Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и области (сферы) развития






Основными формами развития являются филоге­нез и онтогенез. Психическое развитие в филогенезе осуществляется путем становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

В ходе онтогенеза происходит формирование пси­хических структур в течение жизни данного индиви­да, иными словами, онтогенез — это процесс индиви­дуального развития человека. В последующем, гово­ря о развитии, мы будем подразумевать процесс индивидуального психического развития.

Области {сферы) психического развития указывают на то, что именно развивается. Многие недоразумения при определении механизма психического развития возникают из-за смешения различных областей психи­ческого развития человека. Ведь каждая из них каче­ственно отличается от другой. И если все они в своем развитии подчиняются общим принципам и закономер­ностям, то механизмы развития каждой будут различ­ными в силу собственного качественного своеобразия. Поэтому вслед за выделением областей психического развития следует определить и их носителей.

Можно выделить следующие области развития:

психофизическая, которая включает в себя внеш­ние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психо­динамика, психомоторика) изменения тела человека;

психосоциальная, предусматривающая измене­ния в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать па значение межличностных отношений для становления Я-концепции и самосо­знания личности;

когнитивная, включающая все аспекты позна­вательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

Качественное содержание выделенных областей указывает и на их носителей.

Филогенез — процесс становления психи­ческих структур в ходе биологической эволю­ции вида или социокультурной истории чело­вечества в целом.

Онтогенез — процесс индивидуального раз­вития человека.

Область (сфера) психического разви­тияпсихическое пространство, состоящее из элементов (носителей психического) опреде­ленного качества.

Психофизические свойства — свойства, характеризующие деятельность сенсорных (ощущение) и перцептивных (восприятие) си­стем человека.

Психосоциальные свойства — свойства, характеризующие деятельность эмоциональ­ной и личностной сферы человека.

Когнитивные свойствасвойства, ха­рактеризующие деятельность познаватель­ных процессов и способностей человека.

Я-концепцияцелостный образ собствен­ного Я человека, представляющий собой отно­сительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе.

Самосознание личности — совокупность представлений человека о самом себе (Я-кон-цепция) и отношение к ней (самооценка).

Индивид (человек как индивид)человек как единичное природное существо, представи­тель Homo sapiens, продукт филогенетическо­го и онтогенетического развития, носитель ин­дивидуально своеобразных, генетически обу­словленных черт.

Личность (человек как личность) — в отече­ственной психологии это: 1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носи­тель психосоциальных свойств человека; 2) сис­темное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

В зарубежной психологии личность, как пра­вило, определяется на основе частных эмпири­ческих представлений, развиваемых в рамках той или иной теории личности.

Субъект деятельности (человек как субъект деятельности)это индивид, лич­ность как источник познания (субъект позна­ния), общения (субъект общения) и преобразо­вания действительности (субъект труда).

Структура индивида является носителем психофизи­ческих свойств человека. Носителем психосоциальных: свойств является личность, а когнитивныхсубъект деятельности. О возможности подобной «увязки» сви­детельствуют данные о составе этих макрообразований в структуре человека (Ананьев Б. Г., 1969).

По мнению Б. Г. Ананьева, индивид является носи­телем биологического, поскольку человек как индивид представляет собой совокупность природных, генети­чески обусловленных свойств, развитие которых осу­ществляется в ходе онтогенеза. В структуре индивида Б. Г. Ананьев выделял два класса свойств: первичные — возрастно-половые и индивидуально-тинические (общесоматические, конституциональные, нейроди-

намические и билатеральные особенности), и вторич­ные — психофизиологические функции (сенсорные, мнемические, вербально-логичсские и др.) и органи­ческие потребности), результаты взаимодействия ко­торых представлены в темпераменте и задатках.

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972)

Выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Ин­ституте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. В 1968-1972 гг. был деканом факультета психо­логии ЛГУ. Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, пси­хологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о че­ловеке.

Личность, по мнению Б. Г. Ананьева — это не весь человек, а его социальное качество, его психосоциаль­ное свойство. Исходными характеристиками являют­ся статус, роли, внутренняя позиция личности, цен­ностные ориентации, которые всегда следует рассмат-

ривать в рамках конкретной социальной ситуации развития личности. Эти параметры определяют осо­бенности сферы потребностей и мотиваций челове­ка. Из всего взаимодействия свойств личности скла­дывается характер (Ананьев Б. Г., 1977, с. 371).

Свойства индивида и личности интегрированы в структуре субъекта, что и обусловливает его готов­ность и способность к осуществлению практической и теоретической (интеллектуальной) деятельности. Иными словами, структура субъекта — это структу­ра потенциалов, способностей человека. Центральное место в структуре свойств субъекта занимает интел­лект, понимаемый Б. Г. Ананьевым как «многоуров­невая организация познавательных сил, охватываю­щая психофизиологические процессы, состояния и свойства личности» и тесно связанная с «нейродина-мическими, вегетативными и метаболическими ха­рактеристиками человека».

Таким образом, изучая процессы развития психо­физических (биологических) свойств, мы раскрыва­ем динамику развития человека как индивида; о ди­намике развития человека как личности мы судим, исследуя процессы развития психосоциальных свойств, а оценивая степень развития умственных и других способностей человека, мы получаем пред­ставление о ходе развития человека как субъекта де­ятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.