Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Проректор по учебной работе






МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

_______________ Архип И.А.

«____»___________200____г.

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

«030900-Дошкольная педагогика и психология»

«031300-Социальная педагогика»

«020300-Социология»

«020700-История»

«032900-Русский язык и литература»

«033200-Иностранный язык»

«010200-Прикладная математика и информатика»

«032200-Физика с дополнительной специальностью информатика»

«061800-Математические методы в экономике»

«032400-Биология»

«032500-География с дополнительной специальностью технология и предпринимательство»

«030500-Профессиональное обучение (дизайн)»

«030600-Технология и предпринимательство»

«031900-Специальная психология»

«031700-Олигофрено-педагогика»

«032000-Специальная дошкольная педагогика и психология»

«031800-Логопедия»

«030800-Изобразительное искусство»

«05300-Народное художественное творчество»

«031200-Педагогика и методика начального образования с доп. специальностью информатика»

«033100-Физическая культура»

«033300-Безопасность жизнедеятельности»

 

 

Утверждено на заседании кафедры психологии ФДВ (протокол №__от____200_г.)   Зав. Кафедрой ________________________      

 

Авторы-составители программы – Краснова А.Н, Двоеглазова М.Ю.

 

Рецензенты:

О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, профессор, Мурманского государственного технического университета (МГТУ)

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Возрастная психология является одной из ведущих дисциплин в системе подготовки будущих педагогов.

Главная цель программы состоит в том, чтобы раскрыть закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза. В основу программы положено сложившееся в отечественной психологии представление о психическом развитии как присвоении социального опыта в процессе взаимодействия человека, ребенка с окружающей его действительностью. Сама психика анализируется с точки зрения ее социальной, деятельностной природы.

Представленная программа включает в себя объяснительную записку, описание содержания курса по разделам и темам, списки литературы по курсу, вопросы к зачету и экзамену, планы практических занятий, проверочный тест.

Программа предназначена для студентов педагогических вузов непсихологических специальностей, обучающихся на факультетах естественно-экологическом, историко-филологическом, физико-математическом, иностранных языков, культуры и искусства.

Темы представленные в программе, соответствуют государственному стандарту по дисциплине, а также наиболее известным современным учебным пособиям по предмету.

Программа включает два раздела. В первом “Общие вопросы возрастной психологии” дается характеристика возрастной психологии как науки, раскрываются методологические основы этой отрасли психологии, представление о ее предмете, задачах, методах, показываются предпосылки и этапы ее становления как науки.

Во втором разделе “ Развитие психики на разных возрастных этапах” рассматриваются отдельные периоды онтогенеза как своеобразные возрастные этапы, имеющие свои тенденции и свои новообразования, вносящие определенный вклад в целостное развитие человека. При характеристике возрастных периодов прослеживаются новообразования в главных сферах психики человека: деятельностной, личностной и познавательной. Линии, специфика психического развития в разные возрастные периоды показываются в их взаимодействии с воспитанием и обучением, а в более зрелых возрастах - с самосовершенствованием личности.

Основные задачи программы состоят в том, чтобы:

· описать целостную картину развития, проследив взаимосвязи от одного возрастного этапа к другому;

· раскрыть закономерности, предпосылки, условия и движущие силы психического развития.

В результате изучения дисциплины «Возрастная психология» студенты должны знать:

· основные категории и понятия возрастной психологии;

· основные закономерности развития человека на разных этапах жизненного пути, психологические новообразования каждого возрастного периода;

· виды ведущей деятельности, особенности их становления, развития и смены в онтогенезе;

должны уметь:

· видеть и понимать психологическую реальность, стоящую за поведением и деятельностью ребенка на разных возрастных этапах;

· применять психологические методы (эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности) и интерпретировать результаты в исследовательских целях;

· выявлять и учитывать особенности деятельности и психического развития ребенка, осуществлять процесс обучения и воспитания так, чтобы он соответствовал когнитивному и личностному развитию ребенка.


Темы для самостоятельного изучения






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.