Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для альпинистов, имеющих более высокую подготовку, можно отрабатывать падение и самозадержание без ледо­руба, скользя вниз по склону на спине, головой вперед.






Очень глубокий свежевыпавший снег часто требует при прокладывании следов дополнительно использовать работу колена. Сначала ботинком утаптывается снег; как только нога полностью погрузится в него, нужно одновременно коленкой опереться о снег — так лучше распределяется вес тела на поверхности склона и ботинок меньше проваливается.

Двигаясь по непрочному насту, не нужно пытаться удержаться на его поверхности. Лучше резким ударом проломить наст, а затем нажимом подошвы уплотнить ступень под ним — так легче сохранить равновесие и сэкономить силы. Вес тела надо плавно переносить со ступеньки на ступеньку, опираясь на всю ступню. На крутом настовом склоне можно удержаться, опираясь серединой подошвы на край пробитой в насте ступени, а голенью — на наст, распределив таким образом вес тела на большую площадь поверхности снега (рис. 2).

На твердом фирне, в зависимости от плотности снега и крутизны склона, ступени побивают носком ботинка или рантом подошвы. Ступени должны быть как можно сильнее наклонены внутрь (на склон) и иметь такой размер, чтобы на них умещалась большая часть подошвы. Ступень можно также поправить лопаткой ледоруба.

Необходимо соблюдать вертикальное положение тела, особенно если ступени ненадежны (рыхлый снег, гладкий подслой, на котором съезжают утрамбованные ступени). Если корпус не вертикален, то увеличивается опасность соскальзывания.

При движении по глубокому снегу хорошо помогают лыжные палки.

Спуск по фирну или снегу малой или средней крутизны осуществляется спиной к склону. Ступеньки выбиваются пяткой так, чтобы они были наклонены внутрь склона.

Глиссирование на подошвах ботинок допускается лишь там, где склон не слишком крут, а снег тверд и заканчивается безопасным выкатом, на пути нет трещин и камней. Скорость спуска регулируется углублением каблуков в снег и поворотами, а также торможением ледорубом.

По некрутым склонам (25-30°) лучше всего подниматься прямо вверх. Ступни ставятся параллельно, если снег достаточно рыхлый, глубокий, мягкий. Ступени утрамбовывают до образования снежной подушки, на которую затем ставится нога. Ноги ставятся на одной линии.

Идущие сзади при необходимости улучшают протоптанные следы, подсыпая снег ногой в подготовленные углубления. Ледоруб одет на темляке. Его держат за середину головки, лопаточкой вперед, и используют его как опору (рис. 3). Гораздо проще опереться на ледоруб при проскальзывании ноги в самый первый момент, чем предпринимать приемы самозадержания в случае падения. При возможной опасности срыва ледоруб берут в положение «на изготовку».

С увеличением крутизны склона и жесткости снега переходят на зигзаг, меняя время от времени направление движения (рис. 4). Идти рекомендуется под углом 45° к линии падения воды — самый экономичный путь. Если крутизна не очень большая, а снег хорошо держит, угол подъема можно увеличить вплоть до 70°. Это эко­номит время. Ледоруб берут в обе руки в положение «на изготовку», конец ледоруба всегда должен быть направлен в сторону склона. При увеличении крутизны склона и глубины снега ледоруб можно использовать для опоры, опираясь на него при каждом шаге/паре шагов. Точно так же происходит опора на ледоруб и при траверсе крутого склона (рис. 5).

Для подъема по плотному снегу нужно использовать микрорельеф: неровности склона, бугорки, горизонтальные ступеньки на склоне и пр. Ступени выбиваются рантом ботинка одним или несколькими косыми скользящими ударами. В этот момент для более надежного положения надо опереться на ледоруб. Все это требует некоторого навыка и тренировки, поскольку можно потерять равновесие. Рекомендуется следующий порядок работы:

ледоруб (более половины) вгоняется в снег на уровне пояса;

рантом ботинка ноги, которая находится ближе к склону, выбивается горизонтальная ступенька (мах ноги от колена небольшой, чтобы не нарушить устойчивость альпиниста);

встав на ступень ногой, перенести на нее вес тела; при этом обеими руками следует опираться на ледоруб;

движения плавные, положение тела вертикальное;

очередную ступень выбивают внутренним рантом ноги, стоящей ниже по склону.

На склонах средней крутизны (25-30°) ледоруб переносят на новую точку опоры при каждом шаге. На склонах большой крутизны (40-60°) на один цикл работы ледорубом делается два шага.

Для смены направления в точке поворота «зигзаг» совер­шается следующий порядок движений:

стоя на правой ноге (к примеру) и опираясь штыком ледоруба в склон, выбить носком ботинка левой ноги ступеньку впереди и выше опорной ноги (рис. 6);

повернувшись лицом к склону, перенести правую ногу вперед и ударами ранта выбить очередную ступень в обратном направлении зиг­зага;

затем, не отрывая кон­ца ледоруба от склона, пере­хватить руками рукоятку и головку ледоруба. Теперь конец (штычок) ледоруба на склоне при подъеме направлен к склону, слева от корпуса альпиниста.

При крутизне склона выше 45—50° надо подниматься, используя прием в «три такта», повернувшись лицом к склону и постоянно имея две точки опоры. Стоя на обеих ногах и держа ледоруб за головку обеими руками, вогнать его в склон — минимум на половину длины рукоятки (первый такт). Если это не удается с первого раза, операцию повторяют. Образовавшееся в снегу (фирне) отверстие можно расширить, поворачивая ледоруб за головку. Затем, стоя на одной ноге (например — левой) и держась обеими руками за головку ледоруба, носком правого ботинка выбивают ступеньку на уровне левого колена, ставят на нее правую ногу, выпрямляют ногу в колене (второй такт). Далее, стоя на правой ноге и держась за головку ледоруба, выбивают носком левого ботинка вторую ступеньку и ставят на нее левую ногу (третий такт). Поспешность действий, далекое вынесение ледоруба за пределы равновесия корпуса, перехлест ног при переходе по ступеням — все это может привести к срыву (рис. 7).

Рисунок 7 Последовательность использования приема - подъем в " три такта": а - начало движения; б - первый шаг ногой (затем идет вторая нога); в - порядок следов; г - в твердый снег ледоруб вгоняется с проворачиванием древка при каждом ударе

 

Аналогично осуществляется траверс крутого склона в «три такта». Склон траверсируют, стоя лицом к нему, как показано на рис. 8. При траверсе постоянно имеются две точки опоры. Широко расставив ноги, втыкают перед собой ледоруб, затем, держась за него, носком ботинка левой ноги выбивают ступеньку рядом с правой ногой, и на нее альпинист становится. Затем выбивают ступеньку правой ногой и т. д. Для более устойчивого положения мож­но утопить руку в снег и держаться с помощью ледоруба и руки (рис. 9).

Рисунок 8 Траверс снежного Рисунок 9 Вариант траверса

склона в три такта крутого склона

Траверс некрутых склонов осуществляют в положении боком к склону с прокладыванием двух параллельных следов: верхняя (горная нога) ставится параллельно склону, а нижняя (долинная) — с развернутым вниз по склону носком ботинка. Такое расположение ступеней увеличивает устой­чивость альпиниста. Ступеньку выбивают рантом ботинка на расстоянии шага средней величины. Ледоруб держат в положении «на изготовку» или опираются на него.

На крутых склонах с раскисшим снегом следует двигаться, как и на твердом снегу, соблюдая плавность движений, чтобы не срывать ступеней. Если снег прилипает к подош­вам, его надо сбивать ударом ледоруба о рант ботинка.

Рыхлый снег на гладком ледяном основании ненадежен. Здесь нужно использовать свойство снега смерзаться при уплотнении. Согнутую в колене ногу легким ударом погружают в снег до упора носком в лед. Не отрывая носка ботин­ка, несколькими вертикальными легкими нажимами каблу­ка прессуют горизонтальную ступень.

Если фирновый или ледовый подслой плохо держит сту­пени, съезжающие при их нагрузке, применяется двойная запрессовка ступеней. Легким ударом ноги перпендикуляр­но склону прижимают снег, отчего образуется как бы фун­дамент, примерзающий/прилипающий к подслою. Затем, используя снег с боков ступени, на фундаменте формируют ступень, выравнивая ее поверхность до горизонтального

положения. Если слой рыхлого или раскисшего снега тонок, лучше надеть кошки.

Глубокий рыхлый снег под хрупким настом позволяет фор­мировать ступени в его толще. Для этого куски проломлен­ного ногой наста прессуют вместе с обрушившимся с краев следа снегом. Образовавшийся в глубине снежной массы прессованный ком со сравнительно широким основанием, опираясь на глубинные слои снега, выдерживает вес челове­ка, если тяжесть тела переносить медленно и плавно, давая возможность ступени смерзнуться.

Движение по перемороженному, похожему на песок снегу, а также встречающимся участкам наста с глубинным инеем внутри ставит перед альпинистом порой трудно решаемую задачу. Эти виды снега, как правило, не поддаются запрессов­ке, и формирование ступеней в глубине такого снежного слоя часто бывает невозможным. В отдельных случаях лучше дви­гаться, опираясь на наст подошвой ботинка и голенью.

Очень рыхлый и глубокий снег на крутом склоне преодо­левают, пробивая траншею, вытаптывая на ее дне ступени и организуя точки страховки. Однако при этом требуются большие усилия, нарушается целостность склона и увели­чивается лавинная опасность. Здесь требуется движение только прямо - вверх.

В рыхлом снегу, когда ледоруб держится плохо, для усиления надежности можно при каждом шаге запускать вторую руку в глубину снежного склона.

Передвижение по острому гребню из плотного, спрессо­ванного ветром снега осуществляется верхом или с одной, более пологой, его стороны, как при траверсе снежного склона соответствующей крутизны.

Идти только в связках на полную длину веревки! Не собирать свободный провис веревки в кольца, лучше зара­нее «излишек» веревки равномерно распределить между участниками связки, собрать ее в бухту, убрать под клапан рюкзака и не забыть связать небольшой провод­ник на ней и прощелкнуть к поясу ИСС. Чаще всего необходима попеременная страховка, проводить тща­тельное зондирование снега перед собой, особенно при.Если ледоруб входит в снег туго, с усилием, не прокалывая его на всю длину рукоятки, значит воз­можная трещина закрыта снегом плотно. Но все равно идти надо внимательно и осторожно, мягко ставя ноги на снег. Если снежный мост ненадежен, через него пере­ползают на четвереньках или по-пластунски, с опо­рой на плоско лежащий на снегу ледоруб. При спуске по снежному мосту, чтобы снять с него нагрузку, сползают по нему сидя (ногами вперед) или по-пластунски (головой вниз). Ледоруб в обоих случаях в положении на изготовку. Открытые неширокие трещины преодолевают перепрыгиванием, обычно с более высокого берега на низ­кий. В любом случае необходимо повышенное внимание и надежная страховка.

Спуск по фирну или снегу малой/средней крутизны осу­ществляется спиной к склону. Ступеньки выбиваются пят­кой так, чтобы они были наклонены внутрь склона. Если возможность падения невелика, а склон с хорошим пологим выкатом внизу, можно спускаться, используя ледо­руб как точку опоры (рис. 10). С увеличением крутиз­ны склона ледоруб берут в положение на изготовку (рис. 11), держа его штычком к склону. По рыхлому снегу надо спускаться, поч­ти не сгибая коленей, вби­вая пятку ботинка в склон и ставя ступню под прямым углом относительно голени. Шаг не должен быть слиш­ком большим, так как, про­валившись, трудно выдер­нуть верхнюю ногу из сне­га. В более твердом снегу на спуске следы пробивают каблуком. По рыхлому глу­бокому снегу спускаются крупными скользящими шагами, избегая скачков с упором на каблуки. Ступать лучше по целине, а не по следу впереди прошедшего. На склоне, где для глиссиро­вания мала крутизна или не скользит снег, спускаются шагом, опираясь штычком ледоруба о склон (рис. 12).

Глиссирование на подош­вах ботинок допускается лишь там, где склон не слишком крут, а снег тверд и заканчивается безопас­ным выкатом, на пути нет трещин и камней. Скорость спуска регулируется заглублением каблуков в снег и поворотами, а также тормо­жением ледорубом (рис. 13).

    Рис. 13. Глиссирование: а — торможение ледорубом; б — торможение и остановка

Вес тела равномерно рас­пределяют на обе согнутые и немного расставленные ноги. Подошвы ботинок ставят параллельно склону. Принимается стойка лыжни­ка. Штычком ледоруба опи­раются о склон, регулируя скорость спуска. Скорость также регулируется поворота­ми, осуществляемыми ранта­ми ботинок, аналогично гор­ным лыжам. Для остановки нужно поставить ноги боком, перпендикулярно склону, и сильнее нагрузить ледоруб и каблуки. Глиссировать в связ­ке, особенно по склонам, расположенным над трещинами, скалами, осыпями, — опасно. Первые пробы глиссирова­ния проводить только под контролем инструктора.

Основное правило при спуске по крутым участкам — как только начинаешь чувствовать себя неуверенно в положе­нии спиной к склону, сразу поворачивайся к нему лицом. При движении лицом к склону ступеньки выбиваются нос­ком ботинка. Они служат хорошими опорами и для рук.

На спусках не торопиться! При неуверенности следует сразу же повернуться лицом к склону и спуститься самым надежным способом — в «три такта».

 

САМОЗАДЕРЖАНИЕ НА СНЕГУ

 

При потере устойчивости ног (их проскальзывании) и падении на склон необходимо немедленно принять меры по самозадержанию, пока скорость скольжения еще невелика.

В началё занятия следует отработать несколько подво­дящих упражнений по само­задержанию без ледоруба (рис. 94). Схема упражнений может быть следующей:

после проскальзывания ног и начала падения на спи­ну, одну руку согнуть в локте и при соприкосновении со снегом плотно ее загрузить;

- — после сразу, сделав переворот на этой руке на бок, верхнюю ногу активно перекинуть через корпус и подошвой ботинка начать торможение;

верхняя рука также тор­мозит скольжение;

после переворачивания на живот-грудь, активно рантами ботинок тормозить по снегу, стараться руки глубже вогнать в поверхность снега;

как только остановлено скольжение, не торопясь, выбить носками ботинок две ступени и с помощью рук спо­койно встать на ноги.

Для альпинистов, имеющих более высокую подготовку, можно отрабатывать падение и самозадержание без ледо­руба, скользя вниз по склону на спине, головой вперед.

Это один из сложных приемов, требующий мгновенной реакции:

если падение привело в положение скольжения на спине, активно поднять ноги и согнуть в коленях;

сразу после этого сделать кувырок корпусом (в удоб­ную сторону), подтянуть колени как можно ближе к корпу­су, обхватить их руками и клубком через плечо перевернуть­ся головой вверх по склону;

выпустить ноги из клубка и поднять их над склоном;

тут же начинать активные действия ногами и руками, как указано выше.

Примечание: данные упражнения проводить на ровном склоне с мягким снежным покрытием, внизу склона не должно быть камней и линз льда. Руки обязательно защи­тить рукавицами и ли варежками.

После подводящих упражнений можно переходить к разучиванию самозадержания при помощи ледоруба. Начинать их следует на склоне с рыхлым снежным покровом. Торможение осуществляется рукояткой ледоруба и носками широко расстав­ленных ног (рис. 15). При этом ледоруб надо держать в полусогнутых руках и тяже­стью тела прижимать его к ступени и, опираясь о склон ледорубом и руками, встать, сделать себе самостраховку, отдышаться и после этого предпринимать дальнейшие дей­ствия.

Восстановить равновесие при проскальзывании на спу­ске можно резким упором штычка ледоруба в склон. При этом штычок ледоруба резко опускается на склон и загру­жается активным переносом веса тела на древко с одно­временной загрузкой пяток ботинок. Для восстановления равновесия нужно пятками выбить сту пени, встать на них, отдышаться и, приняв стойку спуска, продолжить движе­ние.

Отработке приемов самозадержания необходимо уде­лить большое внимание. Нередко даже опытные инструкто­ры, жалея участников и не желая мочить и портить одежду, отрабатывают эти приемы только теоретически.

При использовании айсбайля или укороченного ледоруба (длина рукоятки 50—60 см) приемы самоза­держания несколько изменя­ются. Ледоруб или айсбайль держат сбоку, одной рукой прижимая головку так, что­бы клюв вошел в снег, а вто­рой рукой следует держать рукоятку у самого штычка. Этот способ несколько неудобен, поскольку ледоруб или айсбайль прижимается к склону только усили­ем рук, а вес тела не исполь­зуется (рис. 16).

Если движение идет в кошках, то при срыве/проскальзы­вании тормозить ногами (как и на льду) не рекомендуется: зацепившиеся зубья кошек могут создать большой крутя­щий момент и опрокинуть скользящего альпиниста. Ноги с кошками надо приподнять, сгибая в коленях.

Прием самозадержания следует тренировать так, чтобы в случае необходимости он был выполнен, как стереотип движения и не нужно было размышлять — «А что мне сейчас делать?!». Отрабатывать приемы следует на безопас­ных, имеющих пологий выкат склонах. Однако снег дол­жен быть достаточно плотным, а склон — крутым.

Отработку самозадержания рекомендуется проводить в последовательности движений:

— спуск и проскальзывание ног;

— падение на спину и на бок;

— переворачивание на грудь и одновременная рабо­та рук с ледорубом — актив­ное торможение;

— после остановки выби­вание носками ботинок сту­пеней и подъем с опорой на ледоруб в полный рост; опе­реться ледорубом о склон (забить его и накинуть пет­лю самостраховки), привес­ти себя в порядок;

— после этого можно про­должать движение (рис. 17).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.