Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели психического развития. Итоги






Краткий анализ работ отечественных и зарубеж­ных ученых позволяет сформулировать представле­ние об общей цели психического развития человека.

Среди зарубежных исследователей идеи целесооб­разного развития человека высказывались давно.

Например, вся этика Аристотеля строилась как на­ука о человеке, цель жизни которого состоит в станов­лении свободного, разумного и активного субъекта.

Спиноза полагал, что цель человека в том, чтобы стать тем, чем ты являешься потенциально. Цель или, как выражался Спиноза, добродетель — это «развер­тывание специфических возможностей каждого орга­низма; для человека это состояние, в котором он наи­более человечен» (Спиноза Б., 1932).

В последующем аналогичные идеи высказывал Дж. Дьюи. Согласно ему, цель человеческой жизни заключается «в росте и развитии человека в грани­цах его природы и жизнеустройства» (Цит. по Фром­му Э., 1992, с. 35).

Среди современных зарубежных психологов идею целевой обусловленности развития психики активно разрабатывал Э. Фромм. Нельзя понять человеческую личность, говорил Фромм, «если мы не рассматрива­ем человека во всей целостности, включая... вопрос о смысле его существования» (Фромм Э., 1992, с. 14).

В библейской истории Адама и Евы последние ста­ли собственно людьми, вкусив от древа познания доб­ра и зла. Но, вкусив плод, они освободились от жест­ких связей с матерью-природой. Выйдя из нее, люди оказались перед ее лицом и противопоставленными ей, осознав при этом и свою отдельность, и, кроме того, свое различие.

Единственно адекватным ответом на проблему че­ловеческого существования, по Э. Фромму, является любовь как особая форма человеческих отношений, позволяющая человеку обрести подлинное «Я». Эту точку зрения он отразил в книге «Искусство любви» (1964), где также высказал идею о том, что путь к оздоровлению современного общества лежит через мо­ральное обновление и духовное очищение человека.

«Социальная история человека началась с того, что он вырос из состояния единства с природой, осознав себя как существо, отдельное от окружающего мира и от других людей. Процесс растущего обособления индивида от первоначальных связей мы можем на­звать... " индивидуализацией"...» (Фромм Э., 1995, с. 30). Уточняя содержание индивидуализации челове­ка, Э. Фромм пишет, что «это процесс усиления и раз­вития сто личности, его собственного " Я"» (Фромм Э., 1995, с. 35).

Индивидуальность — «глубина личнос­ти» — предстает как результат единства и

согласованного взаимодействия индивидных, личностных и субъектных свойств человека.

Фромм Эрих П. (1900-1980)

Немецко-американский психологи философ, один из представителей неофрейдизма. Основ­ную проблему человечества усматривал в суще­ствующем противоречии человеческого бытия, которое состоит в нарушении естественной, гар­моничной связи человека с природой и на этой основе с другими людьми и самим собой. Раз­работал психотерапевтическую методику гумани­стического психоанализа, которая призвана гар­монизировать взаимоотношения между челове­ком, природой и обществом.

Подытоживая обзор взглядов зарубежных иссле­дователей на содержание целей развития человека, можно сказать, что, во-первых, они признают нали­чие цели, определяющей процесс психического раз­вития человека, а во-вторых, считают этой целью мак­симально полное осознание человеком своих потен­циальных возможностей, осознание им своего «Я».

Отечественные психологи высказывали подобные идеи, но не столь явно. «В ходе психического разви­тия, — писал С. Л. Рубинштейн, — индивид все более выделяет себя из действительности и все более свя­зывается с ней... Переходя ко все более высоким фор­мам отражения от сенсорной дифференцировки энер­гии какого-нибудь внешнего раздражителя к воспри­ятию предмета или ситуации и от него к мышлению, познающему бытие в его связях и взаимоотношени­ях, индивид все более выделяется из ближайшего окружения и все глубже связывается со все более ши­рокой сферой действительности» (Рубинштейн С. А., 1940, с. 77).

Сходные идеи высказывал и Б. Г. Ананьев: «Общим эффектом... интеграции всех свойств человека как ин­дивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией этих свойств и их саморегуляцией. Самосознание и " Я" — ядро личности с определенной взаимосвязью опреде­ленных тенденций, генетически связанных с личнос­тью, и потенций, генетически связанных с субъектом деятельности, характер и талант человека с их непо­вторимостью — все это самые поздние продукты раз­вития человека» (Ананьев Б. Г., 1977, с. 274).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.