Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа связок на снежном рельефе






 

Снег — самый ненадежный вид горного рельефа. Непредска­зуемость состояния (в течение дня может меняться несколь­ко раз), ненадежность для организации страховки, постоян­ная опасность схода снежных лавин — все это делает органи­зацию страховки и передвижение связок довольно сложным делом. Даже на некрутых склонах одновременное движение в отдельных случаях может быть опасным. Испытания, про­изведенные комиссией UIAA, показали, что достаточно небольшого усилия — около 5 кг (!), чтобы сдернуть на снеж­ном склоне идущего первым в связке!. Правильный выбор схемы движения связок на снежном рельефе способ­ствует повышению безопасности и скорости прохождения участка при наименьшей затрате сил.

Для передвижения по снежным склонам наиболее рацио­нальна связка-двойка. Ее мобильность обеспечивает быст­роту собственно передвижения, оперативность в работе с веревкой, создает удобства для партнеров при преодоле­нии опасных мест.

Связка из трех-четырех человек представляет более надежный вариант при движении по закрытому леднику, гребню с карнизами, в ледопадах.

Принимая во внимание значительное совпадение технических и тактических приемов взаимодействия и построения схем передвижения связок на различном горном рельефе, к нашему рассмотрению будут приняты схемы взаимодействия партнеров внутри связок:

связка из двух человек (со сменой ведущего):

а) 2-й в связке встает на самостраховку, организует точку страховки и начинает страховать поднимающегося наверх 1-го, во время подъема 1-й прокладывает цепочку ступеней на длину веревки (оставляя запас для организа­ции верхнего пункта страховки). Поднявшись на необхо­димую длину веревки, отступает на 2—3 шага в сторону (от линии подъема) и организует пункт страховки для 2-го;

б) 2-й после команды 1 -го о готовности для него страхов­ки снимает нижнюю страховку и собственную самостраховку, поднимается по пробитым следам наверх;

г) 1 -й принимает партнера и выпускает его сразу вперед- наверх в роли ведущего; далее схема повторяется (рис. 25).

связка из трех человек (со сменой ведущего):

а) 2-й и 3-й действуют так же, как в п. «а» предыдущей схемы;

б) 3-й после команды 1-го о готовности перил закреп­ляет их нижний конец через ледоруб, а 2-й привязывается к ним узлом Бахмана и пр. и, отстегнувшись от связочной веревки, идет по ступеням к 1-му;

в) 2-й, поднявшись к 1-му, встает на самостраховку и начинает принимать снизу 3-го, который, не задерживаясь около них, уходит вперед-наверх в роли ведущего.

Далее схема повторяется (рис. 26).

связка из трех человек (вариант со сменой ведущего):

а) 1-й и 3-й действуют, как в п. «а» предыдущей схемы,

выпуская вперед 2-го;

б) 3-й, после команды 2-го о готовности верхней стра­ховки начинает подъем ко 2-му, проходит мимо и двигает­ся вперед - наверх (на страховке 2-го) на длину своей части веревки;

в) 1-й поднимается ко 2-му и уходит вперед-наверх к 3-му. Здесь они вдвоем принимают к себе 2-го и выпуска­ют его вперед-наверх (рис. 27).

Далее схема повторяется, порядок движения 1-го и 3-го может меняться.

Рис. 25. Порядок работы связки- двойки со сменой ведущего

 

Рис. 26. Схема работы связки- тройки со сме­ной ведущего

Рис. 27. Вариант работы связки-тройки

 

В случае передвижения по комбинированному снежно- скальному гребню в отдельных местах можно организовы­вать и использовать прием страховки через выступ/крюк, а самостраховку организовать отдельной петлей через вби­тый до головки ледоруб в снежную часть гребня. На поло­гих гребнях техника страховки и движения аналогична технике на снежных склонах.

При одновременном движении по гребню (без карнизов) альпинисты в связке (по возможности) могут находиться по разным сторонам гребня. Первый, пройдя по одной сто­роне гребня на длину веревки, переходит на противополож­ную ему сторону и продолжает движение, в то время как напарник идет по его протоптанным следам с другой сторо­ны гребня. Длина перехода определяется длиной веревки или условиями рельефа гребня. Каждый альпинист несет в руках по 2—3 кольца.

На узких/острых снежных гребнях организация стра­ховки достаточно проблематична и для ее организации следует использовать любую возможность. Если один из партнеров связки падает, он криком должен преду­предить партнера о направлении падения: «Падаю! Впра­во!» Это позволит его напарнику прыгнуть в противопо­ложную сторону гребня. Из-за маятникового характера падения партнеров по связке рывок не будет резким, да и веревка, «зарезавшись» в гребень, не даст большого проскальзывания.

Особую сложность представляет движение связки/свя­зок по карнизному гребню. Во-первых, не всегда и не так просто установить линию возможного отрыва карниза. Это можно сделать, зондируя ледорубом гребень с тонки­ми карнизами и визуально определяя размеры выноса кар­низа на расположенную впереди часть гребня. В против­ном случае ведущему следует прокладывать цепочку сле­дов значительно ниже теоретической (предполагаемой) линии возможного отрыва карниза/карнизов. При движе­нии по карнизному гребню не всегда можно просмотреть путь даже на небольшое расстояние вперед. В результате повышается вероятность внезапного, случайного выхода в опасную зону отрыва карниза. Если один из участников с низки сорвется с гребня вместе с карнизом, второй дол­жен, не раздумывая, прыгать в противоположную сторону от гребня (рис. 28).

В отдельных случаях маршрут подъема на гребень про­ходит с подветренной стороны под нависающим карнизом. ')то весьма опасная ситуация, которая может использовать­ся только опытной группой при максимальной осторож­ности: в морозное время в конце ночи или рано утром. Для выхода на гребень через карниз выбирается место его наименьшей мощности и в нем прорубается вертикальный лаз на гребень.

Еще раз повторим — это весьма опасная и тактически сложная задача для группы.

Рис. 28. Поведение участников связки при срыве на карнизном гребне







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.