Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительные особенности рисунков






Стирание и исправление линий — тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; эмоциональная напряженность; тревожность, неуверенность в себе; иногда пер­фекционизм.

Штриховка рисунка простым каранда­шом— тревожность как личностная черта; тревога как состояние на момент обследования; иногда художественный прием у людей, обучающихся или обучав­шихся рисованию (в этих случаях не ин­терпретируется];

• размашистая штриховка, местами вы­ходящая за контур рисунка— острая тревога; импульсивность (с шес­тилетнего Возраста);

• особо тщательная штриховка — тревожность, неуверенность в себе; ригидность; иногда перфекционизм;

• штриховка с сильным нажимом: зачернение всего рисунка или его части— эмоциональная напряженность; острая тревога; иногда пограничное или психотическое состояние.

• Отклонение от вертикали — органическое поражение мозга; (ощущение своей психологической неустойчивости, плохой приспособленно­сти к жизни или неустойчивого невроти­ческого состояния; нарушения умственно­го развития (с пятилетнего возраста).

• Нарушения симметрии - органичес­кое поражение мозга; импульсивность; иногда негативизм; острое состояние (с пятилетнего возраста).

• Двигательные персеверации — органическое поражение мозга; иногда психическое заболевание; интеллекту­альное нарушение (с четырехлетнего возраста).

• Распад формы, неопределенный, часто незамкнутый контур— интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; погра­ничное невротическое состояние; психи­ческое заболевание (с пятилетнего возраста).

• Не относящиеся к основному сюжету линии и штрихи, заполняющие весь лист — импульсивность, ос­трая тревога; пограничное невротичес­кое состояние; иногда психотическое возбуждение (с четырехлетнего воз­раста).

• Грубое искажение формы и/или про­порций - интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; негативизм; сниженная конформность, нарушения социализации; погра­ничное невротическое состояние; психи­ческое заболевание (с пятилетнего возраста).

РИСУНОК СЕМЬИ

Отсутствие

себя — чувство своей от­верженности в семье;

другого члена семьи — его малая значимость для ребенка; конфликт; негативное (амбивалентное) отношение.

Наличие членов семьи, отсутствующих в реальности — восприятие сво­ей семьи как недостаточной, ущербной.

Включение домашних животных недостаток общения, потребность в эмо­циональном тепле.

Отношения «выше — ниже» (по росту или местоположению) — отношения доминирования, подчинения.

Особо мелкое изображение себя — подавлен­ность или заброшенность; гиперопека; родителя — представле­ние о его малой значимости в семье; братаили сестры — конкурентные отношения.

Особо крупное изображение себя — претензия на главенствую­щую роль в семье;

родителя — представление о его большой зна­чимости в семье;

брата или сестры — представление о е го (ее) доминирующей роли в семье, рев­ность.

Обращенность членов семьи друг к другу, пространственная близость, контакт рук — тесные эмоциональные кон­такты в семье.

Сверхплотное расположение фигур — сверхтесные связи в семье; потребность в эмоциональной близости.

Удаленность всех членов семьи друг от друга — разобщенность членов семьи, сла­бость эмоциональных контактов между ними;

одного из членов семьи от других — его слабая связь с остальными; себя от остальных - ощущение своей изолированности в семье.

Расположение детей и взрослых от­дельными группами — ослабленность эмоциональных связей между деть­ми и родителями.

Изолированность изображения семьи от остального про­странства листа — замкнутая жизнь семьи, ее изолированность от со­циального окружения; всех членов семьи друг от друга: раз­деление линиями, расположение в раз­ных комнатах — серьезное наруше­ние внутрисемейных контактов; одного из членов семьи: отделение ли­нией, расположение в другой комнате — конфликтные отношения с этим

членом семьи; его очень высокая изоли­рованность в семье;

· себя — ощущение своей отверженнос­ти в семье.

· Поза и выражение лица члена семьи, детали — интерпретируются, как и в «Ри­сунке человека», применительно к вос­приятию ребенком этого члена семьи.

· Изображение члена семьи со спины или в профиль, отвернувшимся от осталь­ных— конфликтные отноше­ния с этим членом семьи;

· Изображение себя, отвернувшимся от остальных — конфликтное отношение к семье в целом; чувство своей отвергнутости другими членами семьи.

· Небрежное или схематическое изоб­ражение в сравнении с «Рисунком чело­века»

· всех членов семьи или большинства из них (148) — отсутствие эмоциональной привязанности к семье; конфликтное от­ношение;

· одного из членов семьи — отрицатель­ное или конфликтное отношение к этому члену семьи;

· себя — ощущение своей малой зна­чимости в семье, отверженности.

Штриховка, штриховые или множе­ственные линии, стирания, исправления, повышенный нажим (в сравнении с «Рисунком человека») при изображении

· всех членов семьи или большинства из них (153, 163) — напряженная эмоцио­нальная атмосфера в семье;

· одного из членов семьи — напряженное, конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену семьи;

· себя — неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье.

· Агрессивная символика: кулак, подня­тая крупная ладонь, острые ногти, оружие или острое орудие в руках — агрессивное поведение данного члена семьи.

· зубы — вербальная агрес­сия данного члена семьи.

Большое количество предметов: мебе­ли, вещей — недостаточность эмоцио­нального общения в семье.

 

 

Тема 2. Психологическая готовность к обучению в школе

КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ

1. Характеристика личностной готовности.

2. Характеристика интеллектуальной готовности.

3. Характеристика волевой готовности.

 

Терминологический тезаурус: волевая готовность, интеллектуальная готовность, личностная готовность, психологическая готовность к школе, «школьная зрелость».

Задание. Определить уровень психологической готовности детей к школе по методике школьной зрелости А.Керна, используя детские рисунки.

Цель. Установление степень умственной зрелости ребенка для определения готовности поступления в школу.

Оснащение. Методика школьной зрелости А.Керна (Лабораторный практикум № 2), детские рисунки.

Контрольные вопросы:

1. Какова сущность психологической готовности к школе?

2. Какова роль личностной готовности в успешность обучения в школе?

3. Что включает в себя определение понятия «школьная зрелость»?

4. В чем заключается волевая готовность к школе?

5. Как определить интеллектуальную готовность к школьному обучению?

Литература:

1. Гарбузов В.И. Готовность детей к школе. – М., 1992.

2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1997.

3. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 2003.

4. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. - М., 2002.

5. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Тесты для подготовки ребенка к школе. – М., 2001.

6. Добсон Д. Непослушный ребенок. – М., 1992

7. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.

8. Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. – С.-Пб., 1998

9. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу. – Ярославль.2001.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.