Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок проведения процедуры медиации






Гражданское процессуальное право РФ

Семинарское занятие по теме 29

«Медиация. Путь от конфликта к примирению»

***

Порядок проведения процедуры медиации

 

Статья 11 ФЗ О медиации закрепляет нормы, регулирующие непосредственно порядок проведения самой процедуры медиации. В части первой закрепляется, что порядок проведения процедуры медиации устанавливается самими сторонами и закрепляется в соглашении о проведении процедуры медиации. Напомним, что с момента его заключения начинается процедура медиации и именно в нем прописываются основные условия проведения примирительной процедуры.

Теоретически всю процедуру проведения медиации можно разделить на ряд этапов или стадий. Разные авторы выделяют разное количество стадий в проведении процедуры медиации. Так, например, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов выделяют восемь последовательных этапов медиации:

1) анализ и ситуации, и отношений;

2) определение проблемы;

3) разогрев (снятие психологических барьеров);

4) снятие препятствий (эмоциональных барьеров);

5) поиск решения;

6) принятие решения;

7) заключение соглашения;

8) прояснение ситуации (семейный конфликт, конфликт между друзьями) [1].

В отличие от них, П. Штепан выделяет всего шесть этапов:

1) введение – медиатор кратко рассказывает сторонам о процедуре медиации, своих функциях и функциях сторон, устанавливает основные правила взаимоотношений (например, не прерывать друг друга, не использовать оскорбительных выражений и т.п.), объясняет основные принципы медиации;

2) вступительное слово сторон – каждая сторона объясняет свое видение конфликта, высказывает свою точку зрения. Как отмечает П. Штепан, «после каждого изложения медиатор возвращает стороне сказанное ею своими словами, уточняя информацию и смягчая акценты» [2]. После изложения своего видения проблемы стороны могут обменяться репликами, что-то уточнить или добавить;

3) формулирование повестки дня – медиатор помогает сторонам отделить факты от интерпретаций и выделить проблемы для обсуждения. Это достигается обсуждением точек зрения каждой из сторон и уточнением того, что есть факт, а что - интерпретация этого факта одной из сторон;

4) выдвижение альтернативных решений – на этой стадии стороны с помощью посредника предлагают свои способы урегулирования разногласий. Задача медиатора на этой стадии заключается в поддержании баланса сил сторон, в обучении их думать, действовать, вести переговоры с позиции сотрудничества и искать решения, которые отвечали бы как их собственным интересам, так и интересам другой стороны;

5) стадия оценки и выбора решений – основываясь на высказанных сторонами идеях, медиатор помогает им выделить именно те решения, которые удовлетворили бы интересы обеих сторон;

6) заключительной стадией по П. Штепану является достижение соглашения. Медиатор помогает сторонам достичь взаимовыгодного решения спора, которое и закрепляется в качестве медиативного соглашения, и оформить его документально.

Свое выделение этапов проведения медиации можно также увидеть у Л.В. Ковальчук и Т.В. Саловой[3] и других авторов.

Процедура состоит из следующих этапов:

1) заключение сторонами соглашения о проведении процедуры медиации;

2) выбор сторонами медиатора – независимого посредника;

3) первая встреча медиатора со сторонами, знакомство, определение предмета спора – подготовка к проведению процедуры;

4) собственно процедура медиации проведение последующих переговоров, в течение которых медиатор помогает сторонам уточнить их требования и выслушать требования другой стороны;

5) завершение процедуры медиации. Происходит в двух формах: окончание и прекращение. Окончание происходит посредством заключения медиативного соглашения, в случае если стороны согласятся с обоюдными требованиями. Прекращение процедуры медиации осуществляется посредством заключения соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям, либо заявление медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, либо заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации, либо истечение срока проведения процедуры медиации.

ФЗ О медиации не выделяет этапов проведения медиации, лишь закрепляет полномочия сторон самим установить порядок проведения примирительной процедуры. Следовательно, и этапы проведения медиации также могут устанавливаться самими сторонами.

О.В. Аллахвердова полагает, что традиционно медиация состоит из следующих стадий:

1) вступительное слово медиатора (введение в процесс медиации);

2) презентация сторон (представление сторонами сути их спора, разногласий, конфликта)

3) дискуссия (выработка вопросов для обсуждения и переговоров);

4) кокус (индивидуальная работа медиатора с каждой из сторон)

5) дискуссия (по выработке возможных предложений для урегулирования конфликта);

6) подготовка проекта соглашения (заключение согла­шения);

7) выход из медиации [4].

Согласно ч.2 ст.11 ФЗ О медиации порядок проведения процедуры медиации может устанавливаться сторонами в соглашении о проведении процедуры медиации путем ссылки на правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Таким образом, стороны при обращении за помощью в разрешении конфликта в организацию, обеспечивающую проведение процедуры медиации, могут просто согласиться с порядком проведения примирительной процедуры данной организации. Данный порядок устанавливается внутренними актами конкретной организации и для каждой организации является индивидуальным. В таком случае в соглашении о проведении медиации стороны просто ссылаются на определенный акт организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации.

Такими внутренними актами являются регламенты по проведению примирительной процедуры с участием посредника коллегий посредников при ТПП РФ и ТПП субъектов Российской Федерации.

Так, например, Приказом от 12.05.2006 «Об образовании Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации» был утвержден Регламент по проведению примирительной процедуры с участием посредника Коллегии посредников при ТПП РФ [5]. Он определяет порядок проведения примирительной процедуры с участием посредника Коллегией посредников по проведению примирительных процедур, действующей при ТПП РФ. В первых двух статьях закрепляется порядок обращения сторон к посреднику и его избрания. Далее предусматривается подготовка к проведению примирительной процедуры. Она осуществляется медиатором вместе со всеми сторонами спора. При подготовке к проведению примирительной процедуры назначаются консультации со спорящими сторонами и (или) их представителями. Консультации со сторонами проводятся посредником для:

ü выяснения обстоятельств конфликта и позиций сторон;

ü определения необходимых относящихся к спору документов;

ü предварительного определения условий, требований и пожеланий сторон к проведению примирительной процедуры и ее результатам;

ü выяснения мнения сторон о предполагаемом времени, необходимом для проведения и завершения примирительной процедуры;

ü определения места и времени начала проведения примирительной процедуры.

Регламентом по проведению примирительной процедуры с участием посредника Коллегии посредников при ТПП РФ также предусматривается, что в ходе консультаций между сторонами заключается договор, в котором, в частности, устанавливаются размер, порядок уплаты и распределения между ними сборов и расходов в связи с проведением примирительной процедуры (ст. 4).

После завершения консультаций назначается день проведения примирительной процедуры, при этом учитывается возможность максимального участия в процедуре каждой стороны. Проведение примирительной процедуры начинается с проверки полномочий лиц, принимающих участие в урегулировании спора и достижении соглашения сторон. Медиатор представляется сторонам и сообщает об опыте своей профессиональной деятельности. Сторонам также разъясняются основные принципы проведения примирительной процедуры и роль медиатора в процедуре медиации, а также право сторон в любое время отказаться от продолжения примирительной процедуры. В ходе примирительной процедуры стороны излагают суть их спора и вносят предложения по его урегулированию. Медиатор дает возможность сторонам высказываться и формулировать предложения, которые, по их мнению, могут привести к урегулированию их спора. В ходе проведения примирительной процедуры медиатору необходимо выявить действительный интерес и намерения каждой из сторон. По окончании примирительных процедур сторонами заключается медиативное соглашение. Оно, согласно ч. 12 ст. 5 Регламента по проведению примирительной процедуры с участием посредника Коллегии посредников при ТПП РФ, заключается в письменной форме в трех экземплярах (если в споре участвуют две стороны), каждый из которых подписывается лицами, принимавшими участие в примирительной процедуре.

Схожие положения закреплены в регламентах коллегий посредников при торгово-промышленных палатах некоторых субъектов РФ. Однако необходимо заметить, что большинство локальных актов, регулирующих порядок проведения процедуры медиации, были приняты задолго до ФЗ О медиации. Соответственно, положения некоторых из них могут не соответствовать его нормам.

Повторимся, что правила проведения процедуры медиации, утвержденные организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, должны соответствовать ФЗ О медиации, в них должны быть указаны:

ü виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами; Под видами споров в ФЗ О медиации подразумеваются те конкретные категории споров, которые подлежат разрешению в соответствии с локальными актами конкретных организаций, обеспечивающих проведение процедуры медиации.

ü порядок выбора или назначения медиаторов; Конкретизация и развитие положений ст.9 ФЗ О медиации должны осуществляться как раз в правилах проведения процедуры медиации, утвержденных организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

ü порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации; ст.10 ФЗ О медиации + обязательное закрепление и конкретизацию в правилах проведения процедуры медиации

ü сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов, установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; Во внутренних документах организации должны быть указаны как федеральные, так и локальные акты, в соответствии с которыми ими осуществляется посредническая деятельность.

ü порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации. Также в локальных документах обязательно должен конкретизироваться порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации. Как уже неоднократно отмечалось, данные вопросы могут регулироваться регламентами о проведении примирительных процедур.

Часть 4 ст. 11 ФЗ О медиации закрепляет положение, что стороны могут наделить медиатора возможностью самостоятельного определения порядка проведения процедуры медиации, с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора.

Смысл данной нормы заключается в том, что зачастую конфликтующие стороны с трудом идут на контакт друг с другом и им трудно договориться даже о порядке прохождения примирительных процедур. В этом случае у них есть выбор – либо сослаться на уже закрепленный порядок проведения процедуры медиации, либо оставить за медиатором возможность определения ее порядка. Второй вариант порядка проведения примирительных процедур является более гибким, так как медиатор уже в процессе проведении медиации может учитывать все аспекты конкретного конфликта и сообразно им планировать дальнейшие действия по урегулированию разногласий сторон.

При этом, законодатель запрещает медиатору вносить предложения об урегулировании спора. Однако здесь же делается оговорка: "...если стороны не договорились об ином". Это означает, что законодатель оставляет сторонам возможность по своему волеизъявлению наделить медиатора правом предлагать свои варианты урегулирования спора. Это, соответственно, как одно из условий, должно быть закреплено в соглашении о проведении процедуры медиации. Если же такое условие в соглашении отсутствует, то медиатор не должен предлагать сторонам какие-либо варианты решения споров. Как считает Ц.А. Шамликашвили, «внесение предложений о разрешении спора медиатором противоречит сути медиации». Однако с этим утверждением некоторые авторы предлагают поспорить. Трактуя ст. 1 ФЗ, медиация – это урегулирование споров с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора, а следовательно, с согласия сторон медиатор может участвовать в поисках такого решения спора, которое удовлетворяло бы интересы обеих заинтересованных сторон, и это не будет противоречием общим принципам медиации.

Медиатор вправе встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами конфликта вместе, так и с каждой из них в отдельности. Данная норма направлена на оптимизацию разрешения конфликта. Это означает, что в зависимости от характера конфликта и готовности сторон к совместному его разрешению медиатор может проводить индивидуальные беседы с каждой стороной в отдельности. Их проведение позволяет медиатору выявить возможные точки соприкосновения сторон по спорному вопросу.

Например, если противоречия сторон имеют острый эмоциональный характер вплоть до того, что они не хотят встречаться друг с другом, индивидуальные встречи медиатора с каждой из сторон могут способствовать снятию у сторон сильной эмоциональной реакции друг на друга и переходу к совместным переговорам. Или же, как отмечают Ковальчук Л.В. и Салова Т.В., «если дискуссия между сторонами превращается в перепалку или стороны под разными предлогами уклоняются от конструктивного диалога, медиатор также может объявить сторонам о необходимости проведения индивидуальных встреч. К тому же во время их проведения могут быть выявлены новые обстоятельства, относящиеся к спорной ситуации, которые стороны не желают раскрывать в присутствии друг друга». В связи с этим индивидуальная беседа также может проводиться по просьбе любой из сторон. Данное положение также развивается и в локальных актах организаций, обеспечивающих проведение процедуры медиации.

Медиатору запрещается ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон. Данное положение является продолжением развития принципов равноправия и беспристрастности, закрепленных в Законе. Принцип равноправия заключается в предоставлении сторонам равных возможностей высказать свое мнение, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и других возможностей. Принцип беспристрастности заключается в объективном отношении медиатора ко всем спорящим сторонам. Следовательно, медиатор при разрешении конкретного спора должен соблюдать ст. 19 Конституции РФ, закрепляющую равенство всех перед законом. Он должен предоставлять спорящим сторонам равные возможности в равном объеме, при этом оставаясь нейтральным и беспристрастным.

Процедура медиации ограничена определенными в ФЗ О медиации сроками.

Общее положение о сроках в законе следующее: сроки проведения процедуры медиации определяются самими спорящими сторонами и закрепляются соглашением о проведении процедуры медиации. Данное закрепление необходимо, так как проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации, следовательно, и течение срока проведения примирительной процедуры начинается со дня подписания сторонами указанного соглашения.

В то же время законодатель закрепляет положение, что и медиатор, и спорящие стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение шестидесяти дней. Таким образом, по общему правилу продолжительность процедуры медиации не может превышать шестидесяти дней.

Однако ч.2 ст.13 ФЗ О медиации позволяет продление срока по взаимной договоренности сторон спора и согласие самого медиатора в следующих случаях:

– особая сложность разрешаемого спора;

– необходимость получения дополнительной информации;

– необходимость получения документов.

Продление возможно на определенный срок с учетом того, что весь срок медиации составляет 180 дней.

Таким образом, срок медиации не должен превышать ста восьмидесяти дней.

Но для проведения процедуры медиации по спорам, ранее переданным на разрешение суда, законодатель четко устанавливает предельный срок проведения, который не должен превышать шестидесяти дней.

Данная норма закрепляется и в процессуальном законодательстве. Федеральным законом от 27.07.2010 № 194-ФЗ были внесены соответствующие изменения в ГПК РФ и АПК РФ, а также в Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ. Так, согласно ст. 169 ГПК РФ суд может отложить разбирательство дела на срок, не превышающий шестидесяти дней, по ходатайству обеих сторон в случае принятия ими решения о проведении процедуры медиации. Схожая норма закрепляется и в ч. 7 ст. 158 АПК РФ. Это означает, что законодатель дает сторонам только шестьдесят дней, чтобы мирно урегулировать спор. На это время суд откладывает судебное разбирательство, о чем в обязательном порядке выноситься определение. Течение срока исковой давности при этом приостанавливается. По окончании указанного срока суд либо утверждает мировое соглашение – если стороны урегулировали спор и заключили медиативное соглашение, либо продолжает рассмотрение спора по существу – если сторонам так и не удалось достичь компромисса.

***






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.