Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Период раннего детства — от одного года до трех лет






Период раннего детства — от одного года до трех лет. Соци­альная ситуация младенчества распадается: если раньше взрослый был центром мира ребенка, то теперь ребенок как бы заворажива­ется предметом. Раньше связь между ребенком и взрослым была непосредственной, общение происходило ради общения, то теперь связь между ребенком и взрослым опосредована предметом и, на--оборот, связь ребенка с предметом опосредована взрослым как об­разцом действия с предметом, носителем собственно человеческих способов употребления предметов. Социальную ситуацию разви­тия в раннем возрасте можно представить следующим образом: ребенок — ПРЕДМЕТ — взрослый. Таким образом, складывающая­ся социальная ситуация — это ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого.

В совместной деятельности со взрослым у ребенка формируется предметно-манипулятивная (орудийно-предметная) деятельность, ко­торая направлена на усвоение ребенком общественно выработан­ных способов действия с предметами. Это ведущая деятельность в данном периоде. Однако, как писал Д.Б. Эльконин, ребенок само­стоятельно никогда не в состоянии открыть общественного спосо­ба употребления предметов, поскольку на вещи не написано, ДЛЯ чего она служит, ее физические свойства не ориентируют предмет­ное действие, которое должно быть с ней произведено. Только в совместной деятельности со взрослым ребенок учится использо­вать предметы по их назначению, т.е. открывает цель и способ дей­ствия с предметами.

Выделяется три этапа в развитии предметного действия в этом периоде.

1.Этап совместного действия: на стороне взрослых — и ориен­тация, и исполнение, и оценка действия (например, взрослый берет ручку ребенка, берет вместе с ним ложку, наполняет кашей и под­носит ко рту).

2. Этап частично-совместного действия: взрослый только начи­нает действие, а ребенок его заканчивает.

3. Этап самостоятельного действия: ребенок сам выполняет дей­ствие, на стороне взрослых, а также последовательно меняющиеся функции ориентировки, показа, указания, контроля, оценки выполня­емого ребенком действия.

Развитие предметного действия ведет к переносу действия: с одного предмета на другой (ребенок научился расчесываться своей расческой, затем может расчесываться и маминой щеткой, и бабуш­киным гребешком и т.п.); из одной ситуации в другую, т.е. ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях (научившись пользоваться расческой, ребенок пытается расчесать маму, куклу, собачку и пр.).

Благодаря этим двум переносам происходит обобщение функ­ции, отрыв действия от предмета и от ситуации, что способствует отделению ребенка от взрослого, отождествлению и сравнению себя с ним. Именно на этой основе появляются игровые действия, дей­ствия «понарошку», основанные на подражании взрослым. Сначала (примерно в возрасте от 15 до 18 месяцев) дети способны действо­вать «понарошку» только с предметами, похожими на настоящие (они могут кормить взрослых или кукол, пользуясь настоящими или игрушечными чашками, ложками и пр.). Затем они уже могут использовать один предмет в качестве заместителя другого, могут вообразить, что предмет представляет нечто иное, чем он есть на самом деле (обувная коробка — машина, палочка — ложка, веник — лошадка и т.п.). Игры детей на этом этапе еще непродолжительны, возникают эпизодически, для них характерны примитивность сю­жета и однообразие выполняемых действий. Основное содержание игр детей этого возраста — воспроизведение виденных и усвоен­ных ими предметных действий (они «варят кашу», «укладывают спать», «кормят куклу»).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.