложняются) в деятельности человека, и реальных (таких, что не отвечают новым требованиям) возможностей их удовлетворить. На развитие личности влияет весь состав общественной жизни, достижения науки и техники, объем информации.

Развитие личности — сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и привычек находится в сложном межэтапном взаимодействии.

Высшие уровни развития зарождаются на предыдущих этапах, но и особенности предыдущих возрастных этапов проявляются на следующих этапах. Чтобы способствовать своевременному зарождению и успешному развитию всего прогрессивного, нового на всех этапах формирования ребенка как личности, нужно знать возрастные особенности физического и духовного его развития.

Деятельность человека — сознательная активность, которая проявляется в системе действий, направленных на достижение поставленной дели.

Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности.

Умение — это основанная на знаниях и навыках готовность человека успешно выполнять определенную деятельность.

Навыки - это усовершенствованные путем многоразовых упражнений компоненты умений, которые проявляются в автоматизированном выполнении действий.

Привычка – потребность совершать действия. Если навык формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образовываться и без особых усилий со стороны человека. Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же требуют осуществления действий.

 

Психология общения.

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, который заключается в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для разных живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связным вербальным и невербальным действием. Человек, который передает информацию, называется коммуникатором, который получает ее - реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Содержание общения - информация, которая в межличностных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и так далее) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразное содержание информации в том случае, когда субъекты общения - люди.

Цель общения - отвечает на вопрос " Почему существо вступает в акт общения"? Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминалось в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека те же цели могут быть очень и очень разнообразными, являют собой средствами удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и других потребностей.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации - это способ её передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, языка и других знаковых систем, грамоты, технических средств записывания и хранения информации.

Структура общения:

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Таким образом, схематически структуру общения мы представим так:

 

       
   
Общение
 
 

 

 


Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит из обмена информации между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействий между общающимися индивидами (обмен действия). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции - информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную.

Средства коммуникации.

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, то есть она возможна лишь благодаря использованию знаковых систем. Самое простое разделение коммуникации - на вербальную и невербальную, использование разных знаковых систем. Вербальная использует в качестве таковой человеческий язык. Язык является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации благодаря языку менее всего теряется смысл общения. Возможно, обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации - " говорить" и " слушать" " Говорящий" сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом воплощает его в систему знаков. Для " слушающего" смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (разные околоречевые добавки, которые придают общению определенное смысловое украшение - тип языка, интонирования, паузы и смех, покашливание и др.)

2) Оптико - кинестетические (это то, что человек " прочитывает" на расстоянии - жесты, мимика, пантомимика).

Жест - это движение рук или кистей, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

коммуникативные (заменяющие язык);

описательные (их смысл определен только при словах);

жесты, которые выражают отношение к людям, состояние человека;

мимика - это движение мышц лица;

пантомимика - совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

-- интимная (от 0 до 0, 5 метров). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими довирительними отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Много передается с помощью жестов, взглядов, мимики;

- - межличностная (от 0, 5 до 1, 2 метров). На ней осуществляется общение между друзьями;

- - официально-деловая или социальная (от 1, 2 до 3, 7 метров). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальные их отношения;

- - публичная (больше 3, 7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

 

4) Визуальный контакт. Визуалика или контакт глазами. Установлено, что обычно общающиеся смотрят друг другу в глаза не больше 10 секунд.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.