Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Страховка на снегу
Если возможен срыв, а самозадержание проблематично, необходима страховка. Приемы и надежность страховки на снегу в значительной степени зависят от состояния снежного покрова, в том числе от времени суток, температуры и освещенности склона, длины рукоятки ледоруба и направления движения. На одном и том же склоне утром при морозе и днем на раскисшем снегу резко изменяются условия для страховки. Основной вид страховки на снежных склонах — через рукоятку ледоруба/айсбайля, вбитого в фирн, твердый снег или уплотненную снежную ступень (лохань). На склонах крутизной до 30° преимущественно применяется попеременная страховка. Существует правило: первый в связке должен прокладывать путь чуть в стороне от страхующего. Нахождение альпинистов на одной линии (друг над-под другом) не допускается, так как при срыве первый может сбить страхующего. В твердом снегу страхующий выбивает ледорубом или рантами ботинок для ног две прочные ступеньки или длинную полку поперек склона. Встав на подготовленную площадку лицом к склону, альпинист на уровне груди/пояса вгоняет в склон ледоруб. Чем плотнее склон, тем труднее вогнать в него ледоруб. При ударах рукоятку проворачивать из стороны в сторону (держа за головку). Самостраховка отдельной петлей или петлей, завязанной на основной веревке, крепится за рукоятку ледоруба/айсбайля (рис. 18). Страховочная веревка охватывает ледоруб или проходит через карабин (восьмерку, шайбу Штихта Гри-Гри), закрепленный петлей к рукоятке или головке ледоруба. Если фирн слишком тверд и вбить ледоруб глубоко невозможно (а ледовые крючья еще использовать нельзя), забив ледоруб на возможную глубину, подпереть его коленом или придерживать рукой за головку. Для большего усиления пункта страховки ее осуществляют два человека: один собственно проводит приемы работы со страховочной веревкой, а второй подкрепляет ледоруб. При организации перил в таком случае можно организовать пункт закрепления перил на сблокированных ледорубах. На пологом склоне ледоруб может находиться в вертикальном положении, а на крутых склонах вгоняется под углом 100—110° к склону. Овальное сечение рукоятки ледоруба рекомендуется располагать широкой плоскостью в направлении рывка. В приводимой таблице видны уровни надежности страховки на снегу через ледоруб с применением различных дополнительных приспособлений (табл. 1). Таблица 1
«Плавающая» прочность точек страховки на снегу не позволяет рассчитывать на их способность выдерживать динамическую нагрузку, близкую к «глухому рывку». Для страховки можно использовать закопанный в снег ледоруб, куртку, набитую снегом рукавицу и т.п. — способ, называемый «Т»-образное закрепление (рис. 19). Этот способ применим для любого состояния рыхлого снега (не говоря о плотном снеге). Правда, к его недостатку иногда относят время, затрачиваемое на саму организацию приема. Проведенные испытания показали, что подготовка большой ступени (лохани) с утрамбованным снегом для страховки через ледоруб или ледоруб с лопатой занимает нисколько не меньше времени, чем подготовить точку «Т»-образного закрепления в таком же снегу. О принципе организации и проведения страховки авторы отсылают читателя к главе «Транспортировка пострадавшего»: «Вытаскивание из трещины...». В мягком снегу (рыхлый, свежевыпавший, перемороженный) страховка только через ледоруб ненадежна. В этом случае надо тщательно утрамбовать снег (вытаптывать большую ступень/лохань), подсыпая снег со склона. Если ледоруб, воткнутый в дальний край площадки по самую головку, все же сидит свободно, страховка также ненадежна. Для усиления точки страховки в подобных условиях существует простой способ: на рукоятку ледоруба надевают петлю (коуш) стального троса длиной 60—70 см и, прорезав тросом всю глубину площадки, выводят его на поверхность склона ниже края площадки (рис. 20); во второй коуш защелкивают карабин и через него осуществляют стра ховку. На надежность страховки значительно влияет состояние снега. Во влажном или фирновом снегу ледоруб держит лучше, чем в сухом, свежем. Если ледоруб хорошо держит в плотном снегу, можно страховать через рукоятку руками с обеих сторон или с одной стороны (рис. 21 и 22). В глубоком свежем снегу, где недостаточно даже вытоптанной площадки, для усиления точки страховки следует наступить ногой на головку ледоруба, предварительно сделав вокруг рукоятки дополнительный оборот веревки (рис. 23). Место для страховки должно быть выбрано и подготовлено так, чтобы на нем можно было надежно стоять, расставив ноги, и иметь возможность принять большую часть рывка на себя (на корпус страхующего). В отдельных случаях, когда нет уверенности в надежности страховки через ледоруб, применяется страховка через имеющееся страховочное средство, закрепленное на грудной обвязке/поясе страхующего (рис. 24) с обязательной самостраховкой закрепленной на забитом в снег ледорубе по возможности самой короткой петлей. Силу рывка всегда следует максимально ослаблять протравливанием веревки. Минимальный запас веревки для протравливания на крутом снежном склоне — 1/3 веревки. Если не производить протравливания, даже далеко от предельного, рывок может вырвать ледоруб из гнезда или сломать деревянную рукоятку ледоруба. В момент срыва и скольжения товарища, если тот находится вверху, страхующий должен попытаться выбрать часть веревки, что сократит длину разгона и увеличит количество веревки у страхующего для протравливания. Для верхней страховки, если нет технического приспособления, отлично работает узел Гарда. Разумеется, сорвавшийся должен приложить максимум усилий к самозадержанию — это увеличит надежность страховки. На гребневых участках или на склонах со скальными островами иногда между скалами и снегом имеется щель, напоминающая рант- клюфт. В таком случае в щель можно заложить ледоруб и осуществить страховку через него. В более широкий отслой снега от скал можно залезть самому и страховать от груди/пояса, используя снежную кромку для увеличения силы трения.
|