Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивное развитие. Внимание и память ребенка в начале дошкольного возраста являются в основном ситуативными и непосредственными






Внимание и память ребенка в начале дошкольного возраста являются в основном ситуативными и непосредственными. По мере овладения ребенком своим поведением они становятся все более избирательными. Например, старший дошкольник во время игры казаки-разбойники обращает внимание на едва различимые стрелки, поскольку они важны для игры. Он может запомнить длинный перечень «покупок» при игре в магазин, тогда как трехлетний малыш запоминает то, что чаще видел или слышал, а отнюдь не то, что «захотел» запомнить.

Развитие речи и мышления становится ядром когнитивного развития дошкольника. В работе, посвященной развитию речи и мышления ребенка, Ж. Пиаже выделил две большие группы, на ко­торые можно разбить все высказывания ребенка: социализирован­ную речь и эгоцентрическую. В социализированную входят:

- адаптированная информация — высказывания, с помощью ко­торых ребенок влияет на поведение другого, высказывания в диало­ге, которые доводятся до сознания собеседника (их бывает чуть больше 10% из всей речи ребенка);

- критика и насмешка - «правильно-неправильно», «у тебя хуже, а у меня лучше» и т.п.;

- приказания, просьбы, угрозы;

- вопросы и ответы.

Эгоцентрическую речь, которая составляет до половины всех высказываний в описанной ситуации у детей пяти-шести лет, Пиа­же разделил на три вида:

- повторение, или эхолалия: ребенку доставляет удовольствие просто повторять только что услышанные слова, он откликается как эхо;

- монолог сопровождает действия ребенка, ребенок как бы «объявляет сам себе, за что он берется», эта речь нередко принима­ет форму команд вещам и игрушкам;

- коллективный монолог — ребенок опять же ни к кому не об­ращается, но говорит о себе перед другими с иллюзией, что его слушают.

В эгоцентрической речи ребенок говорит так, «как если бы он громко думал для себя» (Ж. Пиаже).

В среднем дошкольном возрасте коэффициент эгоцентрической речи, т.е. отношение эгоцентрических высказываний ко всем выс­казываниям ребенка, составляет почти 50%. К семи-восьмилетнему возрасту этот коэффициент резко уменьшается, в чем Пиаже видит возрастание социализированности как речи, так и мышления ребен­ка. Видимо, невольно подчиняясь господствовавшей в то время пси­хоаналитической концепции, он считал мышление ребенка раннего возраста аутичным, т.е. целиком подчиняющимся потребностям, а мышление взрослого человека социализированным, так как, даже размышляя в одиночестве, взрослый всегда старается размышлять объективно, принимая во внимание и законы логики, и точки зрения Других людей. Ж. Пиаже полагал, что взрослый думает социализированно, даже когда он один, а ребенок младше семи лет мыслит и говорит эгоцентрически, даже когда он в обществе.

Особенности эгоцентрической речи, по Ж. Пиаже:

1) эгоцентрическая логика более интуитивна, скорее синкретична, чем дедуктивна, рассуждения ее не явно выражены. Суждение перескакивает с первых предпосылок прямо к выводам, минуя промежуточные этапы;

2) она мало останавливается на доказатель­ствах и даже на контроле предложений;

3) она пользуется личными схемами аналогии, воспоминаниями о предшествующих рассуждениях, которые оказывают смутное влияние на направление последующих рассуждений;

4) зрительные схемы играют также большую роль, даже замещают доказательство и служат опорой дедукции;

5) личные суждения, оценки куда больше влияют на эгоцентрическую мысль, чем на мысль коммуникабельную.

Другой взгляд на роль и место эгоцентрической речи в развитии мышления у Л.С. Выготского. Он считал, что эгоцентрическая речь есть не что иное, как внутренняя речь вслух. При этом внутренняя речь составляет основу мышления как ребенка, так и взрослого. От сюда падение коэффициента эгоцентризма в речи вызывается не тем, что эгоцентрическая речь превратилась в социальную, а тем, что она превратилась во внутреннюю. Трудность же объяснений и пересказов для дошкольников заключается в недостаточной разграниченности внешнего и внутреннего, того, что он видит, и того, о чем он думает, поэтому и планирование своих действий он осуществляет вслух, плане громкой речи, но внутренней по своей функции.

Эгоцентризм как неспособность ребенка принять относительность своей точки зрения до сих пор считается достаточно xapaктерной чертой когнитивной сферы ребенка дошкольного возраст! как и другие, выявленные Ж. Пиаже: анимизм — одушевление предметов и явлений природы; финализм — объяснение причин категорией цели, артифициализм — «так сделано человеком или Богом»; реализм — отождествление психического и физического, идеального и материального. «Ребенок четырех — шести лет не только «одушевляет» природу (анимизм), но и «овеществляет» психику (реализм)» (Е.В. Субботский).

Синкретичность детского рассуждения, т.е. нечувствительность мысли ребенка к противоречиям в силу ее связи с эмоциями, встречается и после дошкольного возраста.

Известные феномены Пиаже, или феномены несохранения, есть проявления господства восприятия над мышлением ребенка, доминирования целостности над аналитичностью. Например, ребенок правильно оценивает одинаковые шарики из пластилина как pавные. На его глазах один из шариков расплющивают в лепешку. которая занимает большую площадь, чем шарик. В этом случае большинство дошкольников считают, что количество пластилина изменилось, так как из маленького шарика получилась большая лепешка. По мнению Пиаже, причиной подобных ошибок ребенка является господство у него дооперационального мышления. По дан­ным отечественных ученых, причиной феноменов несохранения является неспособность ребенка выделить в зрительной картине отдельные параметры, которые его просят сравнить.

Происходящее в ролевой игре оперирование значениями, хотя и с опорой на внешние предметы, способствует переходу умственных действий ребенка на более высокий уровень. Предметно-действен­ное мышление становится наглядно-образным, а по мере разви­тия игры, когда предметные действия сокращаются и заменяются зачастую речью, умственные действия ребенка переходят на более высокий этап: они становятся внутренними с опорой на речь.

Появившаяся с развитием связной речи возможность внеситуа­тивного общения сильно расширяет кругозор ребенка. Он получа­ет знания о бесконечности мира, о его изменчивости во времени, об определенной детерминированности явлений. Представления, при­обретаемые дошкольником в процессе общения с родителями, дру­гими взрослыми, из книг и от средств массовой информации, выхо­дят далеко за рамки непосредственного житейского опыта самого ребенка. Они позволяют ему структурировать свой собственный опыт и создавать свою картину мира.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.