Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семья как субъект культурной политики






Единицей социального измерения общества принято считать индивида. Но это не бесспорная точка зрения. У нее нет основания претендовать на непререкаемую истину.

Индивид смертен. Он одинок и потому не оставляет потомства. У него нет продолжения, нет будущего.

Между тем, одиночество становится модой. Английское слово single означает единственный, отдельный. Появилось целое поколение синглов – молодых людей с неплохими доходами, комфортным жильем, осознанно выбирающих одиночество.

Синглизация общества – тревожный знак эпохи. Это новый феномен внесемейного сознания, мышления, поведения, моды. Люди не испытывают потребности в семейных связях и от того нисколько не страдают. Главная ценность жизни сингла – ни от кого не зависеть, ходить в ресторан с друзьями, отдаваться шопингу, заниматься спортом, не иметь постоянных привязанностей, менять сексуальных партнеров (женщины обзаводятся бойфрендами) и возвращаться в свою пустую квартиру. " Я сам" – вот девиз героя нового времени, мутанта индустриального века.

Они не боятся разбить себе сердце, потому что ни к кому не привязываются. Они не волнуются о детях, потому что не имеют их. Они не знают, что такое кухонные ссоры, потому что ссориться им не с кем. " И жена не уйдет к другому, если у вас нет жены" …

Синглы выгодны работодателям. Сингл в любой момент готов ехать в командировку, работать сверхурочно – дома никто огорчаться не будет.

Одиночество не просто становится приемлемым стилем жизни, оно фетишизируется. Глянцевые журналы ориентированы на одиноких людей, это просто библии одиночек с кричащими заголовками: " Секс на раз", " Каждую неделю – по девушке", " Секс в большом городе" и т.д.

Разновидность синглов – яппи. Яппи – то есть young professional молодой профессионал. Термин придумал и напечатал в своей книге " Do it" – " Сделай это! " в 60-у годы американский автор Джерри Рубин.

Яппи - молодые люди, как правило, с высшим образованием, получают не менее $2 тысяч в месяц, являются незаменимыми специалистами в своей сфере, работают пять дней в неделю, а на шестой – ходят по клубам, тусуются, занимаются сексом. У большинства яппи нет постоянного партнера. Нет детей. Они декларируют один вид любви – к себе, любимому.

Главное отличие яппи от сограждан – мобильность. То есть легкость, с которой яппи меняют работу, окружение, партнеров, страну проживания. Всем своим образом жизни яппи разъедают сознание ценности законного брака.

Те " передовые" тенденции, которые сейчас наблюдаются напоминают возрождение раннего этапа существования человеческого общества. Известно, что в рамках родоплеменных отношений семьи не существовало. Отношения людей строились по принципу полигамии, то есть свободного выбора и беспорядочной смены половых партнеров.

Впрочем, яппи перестают быть яппи, когда обзаводятся семьей. Семейные яппи вливаются в средний класс и живут как все.

Тенденцию к одиночеству уловили чуткие производители. В Японии создана говорящая кукла. Ее назвали Примопуэль. Примопуэжль – комбинация из двух слов – латинского " первый" и итальянского " мальчик". У него голос пятилетнего ребенка. Приходит усталый человек с работы и слышит: " У тебя все хорошо", или " обними меня". И все заботы и трудности куда-то исчезают. В куклу вмонтированы часы. Когда долго к Примопуэлю никто не подходит, он говорит: " Давай поиграем".

" Родители" куклы утверждают, что их " дите" обладает индивидуальностью, может рассердиться, капризничать и даже подхватить насморк. В общем, глаз да глаз нужен за ребенком.

Игрушку изобретали для одиноких женщин, которым за двадцать и старше – в качестве партнера на тот момент, когда на душе кошки скребут.

Но, как оказалось, с ними охотно водятся и бабушки, и одинокие мужчины всех возрастов.

Оценка нового явления всегда неоднозначна.

С одной стороны, милое, симпатичное, безобидное хобби пенсионеров. С другой стороны, подмена живых детей, внуков синтетическими, виртуальными малышами – разве не показатель психического расстройства, какого-то нового, неведомого массового заболевания, социальной патологии, глобального суицида.

И тогда возникает извечный вопрос о средствах лечения социальной болезни.

Индивидуализации (синглизации, япизации) общества может противостоять только семья. Семья и только семья способна избавить общество от опасного недуга.

Но и понятие " семья" сегодня исковеркано до неузнаваемости.

Семью часто сводят к браку. Брак тоже не стоит на месте. Традиционное понимание брака как санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению к друг другу и к детям, в самое время отправить в лавку древностей. В мире легализуются однополые браки. Впервые гомосексуалистам разрешили жениться в Голландии, затем однополую любовь узаконили Бельгия и Канада и, наконец, Испания.

Но даже если браку вернуть древний разнополовый статус, - он все равно не составит фундамента семьи. Потому что брак может быть и осознанно бездетным. Супружество ради супружества, принципиально бездетное, есть сожительство, а не брак и не семья. Не брак является основой семьи, а семья превращает гетерогенные отношения (отношения противоположных полов) в супружеские, подчиненные отношения отцовства-материнства. Брак (супружество) – легитимное (законное) признание тех отношений, которые сопровождаются рождением детей. Браку надо вернуть статус святости и таинства.

В точном смысле слова семья – общность людей, связанная триедиными узами отношений: супружества – родительства - родства. Для общности, где отсутствует одно или два из названных отношений социологи используют термин семейная группа. Семейные группы иногда называют альтернативными формами семьи.

Специфика семьи состоит в направленности образа жизни ее членов на семейность, домовитость.

Есть тип человека, для которого бессемейность и бездомность является исключительным признаком. Круг людей Серебряного века, к примеру, нес на себе это проклятие. Не слишком утомляли себя семьей западники. Культ семьи был в программных установках только славянофилов. Они и в жизни сумели утвердить себя большими дружными семьями.

Понятия " дом" нет ни в одной педагогической энциклопедии. Между тем, дом должен стать ведущей педагогической категорией. Отечество для человека начинается с дома. Дом есть начало начал, та первичная воспитательная среда, которая с пеленок (а по некоторым исследованиям, еще и до рождения ребенка) закладывает в человека фундаментальные нравственные понятия. Во многих " дворянских гнездах" искусство создания гармонии, воспитательного климата было доведено до совершенства. С гениальной проницательностью Пушкин назвал любовь к родному пепелищу (старинное обозначение дома) дивно близким национальным чувством. Семья, конечно же, должна стать одним из компонентов национальной идеи. Семейность, домовитость – важнейшие показатели уровня культуры.

Природа семьи двойственна. Это и сфера частной жизни, частных интересов и социальный институт, воплощающий по отношению к обществу жизненно важные функции. Это и дает основание говорить о семье как субъекте социально-культурной политики, рассматривать семью, а не индивида как исходный элемент общества, своеобразный его социальный атом.

Для этого есть немало оснований:

1. Семья осуществляет воспроизводство населения. Производство людей такой же двигатель социальных перемен, как и производство вещей.

Производя людей, семья продлевает свою жизнь в жизни следующего поколения и в этом смысле бессмертна в отличие от жизненной обреченности индивидуалиста-одиночки.

Современное общество предоставляет возможность родителям добиться профессиональных успехов. Именно поэтому отцовство и главным образом материнство должно стать общественно необходимой и престижной профессией, а многодетная семья – не только осознанно необходимым, но и желанным фактом жизни, новым ее качеством в третьем тысячелетии.

2. Семья не только физически, но и духовно творит человека и ответственна за него. Она вводит детей в окружающий мир культуры, осуществляет их социализацию, закладывает определенную систему культурных координат, морально-этических норм и понятий.

Критерии родителей в области воспитания нередко не совпадают с принятыми в обществе. Изъятие детей из семьи на предмет их общественного воспитания, означает крах семьи.(В истории России, в бывшем СССР были такие теории и типы учреждений: Лицей, Смольный институт, учреждения военизированного характера).

Противостояние личности и общества, их противоречивость делает гармонизацию интересов в сфере воспитания сложной проблемой. И это лишний раз убеждает в грустной истине: семья – страдательное начало. Она несет в себе груз всех противоречий в обществе

Искусство семейной политики состоит в том, чтобы найти решений без нанесения ущерба личности, семье, обществу.

3. Семья – независимый от государства институт. Тоталитарные режимы знают, что пока не будет покорена семья, власть не будет окончательной. Поэтому всякий тоталитарный режим ведет наступление на семью.

В определенных условиях семья может играть по отношению к государству роль диссиденствующего института, уникальной формы контроля над государством.

В настоящее время семья способствует формированию гражданского общества.

4. Принято считать, что демократия (то есть власть большинства) не лучшее политическое устройство общества. Но ничего лучшего человечество не изобрело.

Изобрело! В недрах семьи выращен иной тип отношений, где родительская забота о детях, граничащая с жертвенностью, сочетается с ответным самоограничением детей во имя интересов семьи.

К складывающимся таким образом отношениям не может быть применим политический смысл демократии как доминирования большинства.

Государству, безжалостно " кидающему" своих детей, решающему свои проблемы через давление агрессивного и послушного большинства, надо пройти школу воспитания у семьи.

5. Коренной вопрос семьи как субъекта социально-культурной деятельности – формирование модели семьи, привлекательной для нее самой, поддержанной общественным мнением и отвечающей коренным государственным интересам.

Фамилистическая (семейная) политика государства должна быть положена в основу всех остальных " политик". Государственным деятелям (президенту, правительству, губернаторам) надо привыкать отчитываться за свою деятельность перед обществом показателями роста населения, умножением народа (а не только его сбережениями), сокращением разводов и увеличением многодетных семей. Надо учиться фамилистическому измерению общества. В недрах семьи должно вырасти убеждение, что многодетная большая полная семья – не осознанная государственная необходимость, а желанное комфортное состояние.

Многодетная семья должна стать не только выгодной, престижной, но и модной. Должно быть модно гулять с тремя детьми, ходить с разновозрастными детьми в театр. Должно быть модно хвастаться количеством детей. Многодетная – значит богатая семья. В детях измеряется богатство.

Ребенку нужны два родителя, бабушка, дедушка. Он должен жить в вариативном поле.

Нужна модель многодетной полной семьи.

6. Семейная стабильность закладывает основы общественной устойчивости. Какова семья – маленькое социальное чудо – таково и общество. Поэтому семья не только объект, но и субъект социально-культурной политики государства. Семья как субъект социально-культурной политики изменяет весь строй современной цивилизации, по существу антисемейной, враждебной семье и личности, превращает нацию в семьецентристскую державу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.