Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шандор Ференци 8 страница






Характерным сим­п­то­мом па­ра­ли­ти­ка яв­ля­ет­ся уве­ли­че­ние ве­са его те­ла. Грод­дек по­ла­га­ет, что силь­ное вли­яние на пси­хи­ку пи­та­ния че­ло­ве­ка мож­но объ­яс­нить пос­ред­с­т­вом пси­хо­ана­ли­за как те­лес­ное «уве­ли­че­ние Я», т.е. нар­цис­сиз­мом (ср. с из­вес­т­ным вы­ра­же­ни­ем: «он на­ду­ва­ет­ся от гор­дос­ти»).

Иногда боль­ные еще сох­ра­ня­ют спо­соб­ность бо­лее или ме­нее точ­но на­зы­вать циф­ры про­ве­ден­ных в боль­ни­це лет, ис­хо­дя при этом из сво­его воз­рас­та. Од­на­ко на воп­рос: сколь­ко вам лет - бу­ду­чи уве­рен­ным, что са­мо­оцен­ка его Я важ­нее лю­бой ма­те­ма­ти­ки - ре­ши­тель­но на­зо­вет воз­раст до бо­лез­ни. Злые го­да с на­ча­ла за­бо­ле­ва­ния бу­дут прос­то вы­чер­к­ну­ты. Это на­по­ми­на­ет ре­бен­ка из чу­дес­но­го сти­хот­во­ре­ния Вор­д­с­вор­та, ко­то­рый все вре­мя твер­дил: «Нас се­ме­ро!», хо­тя его бра­тиш­ки и сес­т­рен­ки по­ко­ились на цер­ков­ном клад­би­ще.

Одновременно с рас­па­дом лич­нос­ти по­оче­ред­но воз­рож­да­ют­ся все пре­одо­лен­ные эта­пы эро­ти­ки и ор­га­ни­за­ции ли­би­до: склон­ность к ин­цес­ту, го­мо­сек­су­ализ­му, эк­с­ги­би­ци­ониз­му, страсть к под­г­ля­ды­ва­нию, са­до­ма­зо­хизм и т.д. По­хо­же, буд­то весь про­цесс раз­ви­тия, обус­ло­вив­ший «дву­по­люс­ное раз­де­ле­ние» ин­с­тин­к­тов меж­ду моз­гом и ге­ни­та­ли­ями, пос­те­пен­но на­чал об­рат­ное дви­же­ние, и очи­щен­ное вос­пи­та­ни­ем Я сно­ва пе­ре­пол­ня­ет­ся эро­ти­кой. С уве­ли­че­ни­ем тем­па рас­па­да боль­ной все боль­ше ста­но­вит­ся всев­лас­т­ным.

Указанную вы­ше ана­ло­гию пси­хо­ген­ной ма­ни­акаль­ной ме­лан­хо­лии с па­ра­ли­ти­чес­кой сле­ду­ет уг­лу­бить с уче­том ввод­ных слов Фрей­да в тру­де «Мас­со­вая пси­хо­ло­гия», а имен­но: «В ду­шев­ной жиз­ни от­дель­ной лич­нос­ти ре­гу­ляр­но про­яв­ля­ет­ся дру­гая как при­мер, объ­ект, по­мощ­ник или про­тив­ник, вслед­с­т­вие че­го ин­ди­ви­ду­аль­ная пси­хо­ло­гия из­на­чаль­но и од­нов­ре­мен­но яв­ля­ет­ся со­ци­аль­ной пси­хо­ло­ги­ей в ши­ро­ком, но впол­не пра­во­мер­ном смыс­ле».

В пси­хо­ген­ной ме­лан­хо­лии сим­п­том пе­ча­ли свя­зан с по­те­рей «иде­ала Я», слу­жа­ще­го при­ме­ром, по­яв­ля­ет­ся так­же мо­тив не­на­вис­ти к за­рож­да­ющей­ся иден­ти­фи­ка­ции. Па­ра­ли­ти­чес­кий про­цесс, нап­ро­тив, раз­ру­ша­ет ряд удач­но за­вер­шен­ных иден­ти­фи­ка­ций, сум­ма ко­то­рых оз­на­ча­ет, что «иде­ал Я» дос­тиг­нут. Эти иден­ти­фи­ка­ции и иде­алы, рав­но как преж­ние сту­пе­ни раз­ви­тия и про­яв­ля­ющи­еся иног­да при пси­хо­зах гал­лю­ци­на­ции, пер­со­ни­фи­ка­ции и т.д., не­об­хо­ди­мо рас­поз­на­вать в ка­чес­т­ве срав­ни­тель­но не­за­ви­си­мых ком­п­лек­сов, ко­то­рые во вре­мя сно­ви­де­ний или прис­ту­пов пси­хо­за мо­гут об­рес­ти са­мос­то­ятель­ность. Во вся­ком слу­чае при па­ра­ли­че до­пус­ти­мо срав­не­ние раз­ви­ва­юще­го­ся про­цес­са ат­ро­фии фун­к­ции с ме­ха­низ­мом про­ек­ции и, как про­ти­во­по­лож­ность, «интро­ек­ции иде­ала», рас­смат­ри­ва­емой в све­те ана­ли­за как раз­ви­тие Я.

Даже пос­лед­няя фа­за па­ра­ли­ча, т.е. пол­ный иди­отизм, не яв­ля­ет­ся не­пос­ред­с­т­вен­ным след­с­т­ви­ем раз­ру­ше­ния нер­в­ной тка­ни; ду­ша па­ра­ли­ти­ка до его пос­лед­не­го вздо­ха бу­дет стре­мить­ся к сох­ран­нос­ти са­мо­оцен­ки Я и под­дер­жи­вать ат­ро­фи­ро­ва­ние бо­ли до «по­те­ри соз­на­ния», об­ра­ща­ясь к рег­рес­сии ин­фан­тиль­нос­ти. За­да­чей пси­хо­ана­ли­ти­чес­кой те­ории яв­ля­ет­ся ус­та­нов­ле­ние раз­лич­ных ви­дов про­цес­са па­ра­ли­ча. Ос­нов­ные ти­пы сле­ду­ющие: ме­лан­хо­ли­чес­кий (мик­ро­ма­ни­акаль­ный), ма­ни­акаль­ный (ме­га­ло­ма­ни­акаль­ный), прос­той иди­отизм. Пси­хо­ана­лиз ус­та­нав­ли­ва­ет при­чи­ну па­то­ге­не­за нев­ро­зов в ви­де урав­не­ния, фак­то­ры ко­то­ро­го - кон­с­ти­ту­ция че­ло­ве­ка и трав­ма­тизм. Для па­ра­ли­ча это пра­ви­ло без ис­к­лю­че­ний. Но от наз­ван­ных двух фак­то­ров за­ви­сит, кро­ме ус­та­нов­ле­ния при­чин, так­же оп­ре­де­ле­ние ви­да нев­ро­за, под ук­ры­тие ко­то­ро­го стре­мит­ся бе­жать ду­ша. Та­ко­ва об­ласть, в ко­то­рую ог­ра­ни­чен­но вклю­ча­ет­ся не­од­нок­рат­но от­ме­чен­ный ли­те­ра­ту­рой эн­до­ген­ный мо­мент па­ра­ли­ча. Для раз­ви­тия па­то­ло­ги­чес­ко­го про­цес­са не­без­раз­ли­чен вид ре­ак­ции пси­хи­ки на сос­то­яние моз­га, на то, как ин­ди­ви­ду­аль­но сфор­ми­ро­ва­ны кон­с­ти­ту­ция Я и ли­би­до и где сла­бые и силь­ные точ­ки их «фик­са­ции». Мы мо­жем из­на­чаль­но ут­вер­ж­дать, что у че­ло­ве­ка нар­цис­си­чес­ко­го ти­па па­ра­лич бу­дет иметь иную ок­рас­ку, а пси­хоз - иное раз­ви­тие, чем у че­ло­ве­ка, ори­ен­ти­ро­ван­но­го на пе­ре­нос, а так­же что при рег­рес­сии к ораль­но-эро­ти­чес­ким и са­дис­ти­чес­ки-аналь­но-эро­ти­чес­ким яв­ле­ни­ям гос­под­с­т­ву­ют иные сим­п­то­мы, чем при пол­нос­тью раз­ви­том при­ма­те ге­ни­таль­ной зо­ны. Для ана­ли­за ви­да и ин­тен­сив­нос­ти па­то­нев­ро­ти­чес­кой и пси­хо­ти­чес­кой ре­ак­ции не­об­хо­ди­мо зна­ние прош­ло­го - ста­дии раз­ви­тия Я у боль­но­го, уро­вень куль­ту­ры и об­ра­зо­ван­нос­ти, дос­тиг­ну­тые иде­алы. За­да­ча пос­ле­ду­юще­го ис­сле­до­ва­ния вклю­ча­ет ус­та­нов­ле­ние вза­имо­дей­с­т­вия осо­бен­нос­тей Я и ха­рак­те­ра сек­су­аль­нос­ти на сим­п­то­ма­ти­ку па­ра­ли­ча.

Однако уже на ран­нем эта­пе мож­но прий­ти к не­ко­то­рым зак­лю­че­ни­ям от­но­си­тель­но свя­зи меж­ду трав­мой и ви­дом пси­хо­ти­чес­ко­го сим­п­то­ма. Это еще не оз­на­ча­ет пол­но­го оп­ре­де­ле­ния па­то­ло­го-ана­то­ми­чес­ко­го сос­то­яния, хо­тя, не­сом­нен­но, нам ста­нут по­нят­ны вре­мен­ные и то­пи­чес­кие мо­мен­ты за­бо­ле­ва­ния. Не­ожи­дан­ная смерть вы­зы­ва­ет ин­тен­сив­ную пе­чаль, а ра­зо­ча­ро­ва­ние в нар­цис­си­чес­ки лю­би­мом объ­ек­те - глу­бо­кую ме­лан­хо­лию. Точ­но так же силь­ная па­то­нев­ро­ти­чес­кая ре­ак­ция вы­зо­вет в ап­па­ра­те пси­хи­ки ком­пен­са­ци­он­ную де­ятель­ность, про­яв­ля­ющу­юся в не­за­мет­но на­чи­на­ющей­ся и пос­те­пен­но прог­рес­си­ру­ющей бо­лез­ни моз­га. В пос­лед­нем слу­чае воз­мо­жен прос­той иди­отизм, сре­ди при­чин ко­то­ро­го не ис­к­лю­чен мо­мент трав­ма­тиз­ма, ве­ду­щий к мо­би­ли­за­ции боль­ших ко­ли­честв нар­цис­си­чес­ко­го ли­би­до и воз­мож­ное про­во­ци­ро­ва­ние па­ра­ли­ти­чес­кой ме­лан­хо­лии и ма­ни­акаль­нос­ти.

Активность ме­лан­хо­ли­чес­кой ре­ак­ции на за­бо­ле­ва­ние моз­га и от­вет­ная ма­ни­акаль­ная ре­ак­ция дол­ж­ны быть, в со­от­вет­с­т­вии с из­ло­жен­ным,

исследованы во вза­имос­вя­зи со сте­пенью раз­ни­цы нап­ря­же­ния меж­ду яд­ром Я и нар­цис­си­чес­ким Я. Ес­ли яд­ро дос­та­ет­ся срав­ни­тель­но не зат­ро­ну­тым (в том чис­ле его фун­к­ции, са­мо­оцен­ка, со­весть и т.д.), то ко­лос­саль­ный упа­док раз­лич­ных те­лес­ных и ду­хов­ных фун­к­ций обя­за­тель­но пов­ле­чет за со­бой пси­хи­чес­кие ре­ак­ции; ес­ли же в про­цес­се об­ще­го рас­па­да пси­хи­ки так­же ис­чез­нет «кри­ти­ка Я», то ве­ро­ят­но, что за­бо­ле­ва­ние при­мет ха­рак­тер прос­то­го иди­отиз­ма. Од­на­ко бур­ный в про­яв­ле­ни­ях ме­га­ло­ма­ни­акаль­ный па­ра­ли­тик не зас­лу­жи­ва­ет то­го, что­бы его от­но­си­ли к ти­пу с пол­ным от­сут­с­т­ви­ем са­мок­ри­ти­ки, о чем на­пи­са­но в учеб­ни­ках. Это спра­вед­ли­во толь­ко по от­но­ше­нию к па­ра­ли­ти­кам-иди­отам, в то вре­мя как имен­но ра­ни­мая са­мок­ри­ти­ка спо­соб­с­т­ву­ет об­на­ру­же­нию сим­п­то­мов у мик­ро- и ме­га­ло­мань­яков. Часть па­ра­ли­ти­чес­ких мань­яков и ме­лан­хо­ли­ков, оп­ра­вив­шись от пси­хи­чес­ко­го шо­ка, мо­жет го­да­ми жить нор­маль­но или пре­одо­ле­вая не­боль­шие зат­руд­не­ния, что до­ка­зы­ва­ет фун­к­ци­ональ­ную при­ро­ду их пси­хо­ти­чес­ких сим­п­то­мов. Ес­ли же про­цесс рас­па­да ох­ва­ты­ва­ет срав­ни­тель­но не­зат­ро­ну­тое яд­ро Я, в этом слу­чае воз­мо­жен пе­ре­ход ма­ни­акаль­но-ме­лан­хо­ли­чес­кой фа­зы в ста­дию иди­отиз­ма. Вслед­с­т­вие сни­же­ния кри­ти­ки в яд­ре ис­че­за­ет су­щес­т­во­вав­шее меж­ду ним и нар­цис­си­чес­ким ос­тат­ком Я нап­ря­же­ние, обус­ло­вив­шее ра­бо­ту ком­пен­са­ции. Те­перь ин­ди­ви­ду­ум дей­с­т­ви­тель­но об­хо­дит­ся без кри­ти­ки, пе­ре­жи­вая без осо­бых эмо­ций прог­рес­си­ру­ющий упа­док сво­их спо­соб­нос­тей.

Известен еще один ред­ко встре­ча­ющий­ся вид па­ра­ли­ча, зас­лу­жи­ва­ющий осо­бо­го вни­ма­ния с по­зи­ции те­ории. Я имею в ви­ду «аги­ти­ру­ющую» или «га­ло­пи­ру­ющую» фор­му. Она от­ли­ча­ет­ся не­ве­ро­ят­ным бес­по­кой­с­т­вом боль­но­го, бес­смыс­лен­ны­ми ре­ча­ми, прис­ту­па­ми ярос­ти и т.д., вско­ре пе­ре­хо­дит в гал­лю­ци­на­тор­но-го­ря­чеч­ный бред, во вре­мя ко­то­ро­го боль­ной бес­связ­но кри­чит, все кру­шит, рвет, на­па­да­ет на слу­жи­те­лей. У боль­но­го воз­ни­ка­ют «пер­со­ни­фи­ка­ции», вы­да­ющие ему не­ве­ро­ят­ные приз­на­ния, ко­то­рые он пре­дан­но ис­пол­ня­ет и пр. (см. при­мер Блей­ле­ра из «Учеб­ни­ка по пси­хи­ат­рии»). Та­кие па­ци­ен­ты вско­ре уми­ра­ют в ре­зуль­та­те ис­то­ще­ния от неп­ре­одо­ли­мой страс­ти к дви­же­ни­ям. Па­то­ло­ги­чес­кая ана­то­мия по­ка не смог­ла объ­яс­нить эту спе­ци­фи­чес­кую фор­му па­ра­ли­ча, и мы впра­ве об­ра­тить­ся к по­мо­щи пси­хо­ана­ли­за. Здесь мы на­хо­дим спра­воч­ный ма­те­ри­ал, ба­зи­ру­ющий­ся на ме­тап­си­хо­ло­ги­чес­ком то­пи­ке Фрей­да.

Мы уже от­ме­ча­ли, что про­цесс раз­ру­ше­ния на­чи­на­ет­ся на «пе­ри­фе­рии Я», т.е. с усе­че­ния те­лес­ных фун­к­ций, и пос­те­пен­но или тол­ч­ка­ми зах­ва­ты­ва­ет выс­шие ду­хов­ные спо­соб­нос­ти, од­на­ко яд­ро Я еще удер­жи­ва­ет це­лос­т­ность лич­нос­ти, прав­да, на рег­рес­сив­но сни­жен­ном уров­не. Яд­ро Я за­щи­ща­ет­ся от пол­но­го рас­па­да пос­ред­с­т­вом кон­т­р­за­ме­ще­ний и со­от­вет­с­т­ву­ющи­ми ре­ак­ци­ями ли­бо удер­жи­ва­ет час­ти Я и сво­ев­ре­мен­но «спа­са­ет­ся» пе­ре­ме­ще­ни­ем в яд­ро Я, ко­то­рое неп­ре­рыв­но уве­ли­чи­ва­ет свой нар­цис­си­чес­кий по­тен­ци­ал.

Представим се­бе слу­чай, ког­да про­цесс за­бо­ле­ва­ния (пси­хо­то­пи­чес­кий или гис­то­ло­ги­чес­кий) сна­ча­ла раз­ру­ша­ет яд­ро Я и его фун­к­ции, и тем са­мым вы­мы­ва­ют­ся «скле­ива­ющие» час­ти лич­нос­ти. Та­ким об­ра­зом, от­дель­ные «иден­ти­фи­ка­ции» и «пер­со­ни­фи­ка­ции», не ус­пев­шие от­дать свое за­ме­ще­ние ли­би­до, на­чи­на­ют дей­с­т­во­вать не­за­ви­си­мо от вза­им­ных свя­зей со­вер­шен­но анар­хи­чес­ки, что соз­да­ет об­щую кар­ти­ну га­ло­пи­ру­юще­го па­ра­ли­ча. Ес­ли это объ­яс­не­ние оп­рав­да­но, то его те­оре­ти­чес­кий ин­те­рес зак­лю­ча­ет­ся в том, что пос­ред­с­т­вом даль­ней­ше­го раз­ви­тия Фрей­до­ва срав­не­ния ин­ди­ви­ду­аль­ной и мас­со­вой пси­хо­ло­гии мож­но по­дой­ти к кар­ти­не кон­цеп­ту­аль­но­го пред­с­тав­ле­ния об «орга­ни­за­ции» ин­ди­ви­ду­аль­ной ду­ши. В ней так же, как в «мас­со­вой ду­ше» мож­но опоз­нать нар­цис­си­чес­кое ли­би­до, т.е. си­лу, ко­то­рая свя­зы­ва­ет час­ти лич­нос­ти в еди­ное це­лое. В нем так же, как в не­ко­то­рых ор­га­ни­зо­ван­ных мас­сах, су­щес­т­ву­ет иерар­хия ин­с­тан­ций. Жиз­нес­по­соб­ность ор­га­ни­за­ции за­ви­сит от су­щес­т­во­ва­ния гос­под­с­т­ву­юще­го над ин­с­тан­ци­ями ли­де­ра - ру­ко­во­ди­те­ля. Это ру­ко­вод­с­т­во в ин­ди­ви­ду­аль­ной ду­ше вы­пол­ня­ет яд­ро Я. Ес­ли яд­ро раз­ру­ша­ет­ся, то ин­ди­ви­ду­ум при­хо­дит в сос­то­яние сум­бур­ной анар­хии, име­ну­емой в мас­со­вой пси­хо­ло­гии па­ни­кой. С рас­па­дом ли­би­доз­ных свя­зей от­дель­ных час­тей Я с ру­ко­во­дя­щим яд­ром прек­ра­ща­ет­ся вза­имо­дей­с­т­вие меж­ду эле­мен­та­ми иерар­хии, так как, по Фрей­ду, един­с­т­вен­ным мо­ти­вом та­кой ко­опе­ра­ции яв­ля­ет­ся чув­с­т­во свя­зи с об­щим ру­ко­во­ди­те­лем. Ус­та­нов­ле­но, что при гал­лю­ци­на­тор­ном сум­бу­ре обыч­но воз­ни­ка­ет не­ве­ро­ят­ный страх. Мас­со­вая па­ни­ка ана­ло­гич­на пси­хи­чес­кой «па­ни­ке» в том смыс­ле, что вне­зап­но выс­во­бож­ден­ная пси­хи­чес­кая энер­гия прев­ра­ща­ет­ся в «по­ток».

Разумеется, сле­до­ва­ло бы по­доб­ным об­ра­зом най­ти объ­яс­не­ние не­па­ра­ли­ти­чес­ким яв­ле­ни­ям ано­йи, нап­ри­мер, ря­ду ток­си­чес­ких де­ли­рий. С дру­гой сто­ро­ны, «план ор­га­ни­за­ции ин­ди­ви­ду­аль­ной ду­ши» от­к­рыл бы путь к по­ни­ма­нию по­ка не­объ­яс­нен­ной «тен­ден­ции к уни­фи­ка­ции», а так­же фак­та «ассо­ци­ации мыс­лей». По­буж­де­ние к уни­фи­ка­ции двух пси­хи­чес­ких со­дер­жа­ний воз­ник­ло бы на ос­но­ве ли­би­доз­но­го об­ра­ще­ния к треть­ему ве­ду­ще­му ком­п­лек­су - яд­ру Я.

Что ж, по­ра по­кон­чить с этой спе­ку­ля­ци­ей от­но­си­тель­но сте­ре­охи­мии ду­ши и вер­нуть­ся к глав­ной те­ме. Мно­гие пси­хо­ти­чес­кие яв­ле­ния прог­рес­си­ру­юще­го па­ра­ли­ча, а так­же об­щее те­че­ние этой бо­лез­ни по­ка не­дос­туп­ны пси­хо­ана­ли­ти­чес­ко­му объ­яс­не­нию. На­ша по­пыт­ка при­во­дит к мыс­ли о воз­мож­ном ре­ше­нии этой слож­ной проб­ле­мы об­щей пси­хи­ат­рии и пси­хо­ло­гии. Мож­но на­де­ять­ся, что пси­хо­ана­лиз, за­явив­ший о сво­ей ком­пе­тен­т­нос­ти толь­ко в час­ти так на­зы­ва­емых «фун­к­ци­ональ­ных» пси­хо­зов, ны­не зас­лу­жи­ва­ет вни­ма­ния так­же со сто­ро­ны ор­га­ни­чес­кой пси­хи­ат­рии.

 

10. Символика моста и легенда о Дон Жуане

(1922)

 

В крат­ком эс­се о «Сим­во­ли­ке мос­та» я пы­тал­ся рас­к­рыть нес­коль­ко зна­че­ний «мос­та» в бес­соз­на­тель­ном. Сог­лас­но дан­но­му тол­ко­ва­нию, мост: 1) муж­с­кой член, со­еди­ня­ющий ро­ди­те­лей во вре­мя ко­иту­са и под­дер­жи­ва­ющий «на пла­ву» мла­ден­ца; 2) яв­ля­ет­ся важ­ным сред­с­т­вом пе­ре­не­се­ния из «не­бы­тия» (су­щес­т­во­ва­ние в чре­ве ма­те­ри) в «бы­тие» (жизнь); 3) пос­коль­ку че­ло­век мо­жет пред­с­та­вить се­бе смерть толь­ко по об­раз­цу су­щес­т­во­ва­ния до рож­де­ния, сле­до­ва­тель­но, как воз­в­рат в чре­во ма­те­ри (в во­ду, в мать-зем­лю), то мост при­об­ре­та­ет так­же сим­во­ли­чес­кое зна­че­ние сред­с­т­ва дос­тав­ки в оби­тель смер­ти; 4) на­ко­нец «мост» во­об­ще ис­поль­зу­ет­ся как фор­маль­ное пред­с­тав­ле­ние «пе­ре­хо­дов» и «изме­не­ния об­с­то­ятельств». Итак, в пер­во­на­чаль­ной кон­цеп ции ле­ген­ды о Дон Жу­ане мо­ти­вы, ука­зан­ные в пун­к­тах 1 - 3, нас­толь­ко тес­но свя­за­ны с сим­во­лом мос­та, что я ре­шил­ся при­ме­нить эту «свя­зан­ность» для под­т­вер­ж­де­ния мо­его тол­ко­ва­ния.

Знаменитый охот­ник за жен­щи­на­ми Ми­гель Мо­на­ра Ви­чен­тел­ло де Ле­ко (Дон Жу­ан) по пре­да­нию за­жи­гал свою си­га­ру че­рез Гва­дал­к­ви­вир от си­га­ры дьяво­ла. Пов­с­т­ре­чав од­наж­ды про­цес­сию на соб­с­т­вен­ных по­хо­ро­нах, Дон меч­тал, что­бы его пог­реб­ли в крип­те со­ору­жен­ной им ка­пел­лы и что­бы мес­то его за­хо­ро­не­ния топ­та­ли но­га­ми лю­ди. Лишь пос­ле так на­зы­ва­емо­го «пог­ре­бе­ния» он об­ра­ща­ет­ся на путь ис­ти­ны и ста­но­вит­ся ка­ющим­ся греш­ни­ком. Итак, за­жи­га­емую че­рез ре­ку си­га­ру я по­ни­маю как ва­ри­ант сим­во­ла мос­та, сог­лас­но ко­то­ро­му (что ха­рак­тер­но для ва­ри­ан­тов) воз­в­ра­ща­ет­ся мно­гое из вы­тес­нен­но­го в бес­соз­на­тель­ное. Си­га­ра по фор­ме на­по­ми­на­ет пла­ме­не­ющий от же­ла­ния муж­с­кой ге­ни­таль­ный ор­ган. Ги­ган­т­с­кий жест - за­жи­га­ние че­рез ре­ку - хо­ро­шо вы­ра­жа­ет ко­лос­саль­ную по­тен­цию Дон Жу­ана и реп­ре­зен­ти­ру­ет ог­ром­ную эрек­цию его чле­на. При­сут­с­т­вие у мес­та соб­с­т­вен­но­го пог­ре­бе­ния объ­яс­ни­мо, ес­ли пред­по­ло­жить, что фан­та­зия фак­ти­чес­ки пред­с­тав­ля­ет пер­со­ни­фи­ка­цию столь су­щес­т­вен­ной час­ти те­лес­но­го Я До­на - его ге­ни­та­лии. При каж­дом по­ло­вом сно­ше­нии ге­ни­та­лии дей­с­т­ви­тель­но «пог­ре­бе­ны» в мес­те де­то­рож­де­ния, и ос­таль­ное Я мо­жет со стра­хом наб­лю­дать «пог­ре­бе­ние». Пси­хо­ана­лиз мно­го­чис­лен­ных сно­ви­де­ний и нев­ро­ти­чес­кой кла­ус­т­ро­фо­бии объ­яс­ня­ет страх «быть по­хо­ро­нен­ным» как пре­об­ра­жен­ное в страх же­ла­ние воз­в­ра­ще­ния в ма­те­рин­с­кое те­ло. С по­зи­ции нар­цис­сиз­ма каж­дый по­ло­вой акт, каж­дая жер­т­ва жен­щи­не есть по­те­ря или вид кас­т­ра­ции, на ко­то­рые пос­т­ра­дав­шее Я ре­аги­ру­ет смер­тель­ным стра­хом. Фан­та­зии уг­ры­зе­ния со­вес­ти и стра­ха, ве­ро­ят­но, так­же со­дей­с­т­ву­ют то­му, что при каж­дом по­ло­вом ак­те Дон ощу­ща­ет приб­ли­же­ние к аду и унич­то­же­нию. Ес­ли мы с Фрей­дом объ­яс­ня­ем тип Дон Жу­ана в лю­бов­ной жиз­ни, его не­обо­ри­мое стрем­ле­ние к об­ла­да­нию все­ми жен­щи­на­ми тем, что это эр­зац един­с­т­вен­ной люб­ви, в ко­то­рой от­ка­за­но До­ну (Эди­по­ва фан­та­зия), то ста­но­вит­ся по­нят­ным фан­тас­ти­чес­кий страх на­ка­за­ния за «смер­т­ный грех».

Разумеется, эти нес­коль­ко строк не пре­тен­ду­ют на ана­лиз скры­то­го со­дер­жа­ния ле­ген­ды, где еще мно­го не­объ­яс­нен­но­го с точ­ки зре­ния пси­хо­ана­ли­за, нап­ри­мер, воз­мож­ное го­мо­сек­су­аль­ное зна­че­ние за­жи­га­ния од­ной си­га­ры от дру­гой. Я стре­мил­ся к ус­та­нов­ле­нию и под­т­вер­ж­де­нию фал­ли­чес­ко­го и жизнь - смерть зна­че­ния мос­та в сре­де ти­пи­чес­ких сим­во­лов смер­ти, рож­де­ния и сек­су­аль­нос­ти.

 

11. Психе (душа) как сдерживающий фактор

Некоторые замечания к статье Ф. Александера «Метапсихологические наблюдения»

(1922)

 

В сво­ей ин­те­рес­ной ра­бо­те док­тор Алек­сан­дер пы­та­ет­ся объ­еди­нить изо­ли­ро­ван­ные, по Фрей­ду, ин­с­тин­к­ты сек­су­аль­ной жиз­ни, ин­с­тинкт смер­ти с об­щи­ми за­ко­на­ми би­оло­гии и фи­зи­ки. В ней, в час­т­нос­ти, ска­за­но: «Про­шу вас тща­тель­но про­ве­рить мое ут­вер­ж­де­ние о тор­мо­зя­щей фун­к­ции сис­те­мы «соз­на­тель­ность». Эту сис­те­му Фрейд счи­та­ет ак­тив­но ру­ко­во­дя­щей мо­ти­ли­те­том. Осо­бен­но ак­тив­ную де­ятель­ность в этой сис­те­ме осу­щес­т­в­ля­ет цен­зу­ра. Те­ория пси­хо­ана­ли­за не приз­на­ет, что акт соз­на­тель­нос­ти яв­ля­ет­ся толь­ко пас­сив­ным ре­гис­т­ра­то­ром внеш­них и внут­рен­них про­цес­сов… Од­на­ко, про­ве­ряя пси­хо­ана­ли­ти­чес­кий ма­те­ри­ал, мы ус­та­но­ви­ли, что вся по­зи­тив­но нап­рав­лен­ная ак­тив­ность ис­хо­дит от бо­лее глу­бо­ких сло­ев. Ди­на­мич­ны толь­ко ин­с­тин­к­ты. Един­с­т­вен­ной фун­к­ци­ей сис­те­мы «соз­на­тель­ность» яв­ля­ет­ся тор­мо­же­ние: вы­тес­не­ние, сдер­жи­ва­ние раз­ви­тия или удов­лет­во­ре­ния ин­с­тин­к­тов, или мак­си­мум их нап­рав­лен­нос­ти.

Эти мыс­ли, ис­хо­дя­щие из ре­зуль­та­тов пси­хо­ана­ли­за ду­шев­ных про­цес­сов, со­от­вет­с­т­ву­ют и мо­им взгля­дам, за ис­к­лю­че­ни­ем не­ко­то­рых оши­боч­ных оце­нок, тре­бу­ющих мо­ти­ви­ро­ван­но­го от­ве­та.

1. По­ни­ма­ние ак­та соз­на­тель­нос­ти как чис­то пас­сив­ной де­ятель­нос­ти не про­ти­во­ре­чит пси­хо­ана­ли­ти­чес­кой те­ории. Как сос­тав­ную часть те­ории ее рас­смат­ри­вал Фрейд в «Тол­ко­ва­нии сно­ви­де­ний», впер­вые под­чер­к­нув то­пи­чес­кую ло­ка­ли­за­цию фун­к­ций ду­ши в «пси­хи­чес­ких сис­те­мах». Фрейд ука­зал, что соз­на­тель­ность яв­ля­ет­ся ор­га­ном чувств для пси­хи­чес­ких ка­честв, что, бе­зус­лов­но, объ­яс­ня­ет пас­сив­ный ха­рак­тер соз­на­тель­но­го. Од­на­ко пред­соз­на­тель­ное (что Алек­сан­дер схе­ма­тич­но сме­ши­ва­ет с соз­на­тель­ным) Фрейд рас­смат­ри­ва­ет как вы­бо­роч­ную де­ятель­ность цен­зу­ры, сдер­жи­ва­ющей и тор­мо­зя­щей по­вы­ше­ние уров­ня не­соз­на­тель­но­го, рас­по­ло­жен­но­го в бо­лее глу­бо­ких сло­ях пси­хи­ки, ве­да­ющих про­яв­ле­ни­ями ин­с­тин­к­тов.

2. Этот те­зис яв­ля­ет­ся не толь­ко лич­ным мне­ни­ем Фрей­да, но раз­де­ля­ет­ся мно­ги­ми пси­хо­ана­ли­ти­ка­ми. Мо­гу сос­лать­ся на соб­с­т­вен­ную ра­бо­ту 1915 г. «Ана­лиз ра­венств», в ко­то­рой пос­ту­ли­ру­ют­ся ут­вер­ж­де­ния, по­доб­ные выс­ка­зан­ным Алек­сан­де­ром. При­во­жу со­от­вет­с­т­ву­ющий от­ры­вок. «Мис­ти­чес­кое и не­объ­яс­ни­мое, скры­тое в каж­дом ак­те во­ли и вни­ма­ния, по боль­шой час­ти ис­че­за­ет, ес­ли мы при­хо­дим к сле­ду­юще­му вы­во­ду. Пер­вич­ным в ак­те вни­ма­ния яв­ля­ет­ся тор­мо­же­ние всех иных дей­с­т­вий. Ес­ли все пу­ти к соз­на­тель­но­му, за ис­к­лю­че­ни­ем од­но­го, пе­рек­ры­ты, то по­ток пси­хи­чес­кой энер­гии без соб­с­т­вен­но­го «нап­ря­же­ния» спон­тан­но нап­рав­ля­ет­ся в этот един­с­т­вен­но от­к­ры­тый ка­нал. Ес­ли я хо­чу что-то рас­смот­реть вни­ма­тель­но, то от­к­лю­чаю от соз­на­тель­но­го все чув­с­т­ва, за ис­к­лю­че­ни­ем зре­ния. При этом по­вы­ше­ние оп­ти­чес­ко­го раз­д­ра­же­ния про­ис­хо­дит са­мо по се­бе, по­доб­но по­вы­ше­нию уров­ня во­ды в во­до­еме при пе­рек­ры­тии свя­зан­ных с ним ка­на­лов. Сле­до­ва­тель­но, не­рав­ное тор­мо­же­ние - сущ­ность каж­до­го дей­с­т­вия. Во­ля не ло­ко­мо­тив, ле­тя­щий по рель­сам, а, по­жа­луй, стре­лоч­ник, пе­рек­лю­ча­ющий энер­гию на един­с­т­вен­ный путь, от­к­ры­тый для ее про­яв­ле­ния. По­ла­гаю, что этот вы­вод дей­с­т­ви­те­лен для всех ви­дов «акций», зна­чит, и для фи­зи­оло­ги­чес­ких. Ин­нер­ва­ция оп­ре­де­лен­ной мус­куль­ной груп­пы ре­зуль­ти­ру­ет­ся толь­ко при тор­мо­же­нии ан­та­го­нис­тов. Это по­ло­же­ние, от­но­ся­ще­еся ко всем пси­хи­чес­ким и слож­ным фи­зи­оло­ги­чес­ким про­цес­сам, обос­но­вы­ва­ет роль тор­мо­же­ния при­ми­тив­ных тен­ден­ций в удов­лет­во­ре­нии ин­с­тин­к­тов и встра­ива­ет­ся в пси­хо­ана­ли­ти­чес­кую те­орию.

3. Оши­боч­но ут­вер­ж­де­ние Алек­сан­де­ра о том, что Фрейд пос­ту­ли­ру­ет в сис­те­ме соз­на­тель­но­го или на его гра­ни­це роль цен­зу­ры как ис­к­лю­чи­тель­но ак­тив­ную де­ятель­ность. Фрейд тол­ко­вал де­ятель­ность цен­зу­ры толь­ко как вы­бор нап­рав­ле­ния ин­с­тин­к­тов, в то вре­мя как бо­лее вы­со­кие ин­с­тан­ции оза­бо­че­ны толь­ко рас­по­ря­же­ни­ем име­ющих­ся ин­с­тин­к­тив­ных сил.

4. По­ла­гаю те­перь оче­вид­ным, что Фрейд ни­ког­да не счи­тал, буд­то пред­соз­на­тель­ное об­ла­да­ет соб­с­т­вен­ны­ми мо­тор­ны­ми си­ла­ми, вклю­чая мус­ку­ла­ту­ру. Пред­соз­на­тель­ное, по­доб­но стре­лоч­ни­ку, раз­ре­ша­ет или зак­ры­ва­ет мо­тор­ный от­ток ин­с­тин­к­тив­ных сил, ко­ре­ня­щих­ся в глу­би­нах пси­хи­ки.

5. Ра­зу­ме­ет­ся, эта пси­хо­ана­ли­ти­чес­кая кон­цеп­ция дей­с­т­ви­тель­на для всех «выс­ших», «со­ци­аль­ных», «ду­хов­ных» фун­к­ций пред­соз­на­тель­но­го, зна­чит, так­же для ин­тел­лек­та, мо­ра­ли, эс­те­ти­ки. По это­му по­во­ду Фрейд за­ме­тил, что «стрем­ле­ние че­ло­ве­ка к со­вер­шен­с­т­ву» - не что иное, как не­из­мен­но пов­то­ря­юща­яся ре­ак­ция про­тив жи­ву­щих в бес­соз­на­тель­ном и тре­бу­ющих удов­лет­во­ре­ния при­ми­тив­ных амо­раль­ных ин­с­тин­к­тов. Тор­мо­же­ние ин­с­тин­к­тов, та­ким об­ра­зом, - ис­чер­пы­ва­ющая роль пред­соз­на­ния, да­же при ка­жу­щей­ся его са­мос­то­ятель­нос­ти.

6. При­ве­ден­ные рас­суж­де­ния не ис­к­лю­ча­ют, что на очень ран­ней ста­дии, мо­жет быть, в мо­мент воз­ник­но­ве­ния жиз­ни, не­ко­то­рые тен­ден­ции к удов­лет­во­ре­нию ин­с­тин­к­тов дос­ти­га­ют срав­ни­тель­ной ав­то­но­мии в ка­чес­т­ве «инстин­к­тив­ной ре­ге­не­ра­ции жиз­ни, ее про­дол­же­ния и со­вер­шен­с­т­во­ва­ния», про­ти­вос­тоя эго­ис­ти­чес­ким про­яв­ле­ни­ям ин­с­тин­к­тов ус­по­ко­ен­нос­ти и смер­ти.

Итак, воп­ре­ки взгля­дам Алек­сан­де­ра, мож­но пол­нос­тью при­нять идею Фрей­да о са­мос­то­ятель­но ор­га­ни­зо­ван­ных, им­ма­нен­т­ных ин­с­тин­к­тах жиз­ни. Соз­на­вая при этом из­на­чаль­но эк­со­ген­ное про­ис­хож­де­ние этих ин­с­тин­к­тов, мож­но из­бе­жать опас­нос­ти мис­ти­циз­ма и па­де­ния до уров­ня «мис­ти­чес­кой эво­лю­ции соз­да­ния» (Бер­г­сон). Пох­валь­ная склон­ность Алек­сан­де­ра к сох­ран­нос­ти мо­низ­ма го­раз­до прив­ле­ка­тель­нее, кор­рек­т­ней и эв­рис­ти­чес­ки на­деж­ней ис­сле­до­ва­ния кон­ф­лик­тов меж­ду про­ти­во­бор­с­т­ву­ющи­ми си­ла­ми - ин­с­тин­к­та­ми и их со­дер­жа­ни­ем - до фи­ло­сов­ф­с­кой уни­фи­ка­ции ком­п­лек­са пси­хо­фи­зи­чес­кой ди­на­ми­ки. Од­нов­ре­мен­но хо­тел бы об­ра­тить вни­ма­ние на то, что са­мо по­ня­тие «мо­низм» по­ка ли­ше­но

однозначного тол­ко­ва­ния. Ко­неч­но, сре­ди нас есть мно­го счи­та­ющих се­бя «мо­нис­та­ми» по по­пыт­ке све­де­ния к эле­мен­тар­ным за­ко­но­мер­нос­тям всех яв­ле­ний пси­хи­ки, фи­зи­ки и фи­зи­оло­гии. При­ня­тие та­ких за­ко­но­мер­нос­тей для всех об­лас­тей че­ло­ве­чес­ко­го опы­та, од­на­ко, не иден­тич­но то­му мо­низ­му, ко­то­рый по­ла­га­ет воз­мож­ность объ­яс­не­ния этих яв­ле­ний на ос­но­ве од­но­го прин­ци­па.

 

12. «Массовая психология и эго-анализ» по Фрейду

Прогресс в области психологии индивидуальности

(1922)

 

Для ме­ня оче­вид­но, что пря­мо­ли­ней­ный ход прог­рес­са ве­дет в ту­пик; обе­ща­ют ус­пех лишь за­час­тую не­ожи­дан­ные и неп­ред­с­ка­зу­емые по­во­ро­ты. Я имел воз­мож­ность ус­та­но­вить этот факт, изу­чая «Три очер­ка по те­ории сек­су­аль­нос­ти» Фрей­да. Чис­то пси­хи­чес­кое ис­сле­до­ва­ние при­ве­ло ме­ня к вы­во­ду, что эта ра­бо­та яв­ля­ет­ся зна­чи­тель­ным прог­рес­сом в сфе­ре би­оло­гии, т.е. ес­тес­т­вен­но­на­уч­ной дис­цип­ли­ны, ко­то­рая не смог­ла бы до­бить­ся та­ко­го ус­пе­ха, ба­зи­ру­ясь толь­ко на сво­их соб­с­т­вен­ных дос­ти­же­ни­ях. Этот «ультрак­ви­етизм», поз­во­лю се­бе та­кое обоз­на­че­ние, оп­рав­дал се­бя не толь­ко как аль­тер­на­ти­ва объ­ек­тив­ных (естес­т­вен­но­на­уч­ных) и субъ­ек­тив­ных (пси­хо­ло­ги­чес­ких) пу­тей поз­на­ния, но и в пре­де­лах са­мой пси­хо­ло­гии. Мы толь­ко приш­ли к ус­по­ко­итель­но­му вы­во­ду о том, что ин­ди­ви­ду­аль­но пси­хо­ло­ги­чес­кие и пси­хо­ана­ли­ти­чес­кие фак­ты ле­жат в ос­но­ве «раз­гад­ки» ком­п­лек­сов мас­со­вой пси­хи­ки, как наш по­кой был пот­ря­сен но­вым опу­сом Фрей­да о «мас­со­вой пси­хо­ло­гии». В этой ра­бо­те до­ка­за­но, что ис­сле­до­ва­ние про­цес­сов мас­со­вой пси­хо­ло­гии (ми­фо­ло­гии, ре­ли­гии, ис­кус­ства и др.) поз­во­ля­ет ре­шить важ­ные проб­ле­мы ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хо­ло­гии. Важ­ней­шее дос­ти­же­ние Фрей­да при этом - ана­лиз нор­маль­ной и па­то­ло­ги­чес­кой пси­хо­ло­гии ин­ди­ви­ду­ума, выч­ле­нив­шей­ся из «мас­со­вой ду­ши». Ав­тор ис­к­лю­ча­ет ме­ха­ни­чес­кое вос­п­ри­ятие идеи о том, что мас­со­вые яв­ле­ния ха­рак­тер­ны толь­ко для боль­шо­го чис­ла от­дель­ных лиц. Он ут­вер­ж­да­ет, что та­кие же яв­ле­ния аф­фек­та­ции и ин­тел­лек­та ти­пич­ны и для не­боль­шо­го кру­га лиц, нап­ри­мер, для семьи и да­же для од­но­го че­ло­ве­ка. Ра­бо­та Фрей­да зас­тав­ля­ет нас ко­рен­ным об­ра­зом пе­рес­мот­реть оцен­ку та­ких важ­ных про­цес­сов ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хо­ло­гии, как гип­ноз и суг­гес­тия. Ес­ли преж­де объ­яс­ня­ли яв­ле­ния мас­со­вых аф­фек­тов суг­гес­ти­ей, не по­яс­няя в чем суть пос­лед­ней, то, по мне­нию Фрей­да, прос­ле­жи­вая ис­то­ри­чес­кое раз­ви­тие мас­со­вых яв­ле­ний, мож­но ус­та­но­вить воз­дей­с­т­вие вну­ше­ния од­ной лич­нос­ти на дру­гую. Гип­но­ти­чес­кое вли­яние, по Фрей­ду, из­вес­т­но с до­ис­то­ри­чес­ко­го вре­ме­ни, ког­да од­ним взгля­дом «отец ор­ды» па­ра­ли­зо­вал дей­с­т­вия соп­ле­мен­ни­ков, на­по­до­бие сов­ре­мен­но­го ин­тел­лек­ту­аль­но­го воз­дей­с­т­вия гип­но­ти­зе­ра, ог­ра­ни­чи­ва­юще­го ак­тив­ность сво­их «па­ци­ен­тов». Имен­но страх взгля­да об­ла­да­ет гип­но­ти­зи­ру­ющей си­лой, дру­гие ме­то­ды (мо­но­тон­ные зву­ки, фик­са­ция взгля­да на од­ной точ­ке) лишь от­в­ле­ка­ют соз­на­ние за­сы­па­юще­го, от­да­вая его под­соз­на­ние во власть гип­но­ти­зе­ра.

В от­ли­чие от рас­п­рос­т­ра­нен­но­го мне­ния, выс­ка­зан­но­го Бер­н­хей­мом, что гип­ноз есть фор­ма суг­гес­тии, сле­дуя Фрей­ду, мы приш­ли к убеж­де­нию, что ос­нов­ным фе­но­ме­ном яв­ля­ет­ся гип­но­ти­за­ция, объ­яс­ня­ющая суг­гес­тив­ность. Гип­но­ти­за­цию нель­зя по­ни­мать как ата­визм дет­с­ко­го стра­ха пе­ред стро­гим от­цом. Это так­же воз­в­рат к эмо­ци­ям, ко­то­рые ис­пы­ты­ва­ли на­ши до­ис­то­ри­чес­кие пред­ки, под­чи­ня­ясь во­ле «вож­дя ор­ды». Ис­сле­до­ва­ние мас­со­вой пси­хо­ло­гии соз­да­ет фи­ло­ге­не­ти­чес­кую па­рал­лель к он­то­ге­не­зу гип­но­ти­за­ции. Учи­ты­вая цен­т­раль­ную зна­чи­мость суг­гес­тии и гип­но­за в па­то­ло­гии и те­ра­пии нев­ро­зов, пе­да­го­ги­ке и пр., мы приш­ли к не­об­хо­ди­мос­ти ос­но­ва­тель­ной ре­ви­зии на­ших взгля­дов в этой об­лас­ти.

Второе су­щес­т­вен­ное от­к­ры­тие Фрей­да - но­вая сту­пень раз­ви­тия эго и ли­би­до. Нев­ро­зы, пе­ре­нос дол­гое вре­мя бы­ли един­с­т­вен­ным пред­ме­том пси­хо­ана­ли­ти­чес­ко­го ис­сле­до­ва­ния. Фрейд от­к­рыл воз­мож­ность ре­кон­с­т­рук­ции сту­пе­ней раз­ви­тия сек­су­аль­но­го ин­с­тин­к­та. Вто­рой фак­тор об­ра­зо­ва­ния нев­ро­зов - эго - пред­с­тав­лял со­бой ком­пак­т­ную мас­су, о струк­ту­ре ко­то­рой мож­но бы­ло лишь стро­ить ги­по­те­ти­чес­кие до­гад­ки. Не­ко­то­рый свет в эту тем­ную об­ласть про­ли­ло изу­че­ние нар­цис­си­чес­ких нев­роп­си­хо­зов при нор­маль­ной лю­бов­ной жиз­ни, но ус­та­нов­ле­ние под­лин­ной струк­ту­ры Я бы­ло дос­тиг­ну­то Фрей­дом лишь на ос­но­ве мас­со­во-пси­хо­ло­ги­чес­ко­го ис­сле­до­ва­ния. На бо­лее вы­со­кой сту­пе­ни, сме­нив­шей на­чаль­ный нар­цис­сизм ре­бен­ка и че­ло­ве­чес­т­ва, у ин­ди­ви­да по­яв­ля­ет­ся «иде­ал Я», т.е. об­ра­зец, с ко­то­рым он со­из­ме­ря­ет все свои дей­с­т­вия и свой­с­т­ва. Этот иде­ал при­ни­ма­ет на се­бя важ­ные фун­к­ции про­вер­ки ре­аль­но­го бы­тия, мо­ра­ли, са­мо­ана­ли­за и цен­зу­ры; кро­ме то­го, он вли­я­ет на то, что под­ле­жит под­соз­на­тель­но­му вы­тес­не­нию - су­щес­т­вен­ный фак­тор об­ра­зо­ва­ния нев­ро­зов. Па­рал­лель­но про­ис­хо­дит соб­с­т­вен­но ли­би­доз­ный про­цесс, пред­с­тав­ля­ющий со­бой осо­бую фа­зу раз­ви­тия меж­ду нар­цис­сиз­мом и лю­бовью к объ­ек­ту (точ­нее - меж­ду еще ак­тив­ны­ми ораль­ны­ми и са­дис­ти­чес­ки-аналь­ны­ми фор­ма­ми и лю­бовью к объ­ек­там). Эта осо­бая фа­за име­ну­ет­ся иден­ти­фи­ка­ци­ей. В хо­де про­цес­са объ­ек­ты уже не ре­аль­ны, а во­об­ра­жа­емы, их ка­чес­т­ва из­в­ле­ка­ют­ся («ин­т­ро­еци­ру­ют­ся») из внеш­не­го ми­ра и при­да­ют­ся соб­с­т­вен­но­му Я. Пе­ре­ки­ды­ва­емый от Я к внеш­не­му ми­ру мос­тик соз­да­ет пе­ре­ход че­рез иден­ти­фи­ка­цию люб­ви к кон­к­рет­но­му объ­ек­ту. Не ис­к­лю­че­на и об­рат­ная рег­ра­да­ция до фа­зы иден­ти­фи­ка­ции, что ха­рак­тер­но для оп­ре­де­лен­ной па­то­ло­гии и по­ка не­яс­ных фак­тов мас­со­во­го пси­хо­за. Ра­зу­ме­ет­ся, та­ким об­ра­зом от­к­ры­ва­ет­ся даль­ней­шая пер­с­пек­ти­ва изу­че­ния но­вой фа­зы раз­ви­тия Я и ли­би­до, осо­бен­но в час­ти не­дос­та­точ­но ис­сле­до­ван­ных яв­ле­ний ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хо­ло­гии и пси­хо­па­то­ло­гии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.