Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательные и нормативные документы, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета и составление отчетности в банках






Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета, в том числе и бухгалтерского учета в кредитных организациях, включает в себя документы четырех уровней.

Документами первого, высшего уровня нормативного регулирования являются федеральные законы и иные законодательные акты, такие, как указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, прямо или косвенно регулирующие вопросы бухгалтерского учета в России. К числу таких документов в первую очередь относятся следующие Федеральные законы (с последующими изменениями и дополнениями):

- от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- от 2 декабря 1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

- от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России);

- от 26 декабря 1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

- от 8 февраля 1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Важным документом первого уровня также являются:

- Гражданский кодекс Российской Федерации. В первой его части закреплены многие принципы учетной работы, положения об обязательном утверждении годового отчета, о наличии самостоятельного баланса как необходимого признака юридического лица и др. Во второй части ГК РФ закреплены принципы составления и положения различных договоров, заключаемых организациями, что является немаловажным для правового обеспечения бухгалтерской службы банка.

- Налоговый кодекс Российской Федерации. Первая его часть определяет общие положения о налогах и сборах в России, а вторая - определяет порядок налогообложения организаций и граждан различными видами налогов.

Второй уровень документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в кредитных организациях составляют:

- Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), в которых обобщаются базовые принципы и правила ведения бухгалтерского учета отдельных банковских и небанковских операций.

- Положение ЦБР от 26 марта 2007 г. N 302-П " О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (с изменениями от 11 октября 2007 г.), которое включает:

План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях (далее - План счетов);

часть I Правил «Общая часть», которая формулирует основные принципы бухгалтерского учета в банках, определяет состав элементов, подлежащих закреплению в учетной политике кредитной организации, дает ряд общих рекомендаций по организации и ведению бухгалтерского учета в банках;

часть II Правил «Характеристика счетов», в которой содержится инструкция по применению Плана счетов;

часть III Правил «Организация работы по ведению бухгалтерского учета», определяющая порядок организации бухгалтерской работы и документооборота, внутрибанковского контроля, бухгалтерской отчетности и др.;

Приложение № 10 к Правилам «Порядок учета основных средств, нематериальных активов и материальных запасов»;

Приложение № 11 к Правилам «Порядок бухгалтерского учета вложений (инвестиций) в ценные бумаги и операций с ценными бумагами»;

Приложение № 12 «Порядок бухгалтерского учета операций: связанных с осуществлением кредитными организациями сделок по приобретению права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме».

Кроме того, к документам второго уровня можно отнести следующие положения Банка России:

- от 10 июня 1996 г. № 290 «О порядке ведения бухгалтерского учета валютных операций в кредитных организациях»;

- от 21 марта 1997 г. № 55 «О порядке ведения бухгалтерского учета сделок покупки-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг в кредитных организациях»;

- от 9 апреля 1998 г. № 23 «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием»;

- от 26 июня 1998 г. № 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета»;

- от 31 августа 1998 г.

 

25.

Аналитический учёт — это система бухгалтерских записей, дающая детальные сведения о движении хозяйственных средств; строится отдельно по каждому синтетическому счёту. В отличие от синтетического учёта ведется не только в стоимостных, но и в натуральных показателях.

Между аналитическим и синтетическими счетами существует взаимосвязь:

1. Сумма остатков по аналитическим счетам равна сумме сальдо соответствующего синтетического счета;

2. Сумма оборотов по дебету аналитических счетов равна обороту по дебету соответствующего синтетического счета;

3. Сумма оборотов по кредиту аналитических счетов равна обороту по кредиту соответствующего синтетического счета;

4. Если синтетический счет активен, то и соответствующие ему аналитические счета тоже активны;

5. Если синтетический счет пассивен, то и соответствующие ему аналитические счета тоже пассивны;

Исторически сложившаяся система аналитического учета включала в себя следующие основные формы:

1. Лицевой счет.

2. Операционный журнал или сборный лицевой счет.

3. Документы, хранящиеся в картотеках.

Лицевые счета являлись основной формой аналитического учета. В них велся ежедневный детальный учет кредитных, расчетных, кассовых и других операций. Применялись различные формы (бланки) лицевых счетов в зависимости от степени механизации учета. Когда бухучет велся с применением клавишных вычислительных машин (КВМ), использовались стандартные бланки лицевых счетов, изготовленные типографским способом в централизованном порядке. Такие бланки состояли из двух частей: лицевого счета и выписки из лицевого счета, которая выдавалась клиенту. Позже, когда бухучет стал вестись на перфорационных машинах (ПВМ), а затем и на ЭВМ лицевые счета печатались на бумаге по форме бланка лицевого счета. Лицевой счет содержал определенные реквизиты, основными из которых были следующие:

· номер лицевого счета;

· дата операции;

· номер документа;

· номер корреспондирующего счета;

· вид операции;

· сумма оборота по дебету;

· сумма оборота по кредиту;

· сумма остатка (входящего и исходящего).

Отдельные счета аналитического учета велись на сборных лицевых счетах или в операционных журналах с хронологической записью операций для обеспечения контроля за использованием денежных средств. В сборном лицевом счете напротив сумм, зачисленных на этот счет, проставлялась в дальнейшем дата списания этой суммы со счета.

В ряде случаев в качестве аналитического учета использовались хранящиеся в определенном порядке в картотеках документы. Такими документами были, например, авизо по счетам начальных и ответных межфилиальных оборотов, обязательства по краткосрочным и долгосрочным ссудам, документы по расчетным операциям и др.

26.

Исторически сложившаяся система синтетического учета включала в себя следующие основные материалы:

1. Бухгалтерский и кассовые журналы.

2. Сводные карточки.

3. Бухгалтерский баланс.

4. Проверочные и оборотные ведомости.

Бухгалтерский журнал предназначен для регистрации всех операций за день, проведенных банком. В нем отражались обороты каждой операции по дебету и кредиту, выводились итоги по балансовым счетам и общие итоги по журналу в целом. При этом общий итог журнала по дебету должен равняться итогу по кредиту. Бухгалтерский журнал использовался для контроля за полнотой отражения банковских операций в бухучете.

Кассовые журналы содержат записи документов по приходу и расходу кассы. По окончании операционного дня подсчитываются итоги по кассовым журналам, которые сверяются с данными прихода и расхода оборотной кассы банка. Данные кассовых журналов переносились в бухгалтерский журнал.

Сводные карточки открывались по балансовым счетам первого порядка. В сводные карточки ежедневно записывались обороты по дебету, кредиту и остатки на следующий день, подсчитанные по лицевым счетам аналитического учета. Обороты дебета и кредита в сводных карточках сверялись с данными бухгалтерского журнала, а сумма остатков проверялась путем сальдирования остатка на начало дня с оборотами за текущий день.

Ежедневный бухгалтерский баланс составлялся по данным сводных карточек. Для этого сводные карточки подбирались по номерам балансовых счетов в возрастающем порядке и на листе бумаги печатались в отдельных колонках для актива и пассива номера счетов и суммы остатков. Правильность составления баланса подтверждается равенством итогов сумм актива и пассива. В сводных карточках подсчитывались итоги оборотов за месяц, которые использовались для составления месячной оборотной ведомости. По сводным карточкам велся подсчет итогов оборотов с начала года. Обороты за год учитывались при составлении годовой оборотной ведомости. В проверочных ведомостях, составляемых на ПВМ, печатались итоги оборотов по каждому действовавшему в течение дня лицевому счету и остатки по всем лицевым счетам, а также итоги оборотов и остатков по балансовым счетам и по ведомости. По данным проверочных ведомостей заполнялись сводные карточки.

27.

Документооборот - это «движение документов с момента их создания иди получения до завершения исполнения: отправки и (или) направлении в дело».

Управленческая деятельность в любой организации основана на:

 

1. обработке поступающих официальных документов независимо от способов их пересылки (получения) и видов носителей,

2. производстве документной информации и официальных документов, предназначенных как для внутреннего использования в самой организации, так и для внешнего.

Это предполагает наличие технологии обработки. Для преобразования информации поступающих документов в информацию, направленную на достижение результата, служат специальные технологии. Само понятие «технология» используется в промышленном производстве и определяется как система взаимосвязанных способов обработки материалов и приемов изготовления продукции в производственном процессе.

Перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать первичный документ, установлен пунктом 2 статьи 9 Закона " О бухгалтерском учете":

  • наименование документа (формы);
  • дата составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции (в натуральном и (или) денежном выражении и с указанием единиц измерения);
  • наименование должностей работников, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи этих работников. Кроме подписей этих лиц, необходимо указывать их фамилии и инициалы, либо иные реквизиты, которые помогут их идентифицировать.

Отметим, что в официально утвержденных типовых бланках все обязательные реквизиты уже предусмотрены.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.