Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психокоррекция






1.Психолого-педагогическая коррекция: цели, задачи, основные принципы.

Понятие психологического здоровья, психокоррекции.

Психологическое здоровье - динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи.

Термин «коррекция» буквально означает «исправление».

Психокоррекция – система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психологическая помощь психически здоровым людям разных возрастов в трудной, критической ситуации.

Дифференциация терминов: психотерапия, психологическое консультирование, психокоррекция:

Итак, что является сферой воздействия?

В психотерапии – это психическое здоровье людей,

в психологическом консультировании и коррекции – психологическое здоровье, т.е. психологические аспекты психического здоровья.

Кто осуществляет воздействие?

В психотерапии – врач-психотерапевт или психолог с соответствующей подготовкой,

в психологическом консультировании и коррекции – психолог, психолог-педагог, социальный работник.

С кем осуществляется работа?

В психотерапии – с больными людьми,

в психологическом консультировании и коррекции – со здоровыми, испытывающими трудности разрешения той или иной критической ситуации.

Психотерапия может проводиться как по желанию клиентов, так и в отдельных случаях по просьбе их родственников, и применима к людям разного возраста.

Говорить же о коррекции возможно, только применительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста, когда работа проводится в основном по внешнему запросу (родителей или педагогов).

Начиная с психологической поддержки подростков, которые уже сами определяют запрос психологической помощи, необходимо употреблять термин психологическое консультирование.

Цели и задачи психокоррекционной работы

Психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии.

Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

· Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.

· В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

· Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии).

· Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.

Задачи психокоррекции детей и подростков:

1. Всестороннее психолого-педагогическое изучение личности ребенка, подростка, особенностей его эмоционального реагирования, уровня мотивации, школьной и социальной зрелости и т.д.

2. Выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих ребенка, нарушающих его психологическое развитие.

3.Помощь в разрешении психотравмирующих ситуаций, в формировании продуктивных взаимоотношений с окружающими, в повышении социального статуса, в развитии социальной компетентности

Виды психокоррекции: по характеру направленности, по содержанию, по форме работы с клиентом, по наличию программ, по характеру управления корригирующими воздействиями, по продолжительности, по масштабу решаемых задач.

По характеру направленности

А) Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Б) Каузальная (причинная) коррекция направлена на причины и источники отклонений. Более длительна по времени, требует значительных усилий, более эффективна.

По содержанию

· познавательной сферы

· личности

· аффективно-волевой сферы

· поведенческих аспектов

· межличностных отношений

· внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных)

· детско-родительских отношений

По форме работы с клиентом

· Индивидуальная Групповая

А) В закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.)

Б) В открытой группе для клиентов со сходными проблемами

В) Смешанная форма (индивидуально-групповая)

По наличию программ

· Программированная Импровизированная

По характеру управления корригирующими воздействиями

· Директивная Недирективная

По продолжительности

А) Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных проблем.

Б) Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

В) Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания – личностное содержание проблемы. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.

Г) Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.

По масштабу решаемых задач

А) Общая коррекция – мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, оптимизирующие процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Б) Частная коррекция – набор психолого-педагогических воздействий, адаптированные для возраста психокоррекционные приемы и методики. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.

В) Специальная психокоррекция – комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций. Специальная коррекция, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоничное развитие, социализацию личности.

Основными принципами психокоррекционной работы являются следующие:

Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.