Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дискуссия сторон






Основная цель данного этапа — выработать варианты предложений для урегулирования конфликта.

Медиатор на этой стадии должен решить несколько задач:

ü согласовать со сторонами вопросы для обсуждения;

ü определить порядок обсуждения вопросов;

ü помочь сторонам продуцировать предложения;

ü проверить выдвигаемые предложения на реалистичность;

ü уточнить, как стороны понимают предлагаемые варианты решения ситуации;

ü проверить, насколько выдвигаемые предложения соответствуют их интересам.

Как правило, обсуждение сторонами предложений по разрешению кон­фликта начинается с формулирования вопросов для обсуждения или по­вестки дня.

Повестка дня – это обобщенное резюме всех основных вопросов (тем, проблем), которые необходимо обсудить сторонам, чтобы спор был урегу­лирован. Формирование вопросов предстоящего обсуждения – непростое и ответственное дело. В перечень тем для обсуждения не должны включать­ся явно провозглашенные интересы сторон (этим медиация принципиально отличается от психологического консультирования, где основное внимание уделяется как раз мотивам тех или иных поступков и решений).

Например, если муж заявил, что собирается разводиться, то это его жела­ние не обсуждается, а в повестку дня включаются только вопросы, связанные с разделом имущества, взаимодействием с детьми и т. п.

Если медиатор эффективно проработал все вопросы в кокусе, то согла­сование повестки дня не займет много времени. Если же медиатор сталки­вается с сопротивлением сторон и длительным обсуждением того, что стоит, а что не стоит обсуждать, это говорит о том, что еще не все проблемы были в кокусе отработаны, и служит сигналом для повторного кокуса с каждой из сторон (всеми сторонами, если их больше двух).

Итак, вы пригласили снова стороны за общий стол переговоров. Чтобы продолжить разговор после кокуса, поблагодарите стороны за продуктив­ную работу на предшествующем этапе, зафиксируйте найденные точки сближения и обратитесь к сторонам с предложением сформулировать те вопросы, которые требуют разрешения на совместной сессии. Если же стороны не готовы сделать это сами, помогите им и повторите то, о чем вы договорились в кокусе, но не придумывайте ничего от себя.

Например, так: «Беседуя с каждым из вас, я услышал, что вы хотели бы изменить ваши взаимоотношения, сложившиеся на данный момент, Вы готовы обсудить основные правила вашего взаимодействия, и у есть предложения по урегулированию проблемы. Какие вопросы, на ваш взгляд, стоит сейчас обсудить?» или «По каким вопросам вы хотели сейчас поговорить?».

Вернемся к конфликту Марии Сергеевны (мама) и Александра (сын). В кокусе каждая из сторон говорила, что хотела бы восстановить взаи­моотношения и договориться о взаимодействии. Исходя из этого, вы как медиатор можете сказать: «Как я понял (а), вы бы хотели обсудить вопрос ваших взаимоотношений?» и получить их согласие. А затем назвать вторую тему для обсуждения: «...и договориться, например, о взаимодействии так, чтобы оно не вызывало недовольство у вас, Мария Сергеевна, и у вас, Александр» – и снова получить подтверждение – их согласие.

Далее, прежде чем перейти непосредственно к обсуждению предложений по урегулированию конфликта, необходимо согласовать и саму последова­тельность этих вопросов.

Например (обращаясь к сторонам): «Вы назвали (или подтвердили) две темы для вашего обсуждения. С какого вопроса вы хотели бы начать?».

Стороны сами скажут, какую тему они готовы сейчас обсуждать.

Важно только помнить, что при выработке вопросов (тем) переговоров выработка предложений еще не производится. Такой способ движения в переговорах позволяет снять возможные психологические противопос­тавления.

Можно отметить, что существует несколько методов составления вместе со сторонами вопросов обсуждения. Эти методы зависят от индивидуальных предпочтений медиатора или его стиля работы. Например, в результате работы сторон появилось два различных списка обсуждения, и стороны согласились, что все указанные вопросы имеют право быть обсужденными. Медиатор может попросить каждую из сторон определить последователь­ность обсуждения названных вопросов, затем предложить им согласовать очередность обсуждения.

Обычно последовательность действий медиатора такова:

ü оглашаются общие (совпадающие) пункты по предложенной сторо­нами повестке;

ü обсуждаются дополнительные пункты одной стороны и проверяются на реальность;

ü обсуждаются дополнительные пункты другой стороны и проверяются на реальность;

ü еще раз проверяется со сторонами согласованная повестка, коррек­тируются неточности и вносятся изменения и дополнения по насто­янию сторон;

ü согласуется со сторонами окончательная общая повестка перегово­ров.

В другом случае медиатор может взять на себя определение порядка рассмотрения вопросов, предлагая сторонам свой вариант. Такая активная позиция медиатора может рассматриваться как вмешательство в существо спора, но на практике такой метод себя зарекомендовал и дает хорошие результаты.

Что происходит в данном случае? Медиатор «видит», что есть вопросы, которые являются более простыми для обсуждения сторонами, и, в принци­пе, стороны во многом уже готовы к разрешению этого вопроса. Медиатор старается содействовать соглашению, которое «легко» достигнуть. Очень часто совместное решение по первому вопросу «ломает лед недоверия и вражды». Сам факт первичной договоренности, как показывает практика, может дать надежду сторонам, что не все так плохо и что можно договорить­ся по более сложным вопросам. В любом случае, после составления перечня вопросов для обсуждения (повестки дня) медиатор должен убедиться в том, что обе стороны утверждают ее в данной редакции и не желают в ней ничего изменить, убрать или добавить.

Только теперь медиатор организует выработку предложений. Успех работы на этом этапе во многом зависит от интеллектуальных возмож­ностей сторон. (Если хотя бы одна из сторон не способна к рациональному рассуждению, медиация никогда не приведет к успеху.) Выработка предло­жений первоначально происходит в кокусе, а затем может продолжаться на общей сессии.

Существует правило, взятое из практики: если стороны не просят представлять их предложения на общей сессии, то лучше, если они сами будут высказывать свои предложения.

Конечно же, на результативность процесса влияет и искусство медиа­тора, помогающего генерировать конструктивные идеи.

Исходя из повестки дня, согласованной сторонами, медиатор организует обсуждение каждого пункта, помогая сторонам генерировать предложения, проверяет предложения на реальность, помогает их редактировать.

Например, в рассматриваемой нами ситуации о взаимоотношениях Ма­рии Сергеевны и Александра могут быть высказаны такие предложения.

М. С.: Я бы хотела, чтобы ты (Александр) считался со мной и уважал меня.

А.: Я уважаю тебя. Я готов считаться с тобой, если и ты (мама) не будешь меня считать ребенком.

Недостаточно просто оставить данные высказывания на восприятие партнеров. Вы должны помочь им осознать, что именно каждый из них понимает под словами «уважать» и «считаться».

Мед.: Мария Сергеевна, а что бы вы хотели, чтобы делал ваш сын и вы бы чувство­вали уважение и понимали, что сын с вами считается?

М. С.: Я бы хотела, чтобы он предупреждал меня, когда к нему будут приходить друзья. А в те дни, когда у меня ночное дежурство, не приглашал друзей.

Мед.: (Обращается к Александру.) Вы могли бы делать то, что сейчас просит вайи мама? Как, по-вашему, это может происходить?

А.: Да, конечно. Прежде чем я приглашу друзей, я буду сообщать по телефону, заранее договариваться и т. п.

Мама, ты говорила, что хотела бы ближе познакомиться с моей подругой. Я готов познакомить тебя с ней, если ты не возражаешь.

Мед.: Александр, вы сказали, что хотели бы, чтобы мама считала вас взрослым. Что для вас будет подтверждением, что мама относится к вам как ко взрос­лому?

А.: Я бы хотел, чтобы мама не входила в комнату, когда я занимаюсь, доверяла мне и не упрекала за оценки в институте. Я же готов сам рассказывать о своих учебных делах. Я также готов, чтобы мы снова, как и раньше, ходили вместе в театр или на выставки, только надо это предварительно согласовывать.

Вы, будучи медиатором, должны проверять каждое предложение, на­сколько правильно оно понимается другой стороной и насколько оно реа­листично, чтобы у сторон не возникло иллюзий, что они договорились, а на самом деле они не совсем точно поняли друг друга. Поэтому на этой стадии медиации медиатор должен быть максимально «занудным» в уточнениях и все время спрашивать стороны, что они имеют в виду, когда что-то просят у другой стороны или когда что-то ей обещают. Такая процедура позволит сторонам увидеть, что часто они имеют в виду одно, а вторая сторона по­нимает эти слова по-другому, а если это так, то без прояснения, которое вы как медиатор делаете, обязательно возникнет в дальнейшем конфликт; так как они не поняли друг друга правильно.

А в заключение обсуждения предложений медиатор должен сделать резюме о том, как стороны договорились, чтобы они еще раз услышали и проверили, действительно ли именно это для них важно.

В ряде случаев логические аргументы и рациональные доводы, исполь­зуемые в процессе медиации, не приводят к выработке конструктивных предложений. Клиент может либо отрицательно реагировать на предлага­емые ему подходы к разрешению конфликта, либо, сначала выражая со­гласие, затем отказываться от них. На это стоит обращать особое внимание. Возможно, конфликт затрагивает настолько значимые личностные про­блемы данного человека, что он сам, не осознавая этого, включает мощные защитные механизмы. В таких случаях целесообразно предложить этому человеку обратиться к психологу-консультанту, а уже потом продолжить поиск выхода из конфликта.

Но если все-таки стороны смогли обсудить все возможные варианты предложений и нашли вариант, который их удовлетворяет; можно перехо­дить к следующей стадии – составлению соглашения.

Подготовка проекта соглашения (заключение соглашения)

Итак, вы проделали вместе со сторонами огромную работу и кажется, что все в порядке – стороны договорились. Часто начинающие медиаторы, почувствовав конец переговоров, ослабляют внимание, считая, что все уже сделано. Но «праздновать победу» еще рано. Все этапы медиации важны, но соглашение является тем моментом, когда будет подведен итог, т. е. фактом урегулирования конфликта. В этот момент медиатор должен быть предель­но внимателен ко всем нюансам высказываний сторон и тексту соглашения, чтобы не возникло потом постконфликта из-за неправильного понимания сторонами пунктов соглашения или последствий того, что будет происхо­дить при выполнении соглашения и что — если соглашение будет наруше­но. Стороны к этому моменту уже устали и тоже радуются, что им удалось «договориться», и становятся менее внимательными к происходящему.

А медиатор должен быть внимателен по-прежнему: активно слушать и все проверять на реальность и понимание.

Основная цель данного этапа – составить соглашение, которое стороны будут выполнять, т. е. соглашение, которое соответствует их интересам.

Главные задачи медиатора на этом этапе:

ü проверить еще раз, что выдвинутые предложения соответствуют интересам сторон;

ü добиться, чтобы текст соглашения был написан (или проговорен) четко, ясно и однозначно;

ü проверить, правильно ли стороны понимают, что будет происходить после того, как они уйдут с медиации;

ü проверить соглашение на реалистичность;

ü обсудить и включить санкции в случае невыполнения соглашения какой-либо из сторон.

Но вот предложения обсуждены, и стороны переходят к написанию соглашения. Именно здесь еще раз происходит проверка выдвинутых предложений на реальность, т. е. определяется возможность реализации предложения и окончательное редактирование письменного текста, устра­ивающего в равной степени обе стороны.

Например, констатируя факт взаимного уважения сторон в рассматри­ваемой нами ситуации, текст отдельных пунктов соглашения может быть таким:

Александр, прежде чем пригласить друзей домой, предупреждает Марию Сергеевну о времени их прихода.

Мария Сергеевна заранее, т. е. не менее чем за два дня до своего ноч­ного дежурства, сообщает Александру об этом.

Александр берет на себя обязательство мыть посуду, когда к нему приходят гости, до возвращения Марии Сергеевны после работы.

Мария Сергеевна, признавая сына взрослым, не входит в его комна­ту без стука. (Этот пункт соглашения трудно проверить во время медиа­ции, но можно обсудить, что может сделать Александр, если мама нарушит данную договоренность. Например, после такого случая он имеет право отказаться от похода в театр или мама дает дополнительные карманные деньги в размере 500 рублей.)

По крайней мере, вы заставите стороны задуматься о реалистичности выдвинутого предложения и возможности санкций в случае невыполнения.

Затем обсуждаются в целом меры, которые могут быть приняты каждой из сторон в случае нарушения соглашения.

Чтобы проверить, насколько понятно сторонам, что будет происходить в их взаимодействии, и насколько реалистична их договоренность, можно спросить, каким образом они это будут делать. Например, предупреждать утром или звонить по телефону или каждый вечер совместно обсуждать планы на следующий день или на неделю.

Из такого обсуждения сами стороны и медиатор могут понять, что наиболее эффективно для них делать это, к примеру, по вечерам за совмест­ным чаем. А если что-то возникло неожиданно и они предварительно не договаривались об этом, они могут согласовать все вопросы по телефону, но при этом каждый из них будет стараться учитывать интересы другого. Очевидно, что здесь остается поле для напряжения. Как определить, в какой мере учитывается интерес другого, почему обстоятельства возникли неожи­данно и т. п.? Но само по себе такое обсуждение предложений соглашения показывает сторонам степень возможной свободы в поведении и возможные варианты выхода из затруднений. А также позволяет поговорить о том, что, в конце концов, обо всем можно договориться, если не подозревать партнера в злонамеренном поведении.

Это достаточно трудная стадия. Если конфликтующие стороны доби­раются до нее, то, как правило, они находятся в состоянии творческого подъема, воодушевления, связанного со снятием напряжения и ощущением завершения конфликта. Стороны начинают спешить и могут «потерять реальность», так как стараются как можно скорее завершить медиацию. Повторим еще раз: медиатор должен быть уверен, что заключенное согла­шения удовлетворяет интересы сторон и будет выполняться, а для этого он постоянно проверяет у одной и у другой стороны формулировки будущего соглашения.

Например: «В такой формулировке это вас устраивает? Каким обра­зом это будет происходить? Вы уверены, что в такой формулировке вы сможете обеспечить выполнение этого пункта? Как вы понимаете, что при этом будет делать ваш партнер?».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.