Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа театральной реформы А.Р.Кугеля






 

Между тем сладкое вино наступившей свободы пьянило теат-

ральную общественность. Все бросились рьяно защищать свои кор-

поративные интересы. Правда, готовых программ переустройства

театрального дела не было, были, скорее, неопределенные прожек-

ты и мечтания, за одним-единственным исключением. Этим исключением явилась программная статья, опубликованная А.Р.Кугелем в первом же послереволюционном номере редактируемого им журнала " Театр и искусство".

В начале статьи он предлагал разрушить " понаставленные ро-

гатки", ущемляющие свободу театра. Революция, по мнению А.Р.Ку-

геля, должна принести театру:

" 1. Освобождение от всяких цензурных стеснений, заставляю-

щих либо трусливо прятать мысль, либо отказываться от изображе-

ния многих сторон жизни.(...) Театр должен получить свободу вы-

ражения мысли и чувств.

2. Театр должен быть освобожден от клерикальных и церков-

ных ограничений в отношении поста и канунов двунадесятых празд-

ников...

3. Театр должен получить определенную законом право и де-

еспособность и освободиться от системы разрешения полицейской

власти, решительно ни на чем не основанной и совершенно произ-

вольной. Необходима выработка особого театрально-административ-

ного кодекса и защита интересов театра, нарушенных действиями

администрации, путем судебного иска" 529 0.

Под этими словами могли подписаться многие деятели россий-

кого театрального искусства. Желание освободиться от вицмундир-

ных административных указаний объединяло их всех. Хотя некоторых могла насторожить не совсем понятная кугелевская новация в виде " театрально-административного кодекса". Истины ради следует также отметить некоторую передержку в первом пункте: изображение многих сторон русской жизни цензурой никак не воспрещалось. Поэтому, несмотря на широкий замах, перечисление запрещенных к показу на сценических подмостках тем вышло жидковатым: " Для театра были закрыты не только сатирические обличения несовершенств, например, духовенства или офицерской и судейской среды, но подчас и самый быт их представлял запретную область. (...) Не только евангельские сюжеты, но и малейшее касательство к библейским сказаниям являлись уже святотатственным покушением" 530 0.

Вроде бы все верно, хотя, с другой стороны, это еще как

считать - была ли, например, сентябрьская премьера в 1911 г.

" Живого трупа" в МХТ " обличением судейской среды", или ни авто-

ром, ни режиссерами такое обличение и не предполагалось? Если

судить по воспоминаниям современников, то А.Р.Кугель в своей

оценке существенно разошелся с остальными зрителями.

Обратимся теперь к рассмотрению той позитивной программы,

которую предлагал Александр Рафаилович. Учитывая значение пред

лагаемых им реформ, мы вынуждены привести его программу без

существенных купюр:

" С падением царской власти (и даже при возрождении ее в

ограниченной форме конституционной монархии) упраздняются императорские театры. Их место должны занять национальные театры, которых строй должен коренным образом отличаться не только по форме управления, но и по содержанию художественных задач от императорских.(...) Каждый театр должен иметь своего директора или управляющего, действующего совершенно самостоятельно и подчиненного министру изящных искусств.(...) Кроме театров государственных в тесном значении слова, следовало бы также установить смешанный тип театра, содержимого и руководимого известными театральными деятелями, по определенной и одобренной министром программе, но с субсидией от казны.

Артистам национальных театров придется забыть свое прежнее

положение изнеженных баловников и прихлебателей старого режима.

Народ потребует - и будет прав - чтобы труппы национальных

театров полными ансамблями гастролировали в народных театрах

провинции и столичных предместий, показывая небогатой народной

публике по дешевым ценам свое искусство и основной репертуар.

Из национального театра должна быть изгнана нынешняя бесс-

мысленная роскошь постановок, и ценою этой экономии улучшено

довольствие младших тружеников театра. В национальном театре

совершенно недопустимы развратные гонорары, платимые разным знаменитостям, и развратные цены на места с участием этих знаменитостей. (...)

Состав трупп национального театра должен быть подвергнут

радикальному пересмотру и обновлен не менее, чем на половину.

Найдутся (...) и такие частные театры или, по крайней мере, за-

родыши таких частных театров, которые было бы справедливо и по-

лезно превратить в национальные. Вместе с тем правительство но-

вой свободной России не может оставаться безучастным к вопросу

об устройстве народных домов и театров, которым должна принад-

лежать роль культурного центра в жизни русской деревни" 531 0.

При всей лаконичности, выдвинутая программа в достаточной

мере системна: в ней предусмотрены государственные театры, луч-

шие из которых получают статус национальных. Они финансируются государством, управляются по принципу единоначалия в театре,

осуществляемым директором (управляющим). Предусмотрены смешанные театры, получающие субсидии из казны, частные и сельские театры, народные дома.

Стоит, однако, отметить, что системность театрального про-

цесса у А.Р.Кугеля базируется на социалистических идеалах.

Это выразилось в фантастическом предложении проведения

гастролей " национальных театров полными ансамблями" в провин-

ции. Вообще, соблазн этой наивно-уравнительной социалистической

идеи столь велик, что в 1920 г. ее попытается реанимировать

П.М.Керженцев, правда, безуспешно, зато в 1930 г. она станет

составным элементом Постановления СНК РСФСР " Об улучшении театрального дела", в котором предусматривалась " переброска цент

ральных и областных театров на продолжительные сроки в промыш-

ленные районы и районы сплошной коллективизации", что и было

сделано.

Это нашло отражение и в его рассуждениях о " бессмысленной

роскоши постановок" и " недопустимости развратных гонораров" -

только при социализме принято считать деньги в чужом кармане:

не случайно, Н.Бердяев считал социализм идеологией зависти.

Это видно в идее, которая дважды проходит в тексте, как

нечто само собой разумеющееся - мы имеем в виду министерство

изящных искусств. Тогда становится понятным, что выражение " те-

атрально-административный кодекс" у А.Р.Кугеля - не случайное

словосочетание. Необходимость административного регулирования

условий деятельности художественных организаций требует органа

власти, осуществляющего эти функции - министерства.

Но если это так, тогда вполне логично, что " смешанные те-

атры", содержимые и руководимые известными театральными деяте-

лями, работают по программе, " определенной и одобренной" самим

министром.

Конечно, все это - нонсенс, и А.Р.Кугель очень быстро ос-

вободится от социалистических иллюзий. Но как пьянит голову да-

же трезвомыслящим людям " прыжок из царства необходимости в

царство свободы"! (К.Маркс).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.