Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительные методы






· интроспекция

· метод тестов

· метод беседы

· метод анкетирования

· метод анализа продуктов деятельности

· метод обобщения независимых характеристик

· метод самооценки

· метод социометрии

 

Виды наблюдения: срез (краткосрочное), лонгитудинальное (продолжительное, иногда годами), выборочное, сплошное и особое.

Самонаблюдение: непосредственное или отсроченное (дневники, мемуары, воспоминания).

Чтобы наблюдение приобрело научный характер, нужно, чтобы оно:

1) было целенаправленным, а не случайным;

2) осуществлялось планомерно и систематически;

3) было обеспечено достаточно широкой информацией о наблюдаемом явлении (как можно большим количеством фактов);

4) чтобы результаты наблюдения точно фиксировались. Научное наблюдение выдвигает непреложные требования и к личным качествам исследователя. Он должен:

а) быть объективным при фиксации психических явлений, при словесном описании и классификации наблюдений;

б) владеть собой, чтобы его настроение и личные характерологические качества не влияли и не сказывались на наблюдении и его выводах;

в) не быть тенденциозным, предубежденным при организации наблюдения и ожидании его последствий, чтобы не сделать беспочвенных выводов;

г) не поддаваться первым впечатлением о наблюдаемом человеке;

д) не быть снисходительным к наблюдаемому;

е) не приписывать наблюдаемому собственных качеств и не объяснять его поведение из собственной позиции.

Беседа – получение от обследуемого сведений о его деятельности.

Эксперимент - активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых обнаруживается психологический факт.

 

Метод тестов – метод испытаний, установление определенных психических качеств человека: тест способностей, тест интеллекта, теста успешности.

Социометрия – для выяснения взаимоотношений в коллективе.

Психологическая экспертиза.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

1. Предмет, задача и основные этапы развития психологии. Основные тенденции развития современной психологии.

2. Понятие о психике, ее функции и основные формы проявления.

3. Возникновение и развитие психики. Рефлекторная природа психики.

4. Психика и сознание. Историческое развитие человеческого сознания.

5. Структура сознания. Понятие о бессознательном.

6. Характеристика основных областей психологических знаний. Медицинская психология.

7. Связь психологии с другими науками. Психология и педагогика. Психология и медицинские дисциплины.

8. Значение психологических знаний в практической деятельности врача.

9. Методы психологических исследований, их классификация. Главные требования к методам психологии.

10. Наблюдение и особенности его применения врачом.

11. Эксперимент и его возможности при изучении психических особенностей больного.

12. Использование в медицинской практике психокоррекционных и психотерапевтических методов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.