Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие кассовых операций






В Федеральном законе " О банках и банковской деятельности" (пункт 5, статьи 5 предусматривается банковская операция, которая называется " инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц". Правда, ни в этом законе, ни в подзаконных актах данное понятие не определено.

Все кассовые операции, включая инкассацию, регулируются Положением Банка России от 9 октября 2002 г. N 199-П " О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (в ред. Указаний Банка России РФ от 04.12.2003 N 1351-У, от 01.06.2004 N 1433-У) (далее - Положение).

Нам представляется, что банковские операции - это предусмотренный федеральным законом, нормативными актами Банка России и соответствующей банковской лицензией, порядок приема, учета, хранения, выдачи и доставки по назначению денежной наличности и других ценностей кредитной организацией.

В основе этих операций, - сделка. Кредитные организации обслуживают своих клиентов на основе договоров. Для организаций - это договор на расчетно-кассовое обслуживание. В основу кассовых операций с физическими и юридическими лицами могут быть положены различные виды договорных отношений.

Однако сделка заключается по нормам гражданского права. В отличие от этого, кассовая операция императивно регулируется нормативным актом Банка России. Все документы, которыми оформляютcя кассовые операции, не могут быть изменены по соглашению сторон. Их форма и реквизиты, порядок заполнения, учета и хранения жестко регламентированы нормативным актом Банка России. Это объясняется сущностью и функциями денег. Они не имеют индивидуально определенных признаков.

Переход денежных знаков от одного к другому владельцу должен удостоверятся определенными приемами и техническими средствами, которыми располагает только кредитная организация. Она же применяет определенную технологию приема, учета, хранения и выдачи денежных средств и других ценностей. Перемещение наличных денежных средств между юридическими лицами и кредитной организацией точно также требует применения определенных банковских технологий.

Все кассовые операции оформляются соответствующими банковскими документами. Форма этих документов не произвольна. Она постепенно вырабатывалась банковской практикой.

В Положении предусматривается, что порядок урегулирования претензий по выявленным недостачам, излишкам, неплатежным и поддельным денежным знакам определяется договором, заключаемым между кредитной организацией и клиентом. (Пункт 1.2).

 

14.

Кассовые операции в банке являются одним из основных видов банковских операций. Представляют собой операции по приему и выдаче наличных денежных средств. Более широко кассовые операции можно определить как операции, связанные с движением наличных денежных средств.

Основным документом, регламентирующим кассовые операции для кредитных организаций является положение Центрального банка РФ № 318-П от 24 апреля 2008 года «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

Требования клиентов банка о выдаче наличных средств является важной стороной деятельности банка, так как это определяет доверие клиента банку, определяет возможность клиента банка свободно распоряжаться своими деньгами.

Кассовые операции имеют большое значение как для банка так и для клиентов. Принимая наличные средства от клиентов банк увеличивает свои свободные резервы, при этом проводит активные операции и получает доходы. При выдаче наличных средств клиенту учреждения банка берут комиссионную плату. Для осуществления кассовых операций банки открывают операционную кассу, которая состоит из приходной кассы, где осуществляют прием наличных и расходной, где выдают наличные.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны сдавать полученную наличность в учреждении банков для зачисления на их счета.

Наличные средства выдаются банком через свои кассы на протяжении операционного дня:

Предприятиям с их текущих счетов на основе денежного чека установленной формы с указанием целевого назначения полученных наличных средств;

Физическим лицам по расходным кассовым ордерам.

В последние годы практически все банки проводят кассовые операции через банкоматы.

15.

Синтетический и аналитический учет по расчетному счету
В бухгалтерии предприятия расчетному счету присваивается код 51. По усмотрению бухгалтера в современном учете, особенно при использовании компьютера, рационально иметь 2 субсчета: 51-1 «Поступило» (и несколько аналитических счетов к нему по видам поступлений); 51-2 «Израсходовано» (и несколько десятков аналитических счетов (видов операций) к нему по расходу).
Счет 51 «Расчетные счета» является активным, и его сальдо показывает, сколько свободных средств предприятия находится на хранении в банках на определенное число. По мере совершения операций на расчетном счете (зачисления или списания средств) банк выдает предприятию выписку из его лицевого счета, в которой показан остаток средств на счете на дату предыдущей выписки, суммы, зачисленные на счет, суммы, списанные со счета, и остаток на дату выписки. Выписка из расчетного счета - это второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Все данные в выписке даны в цифровом выражении, часть из них является служебной (банковской) информацией. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга предприятию (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки банка, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать суммы в учетные регистры наоборот.
Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету за определенное число и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Получив выписку, следует проверить, все ли приложены к ней оправдательные документы на каждую записанную сумму. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «погашено». На полях проверенной выписки слева против каждой суммы следует проставить порядковый номер приложенного документа, а справа - корреспондирующий счет. Порядковые номера (с начала года) и корсчет одновременно проставляются в правой стороне на самих документах. Выписка банка является первым уровнем учета (первым накопительным документом), первая группировка однородных проводок за одну дату. Если в обслуживающем банке применяется правило, что в выписку заносятся сводные суммы, представляющие собой сразу несколько поручений, следует к каждой выписке (при обработке вручную) прикладывать «Листок-расшифровку», в которую заносится каждый первичный документ, с детализированной корреспонденцией счетов по аналитическим счетам, а не сводная запись, что упрощает сторонним пользователям выборку необходимой информации.
Разработку выписок банка в больших предприятиях следует поручать наиболее подготовленным бухгалтерам, знающим хорошо специфику своего предприятия, систему финансовых расчетов и план счетов. Это логическая квалифицированная работа и она выполняется только вручную. Обработка банковских документов может выполняться любым рядовым бухгалтером либо вручную, либо на компьютере.
Если оператор банка ошибся в расчетах и списал, либо зачислил большую или меньшую сумму, чем требовалось, следует срочно сообщить об этом в банк. У себя на предприятии бухгалтер должен сделать запись в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» до полного исправления ошибки. Способ дальнейшей обработки банковских документов прямо зависит от количества операций в день и от частоты выписок в течение месяца. Если операций в день выполняется не более двух-трех и количество выписок ограничено за месяц, все операции можно записывать непосредственно в учетный регистр по счету 51. Если операций в день выполняется больше трех и выписки поступают почти за каждый день, то по счету 51 открывают сальдо-оборотную ведомость (третий уровень учета).
Каждая выписка банка, либо итог из «Листка - расшифровки», заносится в сальдо- оборотную ведомость только строго по одной строке. При этом все однородные проводки (идущие на один корреспондирующий счет) записываются одной суммой. Происходит группировка проводок по корсчетам только за одну дату.
Не позже 3-го числа месяца, следующего за отчетным, подводятся месячные итоги по строке «Итого за месяц». Ежемесячные данные строки «Итого за месяц» из сальдо-оборотной ведомости переносятся в регистр счета 51. Одновременно суммы заносятся в регистры корреспондирующих счетов по правилу «двойной записи», или в сальдо-оборотные ведомости по этим счетам. А при наличии карточек аналитического учета записи выполняются и в них. При этом в регистре счета 51 в графе «№ стр.» записывается порядковый номер очередной записи, а в графе «№ зап.» записывается номер строки этой же записи в регистре корреспондирующего счета. Этот способ помогает организовать быстрый поиск (при необходимости) первичного документа по проводке и помогает контролировать обязательное выполнение двойной записи.
При численности штата бухгалтеров на предприятии более 5 человек и наличии нескольких функциональных групп, информация из сальдо-оборотной ведомости счета 51 по окончании месяца по корреспондирующим счетам передается в виде специальных «Листков-расшифровок», которые заменяют первичные документы при выполнении бухгалтерских записей в других сальдо-оборотных ведомостях или непосредственно в регистрах.
Таблица 1. Листок-расшифровка № __ с К-та счета ___ в Д-т счета ___ за «__» ____ 200_ г.
Докум., № Характер операции: кому (от кого), за что, по какому документу и когда Итого по докум. Примечания
10
15
Итого по расшифровке:
После этого подводят итоги в регистре счета 51 по графам «Д-т» и «К-т». Входное дебетовое сальдо на начало отчетного периода плюс дебетовый оборот минус кредитовый оборот - так получают дебетовое выходное сальдо и записывают в регистре по строке «Сальдо на ___» в графе «Д-т». Это четвертый уровень учета, когда проводки записаны общими суммами: сразу за месяц и по нескольким документам. После этого обороты и сальдо за отчетный месяц по счету 51 переносят из регистра в «Сводную сальдо-оборотную ведомость» (пятый уровень учета).

16.

Первичные документы по поступлению и расходованию производственных запасов играют важную роль в организации материального учета, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием производственных запасов.

Для отражения операций с материалами применяются, в основном, первичные документы унифицированной формы. Основные из них утверждены Постановлением Госкомстата РФ
«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнаши­вающихся предметов, работ в капитальном строительстве».

Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений организации.

Материальные ресурсы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств и собствен­ного производства.

Для выполнения производственной программы организации определяют потребность в мате­риальных ресурсах и приобретают или производят их. На поставку материалов организация заключает договоры с поставщиками, в которых определяются права, обязанности и ответственность сторон по поставкам запасов.

Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения по договорам, свое­временностью поступления и оприходования материалов осуществляет служба снабжения (марке­тинговая служба). С этой целью в ней ведут ведомости (машинограммы) оперативного учета выполнения договоров поставки.

Поступающие на предприятие материалы оформляются первичными учетными документами в следующем порядке.

Поставщик одновременно с отгрузкой продукции высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы – платежное поручение или платежное требование (в двух экземп­лярах – один непосредственно покупателю, другой – через банк), товарно-транспортную наклад­ную, квитанцию к железнодорожной накладной (при иногородней закупке) и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают к ответственному исполни­телю по снабжению, который проверяет правильность их оформления.

В результате такой проверки на расчетном или другом документе делается отметка о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, служба снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью ведется журнал учета поступающих грузов.

Проверенные платежные документы из службы снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций – экспедитору для получения и доставки материалов.

Экспедитор принимает на станции или непосредственно у поставщика прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, при приемке груза от транспортной организации можно потребовать проверку груза.
В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляют коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к организации, из-за действия которой произошли указанные выше действия (к транспортной организации или постав­щику).

Для получения материалов со склада одногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению (наимено­вание, единица измерения, количество). При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад организации и сдает ответственному за хранение материальных ресурсов (заведующему складом, кладовщику), который проверяет соот­ветствие количества и качества материалов данным счета поставщика. Принятые материалы оформляют однострочными или многострочными приходными ордерами. Первый из них состав­ляют только на определенный вид материала, во второй

записывают все принятые материалы независимо от количества. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.

 

17.

18.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.