Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страховка на снегу






 

Если возможен срыв, а самозадержание проблематич­но, необходима страховка. Приемы и надежность страхов­ки на снегу в значительной степени зависят от состояния снежного покрова, в том числе от времени суток, темпера­туры и освещенности склона, длины рукоятки ледоруба и направления движения. На одном и том же склоне утром при морозе и днем на раскисшем снегу резко изменяются условия для страховки.

Основной вид страховки на снежных склонах — через руко­ятку ледоруба/айсбайля, вбитого в фирн, твердый снег или уплотненную снежную ступень (лохань).

На склонах крутизной до 30° преимущественно при­меняется попеременная страховка. Существует правило: первый в связке должен прокладывать путь чуть в стороне от страхующего. Нахождение альпинистов на одной линии (друг над-под другом) не допускается, так как при срыве первый может сбить страхующего.

В твердом снегу страхующий выбивает ледорубом или рантами ботинок для ног две прочные ступеньки или длин­ную полку поперек склона. Встав на подготовленную пло­щадку лицом к склону, альпинист на уровне груди/пояса вгоняет в склон ледоруб. Чем плотнее склон, тем труднее вогнать в него ледоруб. При ударах рукоятку проворачивать из стороны в сторону (держа за головку). Самостраховка отдельной петлей или петлей, завязанной на основной веревке, крепится за рукоятку ледоруба/айсбайля (рис. 18). Страховочная веревка охватывает ледоруб или проходит через карабин (восьмерку, шайбу Штихта Гри-Гри), закре­пленный петлей к рукоятке или головке ледоруба.

Если фирн слишком тверд и вбить ледоруб глубоко невозможно (а ледовые крючья еще использовать нельзя), забив ледоруб на возможную глубину, подпереть его коле­ном или придерживать рукой за головку. Для большего усиления пункта страховки ее осуществляют два человека: один собственно проводит приемы работы со страховоч­ной веревкой, а второй подкрепляет ледоруб. При орга­низации перил в таком случае можно организовать пункт закрепления перил на сблокированных ледорубах.

На пологом склоне ледоруб может находиться в верти­кальном положении, а на крутых склонах вгоняется под углом 100—110° к склону. Овальное сечение рукоятки ледоруба рекомендуется располагать широкой плоскостью в направлении рывка.

В приводимой таблице видны уровни надежности стра­ховки на снегу через ледоруб с применением различных дополнительных приспособлений (табл. 1).

Таблица 1

Способ страховки через ледоруб Усилие нагрузки при рывке, кгс
Страховка через головку ледоруба, придер­живая ее рукой. Снег — свежий, сухой 50-70
То же, но в уплотненном снегу до 100
То же, но в утоптанном снегу 120-140
Лавинная лопата, прикрепленная на конце ледоруба в 1, 5 раза
Петля из троса, прикрепленная на середи­не древка ледоруба (рис. 24) в 1, 5-2 раза
Снежный якорь, площадью в 9 кв. дм в 4-5 раз
«Т»-образное закрепление ледоруба для страховки (рис. 23) 500-700

 

«Плавающая» прочность точек страховки на снегу не позволяет рассчитывать на их способность выдерживать динамическую нагрузку, близкую к «глухому рывку».

Для страховки можно использовать закопанный в снег ледоруб, куртку, набитую снегом рукавицу и т.п. — способ, называемый «Т»-образное закрепление (рис. 19). Этот спо­соб применим для любого состояния рыхлого снега (не говоря о плотном снеге). Правда, к его недостатку иногда относят время, затрачиваемое на саму организацию при­ема. Проведенные испытания показали, что подготовка большой ступени (лохани) с утрамбованным снегом для страховки через ледоруб или ледоруб с лопатой занимает нисколько не меньше времени, чем подготовить точку «Т»-образного закрепления в таком же снегу. О принципе организации и проведения страховки авторы отсылают читателя к главе «Транспортировка пострадавшего»: «Выта­скивание из трещины...».

В мягком снегу (рыхлый, свежевыпавший, переморожен­ный) страховка только через ледоруб ненадежна. В этом случае надо тщательно утрамбовать снег (вытаптывать большую ступень/лохань), подсыпая снег со склона. Если ледоруб, воткнутый в дальний край площадки по самую головку, все же сидит свободно, страховка также ненадеж­на. Для усиления точки страховки в подобных условиях существует простой способ: на рукоятку ледоруба надева­ют петлю (коуш) стального троса длиной 60—70 см и, про­резав тросом всю глубину площадки, выводят его на поверх­ность склона ниже края площадки (рис. 20); во второй коуш защелкивают карабин и через него осуществляют стра ховку.

На надежность стра­ховки значительно влияет состояние снега. Во влаж­ном или фирновом снегу ледоруб держит лучше, чем в сухом, свежем. Если ледо­руб хорошо держит в плот­ном снегу, можно страхо­вать через рукоятку руками с обеих сторон или с одной стороны (рис. 21 и 22).

В глубоком свежем снегу, где недостаточно даже вытоптанной площадки, для усиления точки страховки следует наступить ногой на головку ледоруба, пред­варительно сделав вокруг рукоятки дополнительный оборот веревки (рис. 23).

Место для страховки должно быть выбрано и под­готовлено так, чтобы на нем можно было надежно сто­ять, расставив ноги, и иметь возможность принять боль­шую часть рывка на себя (на корпус страхующего).

В отдельных случаях, когда нет уверенности в надежности страховки через ледоруб, применяет­ся страховка через имеюще­еся страховочное средство, закрепленное на грудной обвязке/поясе страхующего (рис. 24) с обязательной самостраховкой закреплен­ной на забитом в снег ледо­рубе по возможности самой короткой петлей.

Силу рывка всегда следу­ет максимально ослаблять протравливанием веревки. Минимальный запас верев­ки для протравливания на крутом снежном склоне — 1/3 веревки. Если не про­изводить протравливания, даже далеко от предельно­го, рывок может вырвать ледоруб из гнезда или сло­мать деревянную рукоятку ледоруба. В момент срыва и скольжения товарища, если тот находится вверху, страхующий должен попы­таться выбрать часть верев­ки, что сократит длину раз­гона и увеличит количество веревки у страхующего для протравливания. Для верх­ней страховки, если нет технического приспособления, отлично работает узел Гарда. Разумеется, сорвав­шийся должен приложить максимум усилий к самозадержанию — это увеличит надежность страховки.

На гребневых участках или на склонах со скальны­ми островами иногда между скалами и снегом имеется щель, напоминающая рант- клюфт. В таком случае в щель можно заложить ледо­руб и осуществить страховку через него. В более широкий отслой снега от скал можно залезть самому и страховать от груди/пояса, используя снежную кромку для увеличения силы трения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.