Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинарские и практические занятия






Практическая работа №1.

 

Тема: Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Предмет возрастной психологии, ее значение и задачи.

2. Место возрастной психологии в системе научного знания, связь ее с другими науками.

3. Методологические принципы возрастной психологии.

4. Основные исследовательские методы возрастной психологии: наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок, близнецовый метод.

5. Особенности диагностики в возрастной психологии.

6. Специфика методов возрастной психологии по сравнению с методами общей психологии.

7. Стратегии исследования детского развития в возрастной психологии.

Литература:

1. Емельянова М.В. Психология развития.- М., 2003.

2. Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2000.

3. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А.Реана.-СПб., 2001.

4. Психология развития /Под ред. Т.Д.Марцинковской.-М., 2001.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека.- М.: Аспект- Пресс, 2001.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: возрастная психология, наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, опрос, тестирование, близнецовый метод, метод экспертных оценок.

2. Составить таблицу «Специфика методов возрастной психологии по сравнению с методами общей психологии».

 

Наименование метода, его определение Виды Специфика применения в возрастной психологии Специфика применения в общей психологии

 

Практическая работа № 2.

 

Тема: Предпосылки, условия и закономерности психического развития.

Вопросы для обсуждения:

1. Категория «развитие», «рост», «созревание».

2. Предпосылки, условия и движущие причины психического развития в онтогенезе.

3. Основные закономерности психического развития.

4. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского:

а). основные положения теории Л.С.Выготского.

б). понятие о низших и высших психических функциях, закон развития высших психических функций.

в). теоретическое и практическое значение для психологии культурно-исторической теории развития психики Л.С.Выготского.

5. Активность человека как фактор развития его личности и психики.

Литература:

1. Емельянова М.В. Психология развития.- М., 2003.

2. Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2000.

3. Психология человека от рождения до смерти/Под ред. А.А.Реана.-СПб., 2001.

4. Психология развития /Под ред. Т.Д.Марцинковской.-М., 2001.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека.- М.: Аспект- Пресс, 2001.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: среда, психическое развитие, предпосылки психического развития, условия психического развития, рост, созревание, движущие силы психического развития, закономерности психического развития, низшие психические функции, высшие психические функции.

2. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка// Хрестоматия по возрастной психологии./ Сост. Л.М.Семенюк.-М., 1994.-с.23-26.(конспект) или Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В.Дубровина, А.В.Прихожан, В.В.Зацепин.-М., 2001.-с.32-36.(конспект).

3. Костюк Г.С. Принцип развития в психологии// Там же.-с.14-23. (конспект)

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.-М., 1998.-с.205-222.(доклад).

 

 


Практическая работа № 3.

 

Тема: Роль деятельности, общения, воспитания и обучения в психическом развитии.

Вопросы для обсуждения:

1.Деятельность как основное условие развития психики человека. Понятие о ведущей деятельности и ее роль в развитии психики.

2. Роль общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии человека.

3. Диалектическая взаимосвязь воспитания, обучения и психического развития ребенка.

Литература:

1. Емельянова М.В. Психология развития.- М., 2003.

2. Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2000.

3. Психология человека от рождения до смерти/Под ред. А.А.Реана.-СПб., 2001.

4. Психология развития /Под ред. Т.Д.Марцинковской.-М., 2001.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека.- М.: Аспект- Пресс, 2001.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: деятельность, ведущая деятельность, признаки ведущей деятельности, общение, воспитание, обучение, «зона ближайшего развития», уровень актуального и потенциального развития.

2. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте.//Хрестоматия по психологии./ Под ред. А.В.Петровского.-М., 1987. (конспект).

3. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка// Хрестоматия по детской психологии/ Ред-сост. Г.В.Бурменская.-М., 1996.-с.20-27. (конспект). Или Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В.Дубровина, А.В.Прихожан, В.В.Зацепин.-М., 2001.-с.18-26.(конспект)

4. Фельдштейн Д.Н. Закономерности развития деятельности как основа развития личности// Хрестоматия по возрастной психологии./ Сост. Л.М.Семенюк.-М., 1994.-с.121-135.(конспект).

 

 

Практическая работа № 4.

Тема: Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие возраста. Календарный возраст и уровень психического развития. Значения возраста и их взаимосвязь.

2. Структура возраста. (по Л.С.Выготскому).

3. Динамика возрастного развития. Стабильные и критические периоды. Понятие возрастного кризиса.

4. Принципы построения возрастных периодизаций развития.

5. Возрастные периоды развития. Критерии определения их границ и характеристика периодизаций: Д.Б.Эльконина, Э.Эриксона, З.Фрейда, А.В.Петровского.

 

 

Литература:

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.-Спб., 1997.

2. Емельянова М.В. Психология развития.- М., 2003.

3. Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2000.

4. Психология человека от рождения до смерти/Под ред. А.А.Реана.-СПб., 2001.

5. Психология развития /Под ред. Т.Д.Марцинковской.-М., 2001.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека.- М.: Аспект- Пресс, 2001.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.-М., 1995.

 

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: психологический возраст, биологический возраст, календарный возраст, фаза (стадия) психического развития, социальная ситуация развития, возрастные новообразования, сензитивный период, кризис развития.

2. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Хрестоматия по возрастной психологии./ Сост. Л.С.Семенюк.-М., 1994.-с.169-176.(конспект)

3. Фельдштейн Д.И. Закономерности поуровнего развития личности в онтогенезе // Там же.-с.176-190.(краткие выписки).

Практическая работа № 5, 6.

Тема: Психологические особенности развития ребенка в младенческом и раннем детстве.

 

Вопросы для обсуждения.

 

1. Общая характеристика периода новорожденности:

- социальная ситуация развития;

- значение безусловных рефлексов;

- эмоциональное развитие.

2. Психическое развитие в младенчестве:

а). Социальная ситуация развития в младенчестве. Роль общения со взрослыми для психического развития ребенка. Характеристика форм общения.

б). Формирование предпосылок усвоения речи.

в). Развитие движений и действий.

г). Развитие ориентировки в окружающем мире (особенности познавательных процессов).

д). Развитие предпосылок формирования личности. Характеристика кризиса 1 года.

3. Психологические особенности развития ребенка в раннем детстве:

а). Социальная ситуация развития в раннем детстве.

б). Важнейшие достижения раннего детства.

в). Развитие предметного восприятия и наглядно-действенного мышления.

г). Формирование личности в раннем детстве. Расширение сферы общения. Изменение внутренней позиции ребенка. Кризис 3-х лет, его психологическая сущность и значение.

Литература:

1. Емельянова М.В. Психология развития.- М., 2003.

2. Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2000.

3. Психология человека от рождения до смерти/Под ред. А.А.Реана.-СПб., 2001.

4. Психология развития /Под ред. Т.Д.Марцинковской.-М., 2001.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека.- М.: Аспект- Пресс, 2001.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: новорожденность, ситуативно-личностное общение, ситуативно-деловое общение, орудийные действия, соотносящие действия, перцептивные действия, наглядно-действенное мышление, сенсомоторная координация.

2. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк.- М., 1994.-с.190-195.

3. Гуськова Т., Елагина М. Что нужно знать о ребенке: ранний и младший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание.-1986.-№5.-с. 5-12.

 

Практическая работа № 7.

 

Тема: Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте.

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная ситуация развития и основные новообразования дошкольного возраста.

2. Виды деятельности дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте.

3. Развитие личности дошкольника.

4. Развитие познавательной сферы психики в дошкольный период.

5. Характеристика кризиса 7 лет.

Литература:

1. Емельянова М.В. Психология развития.- М., 2003.

2. Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2000.

3. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А.Реана.-СПб., 2001.

4. Психология развития /Под ред. Т.Д.Марцинковской.-М., 2001.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека.- М.: Аспект- Пресс, 2001.

6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.-М., 1996.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: сенсорные эталоны, соподчинение мотивов, наглядно-образное мышление, эгоцентризм.

2. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк.- М., 1994.-с.216-229.

Сделать краткие выписки по вопросам:

· Как меняются содержание и формы активности в дошкольном возрасте?

· Как осуществляется умственная деятельность?

· Что свидетельствует о познавательной направленности активности дошкольника?

· В чем ценность познавательной активности для развития психики ребенка?

· Как меняются отношения дошкольника со взрослыми?

· Как изменяются отношения со сверстниками в дошкольном возрасте?

· В чем состоит качественное отличие мотивации поведения дошкольника по сравнению с детьми раннего возраста?

· Каковы признаки самостоятельности ребенка?

· В чем заключается характеристика шалости как формы активности ребенка?

· Какие основные изменения происходят в развитии личности в дошкольном возрасте?

3. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии.- 1996.- № 6.- с.64-75.(конспект)

4. Поддьяков Н.А. Проблемы психического развития ребенка // Дошкольное воспитание.- 2001.- № 9.- с.68-75. (краткие выписки).

 

 

Практическая работа № 8.

Тема: Психологическая готовность к школьному обучению.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о психологической готовности к обучению в школе. Школьная зрелость.

2. Компоненты психологической готовности к школьному обучению:

а). личностная (мотивационная) готовность

б). коммуникативная готовность

в). развитие произвольности поведения

г). интеллектуальная готовность.

3. Проблемы обучения детей с 6-ти лет.

Литература:

1. Емельянова М.В. Психология развития.- М., 2003.

2. Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2000.

3. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А.Реана.-СПб., 2001.

4. Психология развития /Под ред. Т.Д.Марцинковской.-М., 2001.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека.- М.: Аспект- Пресс, 2001.

6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.-М., 1996.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: школьная зрелость, психологическая готовность к обучению, личностная готовность, волевая готовность, коммуникативная готовность, интеллектуальная готовность, адаптация.

2. Абдурасулова Т.Д. Нормативная диагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе у детей 4-5 лет // Вопросы психологии.- 1997.- № 2.- с.18-23.

3. Битянова М., Барчук О. Диагностика школьной зрелости // Школьный психолог.-2000.-№ 30.- (специальный вкладыш).-(доклад).

 

Практическая работа № 9, 10.

 

Тема: Общая характеристика младшего школьного возраста.

 

Вопросы для обсуждения.

 

1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Проблема адаптации к школьной жизни.

2. Значение разных видов деятельности для психического развития младшего школьника.

3. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, ее особенности и динамика. Развитие мотивов учения. Становление элементов учебной деятельности.

4. Развитие познавательных процессов у младшего школьника.

5. Изменения в мотивационно-потребностной сфере.

6. Развитие эмоционально-волевой сферы.

7. Особенности общения со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.

 

 

Литература:

1. Емельянова М.В. Психология развития.- М., 2003.

2. Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2000.

3. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А.Реана.-СПб., 2001.

4. Психология развития /Под ред. Т.Д.Марцинковской.-М., 2001.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека.- М.: Аспект- Пресс, 2001.

6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.-М., 2001.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: внутренний план действий, мотивация достижений, мотивация избегания неудачи, мотив, произвольная регуляция, рефлексия, самооценка, словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, уровень притязаний, учебная деятельность.

2. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии.- 2001.-№ 5.-с.19-35.(конспект).

 

 

Практическая работа № 11, 12.

 

Тема: Общая характеристика подросткового возраста.

Вопросы для обсуждения:

1. Анатомо-физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте и ее влияние на психические особенности и поведение подростка.

2. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.

3. Особенности развития самосознания.

4. Изменения в мотивационно-потребностной сфере.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы.

6. Развитие познавательных процессов.

7. Особенности учебной деятельности в подростковом возрасте.

8. Особенности общения со взрослыми и сверстниками в подростковом возрасте.

 

Литература:

1. Емельянова М.В. Психология развития. М., 2003.

2. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

3. Психология человека от рождения до смерти/Под ред. А.А.Реана.- СПб., 2001.

4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека.- М.: Аспект-Пресс, 2001.

5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.-СПб.: Питер.-2000.

6. Фельдштейн Д.И. Психология взросления.- М.: МПСИ:»Флита», 1999.

7. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности.-М.: МПСИ.1996.

8. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития.-М., 2003.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь: Акселерация, девиантное поведение, делинквентное поведение, дисморфомания, маскулинность, подростковый кризис, реакция группирования, реакция имитации, реакция конформизма, хобби-реакция, реакция эмансипации, ретардация, референтная группа, теоретическое мышление, феминность.

2. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап в жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста// Хрестоматия по возрастной психологии/ Под ред. Д.И.Фельштейна.- М.: МПСИ, 1996.-С. 239-248.(конспект)

3. Малышева С.В., Рождественская Н.А. Особенности чувства одиночества у подростков// Вестник МГУ.-Психология.-2001.-№3 (выписки).

4. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста// Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: МПСИ, 1996.- С.163-168.(конспект)

5.Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков //Вопросы психологии. -№ 4.-с.39-47.(доклад)

6. Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования адекватного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии.-1997.- № 2.-с.48-60. (доклад).

 

 

Практическая работа № 13, 14.

 

Тема: Общая характеристика юношеского возраста.

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная ситуация развития в ранней юности.

2. Профессионально-учебная деятельность как ведущая деятельность в период ранней юности. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации обучения.

3. Личностное развитие в юношеском возрасте. Проблема личностного самоопределения. Развитие самосознания.

4. Изменение мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер в ранней юности.

5. Характеристика общения со взрослыми и сверстниками в ранней юности.

6. Юношеская субкультура.

 

Литература:

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков.-СПб., 1998.

2. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание.-М., 1986.

3. Ермолаева М.В. Психология взросления.- Москва-Воронеж, 2003.

4. Крайг Г. Психология развития.- СПб.: Питер, 2000.

5. Кулагина И.В. Возрастная психология. –М., 1996.

6. Психологическое сопровождение выбора профессии/ Под ред. Л.М.Митиной.- М.: МПСИ:»Флинта», 1998.

7. Психология развитие человека от рождения до смерти/ Под ред. А.А. Реана.- СПб., 2001.

8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.- М.: МПСИ, 1996.

9. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.-СПб.: Питер, 2000.

10. Сапогова Е.Е. Психология развития человека.- М.: Аспект-Пресс, 2001.

11. Шеффер Д. Дети и подростки: Психология развития.- М., 2003.

 

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь: жизненные планы, интеллектуальная зрелость, максимализм, мировоззрение, самовоспитание, самосознание, самоопределение(профессиональное, нравственное), Я-концепция.

2. Кон И.С. Психология старшеклассника// Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: ИПП, 1996.- С.259-266.(конспект)

3. Собкин В.С. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: социокультурные траектории ценностных трансформаций// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.- М.: Академия, 2001.-С.359-363.(выписки)

4.Толстых Н.Н. Обращенность в будущее- аффективный центр жизни в ранней юности.// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./Сост. И.В. Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин.-М.: Академия, 2001.-С.348-350.(выписки)

 

 

Практическая работа № 15.

 

Тема: Общая характеристика взрослости. Ранняя взрослость (20-30 лет).

Вопросы для обсуждения:

1. Период взрослости. Периодизации взрослости.

2. Общая характеристика ранней взрослости.

3. Профессиональное самоопределение и определение нового социального статуса. Мотивы выбора профессии. Психологические особенности кризисов профессионального становления.

4. Развитие личности в ранней взрослости.

5. Развитие когнитивной сферы в ранней взрослости.

6. Характеристика кризиса 30 лет.

 

Литература:

1. Ермолаева М.В. Психология развития. Москва-Воронеж, 2003.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб:»Питер», 2000.

3. Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова.-М.: Проспект, 1998.-с.235-239.

4. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А. Реана.-СПб., 2001.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь: ранняя взрослость.

2. Гурова Р.С. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры// Педагогика.-2000.-№1.(конспект)

3. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже 21 века// Психологический журнал.-2000.-№3.-с.73-81.(конспект)

 

Практическая работа № 16.

 

Тема: Особенности развития в период средней и поздней взрослости.(30-40 и 40/45-55/60).

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика средней взрослости.

2. Профессиональное развитие. Мотивация профессиональной деятельности.

3. Личностное развитие в средней взрослости.

4. Когнитивное развитие в средней взрослости.

5. Характеристика кризиса 40/45 лет.

6. Общая характеристика поздней взрослости.

7. Понятие зрелость. Признаки зрелой личности.

8. Личностное развитие в период зрелости.

9. Когнитивное развитие в зрелости.

 

Литература:

1. Ермолаева М.В. Психология развития. Москва-Воронеж, 2003.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб:»Питер», 2000.

3. Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова.-М.: Проспект, 1998.-с.235-239.

4. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А. Реана.-СПб., 2001.

5. Реан А.А. Психология среднего возраста, старения и смерти.-М., 2003.

6. Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых.-Л., 1981.

7. Степанова Е.И. Психология взрослых. Экспериментальная акмеология.-СПб.: Алетейя, 2000.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь: зрелость.

2. Пиняева С.Е., Андреев В.Н. Личность и профессиональное развитие в период зрелости// Вопросы психологии.-1998.-№2.-с.3-9(конспект)

3. Реан А.А. Акмеология личности //Психологический журнал.-2000.-№3.-с.89-95.(краткие выписки).

 

Практическая работа № 17.

 

Тема: Особенности развития в период старости.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Общая характеристика периода старости. Типологии старения.

2. Характеристика познавательной активности в старости. Причины ухудшения интеллектуальных функций (прямые и косвенные). Механизмы компенсации возможного снижения интеллектуальной деятельности в старости.

3. Значение общения в позднем возрасте. Проблема одиночества. Особенности межличностных отношений в старческом возрасте.

4. Факторы удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте. Психологические условия активной старости. Психологическая поддержка людей позднего возраста.

5. Этапы умирания (по Э.Кюблер-Росс). Добровольный уход из жизни. Эвтаназия (активная и пассивная).

 

Литература:

1.Ермолаева М. Практическая психология старости.-М.: Эксмо-Пресс, 2002.

2. Ермолаева М.В. Психология развития. Москва-Воронеж, 2003.

3. Крайг Г. Психология развития. – СПб:»Питер», 2000.

4. Краснова О.В. Социальная психология старения.

5. Психология смерти и умирания / сост. К.В. Сельченок..-Мн.: Хорвест, 1998.

6. Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова.-М.: Проспект, 1998.-с.235-239.

7. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А. Реана.-СПб., 2001.

8. Реан А.А. Психология среднего возраста, старения и смерти.-М., 2003.

9. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное.-М.: Медицина, 1996.

 

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь: витаукт, геронтология, геронтогенез, инволюция, ипохондрическая фиксация, «программированное» старение, «непрограммированное» старение, психологическое и социальное старение.

2. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности // Психологический журнал.-1996.-№6.-с.60-71.

3. Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта //Мир психологии.-1999.-№2.-с.133-141.

4. Бороздина л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте //Вестник Московского университета.-Психология.-1998.-№1.-с.23-41. (конспект).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.