Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шандор Ференци 7 страница






Автор наз­вал сво­его ге­роя Мюл­ле­ра-Вель­т­лей­на «иска­те­лем душ» и ос­т­ро­ум­но изоб­ра­зил его в ви­де ге­ни­аль­но­го шу­та, так что чи­та­те­лю впо­ру раз­би­рать­ся са­мос­то­ятель­но, где дей­с­т­ву­ет шут, а где - ге­ний.

Вот так Грод­дек - он же Вель­т­лейн - мо­жет от­к­ро­вен­но бе­се­до­вать с пуб­ли­кой, не пре­тен­дуя на «на­уч­ность» из­ло­же­ния. Пусть воз­му­щен­ный бур­жуа тре­бу­ет для ав­то­ра сми­ри­тель­ной ру­баш­ки; ав­тор ведь толь­ко шу­тит, и хра­ни­те­лям мо­ра­ли ос­та­ет­ся од­но - де­лать вид, что им то­же хо­чет­ся пос­ме­ять­ся. Вос­пи­та­тель­ное зна­че­ние этой кни­ги сос­то­ит в том, что по­доб­но Свиф­ту, Раб­ле, Баль­за­ку ав­тор об­на­ру­жи­ва­ет под пи­етиз­мом и хан­жес­т­вом на­ше­го вре­ме­ни под­лин­ное, скры­тое мас­кой ли­цо жес­то­кос­ти и раз­в­ра­та. Ду­маю, что это по­ни­ма­ют мно­гие мыс­ли­те­ли, вра­чи и на­тур­фи­ло­со­фы.

О со­дер­жа­нии ро­ма­на труд­но го­во­рить, при­во­дя из не­го вы­дер­ж­ки. Ге­рой - ста­рый хо­лос­тяк, ве­ду­щий упо­ря­до­чен­ный оди­но­кий об­раз жиз­ни, вне­зап­но на­ру­шен­ный по­яв­ле­ни­ем ов­до­вев­шей сес­т­ры с доч­кой. О том, что про­ис­хо­дит меж­ду этой доч­кой и ге­ро­ем, мы мо­жем толь­ко ту­ман­но до­га­ды­вать­ся. Во­юя с кло­па­ми, ко­то­рые за­ве­лись в до­ме, наш ге­рой «схо­дит с ума», а точ­нее ос­во­бож­да­ет­ся от всех со­ци­аль­ных оков - пра­ва на нас­лед­с­т­во, пра­вил по­ве­де­ния, вос­пи­та­ния и пр. Он как бы ста­но­вит­ся дру­гим че­ло­ве­ком, ме­няя да­же имя, но бла­го­да­ря сво­ему сос­то­янию и ста­рым свя­зям, да­же бу­ду­чи бро­дя­гой, име­ет дос­туп в выс­шие об­щес­т­вен­ные кру­ги. Там он ши­ро­ко поль­зу­ет­ся сво­бо­дой шу­та и го­во­рит всем прав­ду. Без сом­не­ния, чи­та­тель раз­бе­рет­ся в ис­тин­ных мыс­лях Грод­де­ка, скры­ва­емых под кол­па­ком с ко­ло­коль­чи­ка­ми. Ав­тор по­ме­ша­ет ге­роя в по­ли­цей­с­кую тюрь­му, в ме­щан­с­кий ке­гель-клуб, в боль­нич­ную па­ла­ту. Мы ви­дим его в зо­оло­ги­чес­ком са­ду, в кар­тин­ной га­ле­рее, на на­род­ном соб­ра­нии, на кон­г­рес­се фе­ми­нис­ток, сре­ди отъ­яв­лен­ных прос­ти­ту­ток, шу­ле­ров и шан­та­жис­тов, в ва­го­не 4-го клас­са, да­же на по­пой­ке у прус­ско­го крон­п­рин­ца. Всю­ду он ве­дет се­бя как под­лин­ный «анфан тер­рибль», ко­то­рый все при­ме­ча­ет и вы­да­ет се­бя то за муд­ро­го ре­бен­ка, то за ста­ро­го дур­ня. А лей­т­мо­ти­вом его шу­тов­с­т­ва-ду­ра­чес­т­ва яв­ля­ют­ся кро­хи вос­по­ми­на­ний о дра­ма­ти­чес­кой вой­не с кло­па­ми, сим­во­ли­ку ко­то­рой он не­од­нок­рат­но под­чер­ки­ва­ет на про­тя­же­нии ро­ма­на. И во­об­ще ра­ду­ет­ся как ре­бе­нок каж­до­му сим­во­ли­чес­ко­му срав­не­нию, что мас­тер­с­ки по­ка­за­но ав­то­ром.

Символика, ко­то­рую пси­хо­ана­лиз час­тич­но вскры­ва­ет в ви­де фак­то­ров, фор­ми­ру­ющих мыс­ли, ор­га­ни­чес­ки при­су­ща Вель­т­лей­ну, его кос­ми­чес­ко­му вос­п­ри­ятию, а сек­су­аль­ность есть центр, вок­руг ко­то­ро­го вра­ща­ет­ся весь сим­во­ли­чес­кий мир, воб­рав­ший в се­бя че­ло­ве­чес­кие же­ла­ния и меч­ты. В ми­ре гос­под­с­т­ву­ет это гран­ди­оз­ное един­с­т­во, а раз­д­во­ение ду­ши и те­ла - лишь су­еве­рие. Ду­ма­ет все те­ло: фор­мой усов, мо­золью на но­ге; да­же ис­п­раж­не­ния мо­гут вы­ра­жать мысль. Ду­ша «за­ра­жа­ет­ся» те­лом, те­ло - со­дер­жа­ни­ем ду­ши», о не­ко­ем Я го­во­рить бес­смыс­лен­но. Силь­ней­шие «за­ра­же­ния» - сек­су­аль­ные. Кто не хо­чет в со­зи­да­нии ви­деть эро­ти­ку, ста­но­вит­ся бли­зо­ру­ким; не­чув­с­т­ву­ющие аро­ма­та му­ча­ют­ся нас­мор­ком; эро­ген­ные зо­ны мо­гут быть пред­с­тав­ле­ны фор­ма­ми ли­ца, нап­ри­мер, двой­ным под­бо­род­ком. Свя­щен­ник «пас­тор­с­ки за­ра­жа­ет­ся» сво­ей ря­сой; не жен­щи­на вя­жет чу­лок, а ру­ко­дельи низ­во­дит жен­с­кий пол до сос­то­яния жал­ко­го нич­то­жес­т­ва. Выс­шая де­ятель­ность че­ло­ве­ка - ро­ды; ду­хов­ные уси­лия муж­чи­ны - лишь сме­хот­вор­ные по­пыт­ки под­ра­жа­ния это­му твор­чес­ко­му ак­ту. Меч­та о рож­де­нии де­тей нас­толь­ко про­ни­зы­ва­ет че­ло­ве­чес­кие стрем­ле­ния, что от­ра­жа­ет­ся те­лес­но в ви­де туч­нос­ти: «стать жир­ным мож­но лишь из-за не­удов­лет­во­рен­но­го же­ла­ния ро­дить ре­бен­ка». Да­же бо­лез­ни и ра­ны яв­ля­ют­ся не толь­ко ис­точ­ни­ка­ми стра­да­ний - че­рез них че­ло­век поз­на­ет «пи­та­ющую си­лу со­вер­шен­с­т­ва».

Наиболее уют­но Вель­т­лей­ну в дет­с­кой ком­на­те, где он ве­се­лит­ся вмес­те с деть­ми и ра­ду­ет­ся про­яв­ле­ни­ям на­ив­ной эро­ти­ки. И на­ибо­лее гру­бо выс­ту­па­ет про­тив уче­ных, осо­бен­но про­тив вра­чей, чья ог­ра­ни­чен­ность яв­ля­ет­ся из­люб­лен­ной ми­шенью его ос­т­рот. С лег­кой иро­ни­ей он кри­ти­ку­ет дог­ма­ти­ку пси­хо­ана­ли­ти­ков, но это выг­ля­дит неж­нос­тью по срав­не­нию с жес­т­кой са­ти­рой, с ко­то­рой он гро­мит «школь­ных пси­хи­ат­ров».

В кон­це ро­ма­на мы с со­жа­ле­ни­ем уз­на­ем о ги­бе­ли это­го ве­се­ло­го стра­даль­ца в ре­зуль­та­те же­лез­но­до­рож­ной ка­тас­т­ро­фы. Но да­же смерть ге­роя ав­тор изоб­ра­жа­ет с при­су­шим ему ци­низ­мом: про­па­ла го­ло­ва Вель­т­лей­на, и иден­тич­ность мож­но ус­та­но­вить толь­ко по де­та­лям уце­лев­ших ос­тан­ков те­ла, что пы­та­ет­ся сде­лать, как ни стран­но, его пле­мян­ни­ца.

Таково свер­х­к­рат­кое из­ло­же­ние со­дер­жа­ния это­го «пси­хо­ана­ли­ти­чес­ко­го ро­ма­на». Мож­но не сом­не­вать­ся, что Грод­дек - Вель­т­лейн бу­дет «пос­мер­т­но ин­тер­п­ре­ти­ро­ван, ком­мен­ти­ро­ван, ошель­мо­ван и лож­но по­нят», на­по­до­бие Раб­ле в «Озор­ных рас­ска­зах». Но ведь сох­ра­ни­лись Пан­таг­рю­эль и Гар­ган­тюа! Так, мо­жет быть, ког­да-ни­будь спра­вед­ли­вость вы­па­дет и на до­лю Вель­т­лей­на.

 

9. К психоанализу паралитического нарушения психики

Вопросы теории

(1922)

 

Посредством пси­хо­ана­ли­за воз­мо­жен под­ход к проб­ле­ме па­ра­ли­ти­чес­ко­го на­ру­ше­ния пси­хи­ки с раз­лич­ных по­зи­ций. По­ла­гаю, что на­ибо­лее вер­ной ис­ход­ной по­зи­ци­ей мож­но счи­тать связь меж­ду те­лес­ны­ми за­бо­ле­ва­ни­ями и сос­то­яни­ем пси­хи­ки. Все, че­му в этом от­но­ше­нии учит опи­са­тель­ная пси­хи­ат­рия, мож­но свес­ти к три­ви­аль­но­му афо­риз­му: «в здо­ро­вом те­ле здо­ро­вый дух», т.е. есть та­кие на­ру­ше­ния пси­хи­ки, ко­то­рые яв­ля­ют­ся не­пос­ред­с­т­вен­ным след­с­т­ви­ем те­лес­ных за­бо­ле­ва­ний и пов­реж­де­ний. Но как ре­али­зу­ет­ся эта за­ви­си­мость, доф­рей­до­ва пси­хи­ат­рия не мог­ла объ­яс­нить, да и пси­хо­ана­лиз на­чал за­ни­мать­ся этой проб­ле­мой толь­ко пос­ле от­к­ры­тия нар­цис­сиз­ма (Фрейд, 1914).

Одним из мо­ти­вов, по­бу­див­ших Фрей­да рас­смат­ри­вать нар­цис­сизм, т.е. ли­би­доз­ное от­но­ше­ние к соб­с­т­вен­но­му Я, не в ви­де страс­т­ной пер­вер­сии, а как об­ще­че­ло­ве­чес­кое ка­чес­т­во, яв­ля­лось пси­хи­ат­ри­чес­кое сос­то­яние лю­дей в пе­ри­од те­лес­ной ин­ва­лид­нос­ти. (Дос­той­ную оцен­ку мо­ти­ва за­бо­ле­ва­ния Фрейд дал, сос­лав­шись на ус­т­ное за­яв­ле­ние ав­то­ра это­го эс­се). Боль­ной че­ло­век те­ря­ет ин­те­рес к объ­ек­там ок­ру­жа­юще­го ми­ра, об­ра­щая лю­бовь на са­мо­го се­бя. За­бо­лев­ший ор­ган пог­ло­ща­ет все вни­ма­ние боль­но­го. Он ста­но­вит­ся «нар­цис­си­чес­ким», т.е. от­б­ра­сы­ва­ет­ся бо­лез­нью на уро­вень дет­с­ко­го вос­п­ри­ятия жиз­ни. Раз­ви­вая эту мысль, ав­тор раз­де­ла опи­сы­вал кар­ти­ну за­бо­ле­ва­ния при па­то­нев­ро­зе (т.е. при спе­ци­аль­ном нар­цис­си­чес­ком нев­ро­зе, пос­лед­с­т­ви­ем ко­то­ро­го мо­жет быть за­бо­ле­ва­ние или пов­реж­де­ние жиз­нен­но важ­ных ор­га­нов, осо­бен­но эро­ген­ных зон). Глав­ный вы­вод из те­ории об­ра­зо­ва­ния па­то­нев­ро­зов сос­то­ит в том, что не толь­ко в Я в це­лом, но и са­мом боль­ном ор­га­не (или в его пси­хи­чес­ком пред­с­та­ви­те­ле) мо­жет на­кап­ли­вать­ся ли­би­до, вы­пол­ня­ющее оп­ре­де­лен­ные фун­к­ции в ор­га­ни­чес­кой ре­ге­не­ра­ции и ле­че­нии. На­ше пред­по­ло­же­ние бы­ло под­т­вер­ж­де­но наб­лю­де­ни­ями трав­ма­ти­чес­ких нев­ро­зов во вре­мя вой­ны (см. сб. «К пси­хо­ана­ли­зу во­ен­ных нев­ро­зов», статьи Фрей­да, Фе­рен­ци, Аб­ра­ха­ма, Зим­ме­ля, Джон­са). Бы­ло ус­та­нов­ле­но, что кон­ту­зия с од­нов­ре­мен­ным тя­же­лым ра­не­ни­ем поч­ти не вы­зы­ва­ет трав­ма­ти­чес­ко­го нев­ро­за, в то вре­мя как трав­ма без пов­реж­де­ния те­ла ве­дет к нев­ро­зу. Этот ка­жу­щий­ся па­ра­докс объ­яс­ним, ес­ли пред­по­ло­жить, что мо­би­ли­зо­ван­ные трав­мой нар­цис­си­чес­кие ли­би­до, оп­ре­де­ля­емые пси­хо­ана­ли­зом как при­чи­ны трав­ма­ти­чес­ких нев­ро­зов, при од­нов­ре­мен­ном ра­не­нии «па­то­нев­ро­ти­чес­ки» при­вя­за­ны к пов­реж­ден­но­му ор­га­ну и, сле­до­ва­тель­но, не сво­бод­ны и ли­ше­ны нев­ро­зо­ген­но­го дей­с­т­вия. На­ко­нец из­вес­т­но, что ра­не­ние и за­бо­ле­ва­ние эро­ген­ных зон мо­жет выз­вать тя­же­лые пси­хо­ти­чес­кие бо­лез­ни. Об этом же сви­де­тель­с­т­ву­ет наб­лю­де­ние Фрей­да, ко­то­рый по­ла­га­ет, что тя­же­лые нар­цис­си­чес­кие пси­хо­зы чис­то пси­хо­ген­ной при­ро­ды, нап­ри­мер, ме­лан­хо­лии, не­ожи­дан­но из­ле­чи­ва­ют­ся вслед­с­т­вие од­нов­ре­мен­но­го ор­га­ни­чес­ко­го за­бо­ле­ва­ния, свя­зы­ва­юще­го из­лиш­нее ли­би­до.

Приведенные фак­ты, ка­за­лось бы, да­ле­кие от на­шей те­мы, по­мо­га­ют по­нять на­ше пред­по­ло­же­ние, что, воз­мож­но, часть сим­п­то­мов па­ра­ли­ти­чес­ко­го на­ру­ше­ния пси­хи­ки пред­с­тав­ля­ет со­бой сим­п­то­мы це­реб­раль­но­го па­то­нев­ро­за, бу­ду­чи нев­ро­ти­чес­кой ре­ак­ци­ей на пов­реж­де­ние моз­га или его фун­к­ций. Ко­неч­но, ник­то не ду­ма­ет, что мож­но не­до­оце­ни­вать важ­ней­шее зна­че­ние чис­то фи­зи­чес­ких сим­п­то­мов па­ра­ли­ча или па­ре­за в мо­тор­ной и сен­сор­ной об­лас­тях, а так­же что ряд на­ру­ше­ний пси­хи­чес­ких фун­к­ций яв­ля­ет­ся след­с­т­ви­ем ор­га­ни­чес­ких про­цес­сов. Важ­но под­чер­к­нуть, что зна­чи­тель­ной час­ти пси­хи­чес­ких сим­п­то­мов со­от­вет­с­т­ву­ет ов­ла­де­ние мас­сы ли­би­до, мо­би­ли­зо­ван­ной це­реб­раль­ным вос­па­ле­ни­ем.

Человек, не зна­ко­мый с но­вей­шей ли­те­ра­ту­рой по пси­хо­ана­ли­зу, ве­ро­ят­но, удив­лен­но спро­сит, что об­ще­го меж­ду за­бо­ле­ва­ни­ем моз­га и ли­би­до? Ведь мозг не «эро­ген­ная зо­на», пов­реж­де­ние ко­то­рой мо­жет про­во­ци­ро­вать па­то­нев­роз. Нет­руд­но оп­ро­вер­г­нуть это воз­ра­же­ние. Во-пер­вых, в пол­ном со­от­вет­с­т­вии с «те­ори­ей сек­су­аль­нос­ти», нет ни од­но­го ор­га­на, чье воз­буж­де­ние или сот­ря­се­ние не выз­ва­ло бы со­воз­буж­де­ния сек­су­аль­нос­ти. Да­лее: есть вес­кие ос­но­ва­ния для ут­вер­ж­де­ния, что имен­но мозг и его фун­к­ции осо­бен­но охот­но вос­п­ри­ни­ма­ют нар­цис­си­чес­ко-ли­би­доз­ное за­ме­ще­ние. Из­вес­т­но, что пе­ри­фе­рий­ные эро­ген­ные зо­ны в хо­де раз­ви­тия от­ка­зы­ва­ют­ся от боль­шей час­ти са­мо­удов­лет­во­ре­ния в поль­зу ве­ду­щей (ге­ни­таль­ной) зо­ны, ста­но­вя­щей­ся при­ма­том по от­но­ше­нию к дру­гим; так­же и мозг в хо­де раз­ви­тия ста­но­вит­ся цен­т­раль­ным ор­га­ном для фун­к­ций Я. (По мне­нию Шо­пен­га­у­эра, ин­тел­лект и его ор­ган - мозг яв­ля­ет­ся про­ти­во­по­лож­ным по­лю­сом от­но­си­тель­но сек­су­аль­нос­ти и ее ор­га­на.) Я от­ме­тил в статье «Фе­но­мен ма­те­ри­али­за­ции ис­те­рии», что важ­ней­шим ре­зуль­та­том ор­га­ни­чес­ко­го раз­ви­тия бы­ло раз­де­ле­ние тру­да меж­ду осо­бы­ми сис­те­ма­ми - ап­па­ра­том пси­хи­ки, с од­ной сто­ро­ны, и ор­га­на­ми для вы­ве­де­ния из ор­га­низ­ма масс сек­су­аль­но­го воз­буж­де­ния - с дру­гой, и что ге­ни­та­лии ста­но­вят­ся цен­т­раль­ным ор­га­ном эро­тиз­ма. В то вре­мя, как ге­ни­та­лии, бу­ду­чи ис­пол­ни­тель­ным ор­га­ном, но­сят от­к­ро­вен­но сек­су­аль­ный ха­рак­тер, нар­цис­си­чес­ки-ли­би­доз­ный от­те­нок, соп­ро­вож­да­ющий все выс­шие пси­хи­чес­кие ак­ты, мо­жет быть опоз­нан толь­ко по оп­ре­де­лен­ным пси­хо­па­то­ло­ги­чес­ким про­цес­сам. Мы по­ла­га­ем, что ме­та­лю­эти­чес­кая аф­фек­ция моз­га про­во­ци­ру­ет не толь­ко «явле­ния про­ры­ва», но так­же в за­ви­си­мос­ти от ви­да трав­мы на­ру­ше­ние рав­но­ве­сия нар­цис­си­чес­ко­го ли­би­до, что вы­ра­жа­ет­ся в сим­п­то­мах па­ра­ли­ти­чес­ко­го на­ру­ше­ния пси­хи­ки. Это пред­по­ло­же­ние зас­лу­жи­ва­ет не­ко­то­ро­го до­ве­рия толь­ко в том слу­чае, ес­ли оно ве­дет к по­ни­ма­нию от­дель­ных сим­п­то­мов па­ра­ли­ча и об­ще­го хо­да бо­лез­ни. Но ти­пич­ные фа­зы па­ра­ли­ча дол­ж­ны быть в свя­зи с этим под­вер­г­ну­ты но­вой про­вер­ке. А в це­лом мы мо­жем при­дер­жи­вать­ся схе­мы Бай­ля, раз­ра­бо­тан­ной сто лет на­зад, сог­лас­но ко­то­рой па­ра­лич про­хо­дит фа­зы на­чаль­ной деп­рес­сии, ма­ни­акаль­но­го воз­буж­де­ния, па­ра­но­ичес­ко­го бре­да и вре­мен­но­го по­ме­ша­тель­с­т­ва.

Часто па­ра­лич на­чи­на­ет­ся с сим­п­то­мов, при­ни­ма­емых за «нев­рас­те­нию», об­щее впе­чат­ле­ние о ко­то­рых скла­ды­ва­ет­ся из приз­на­ков сни­же­ния фи­зи­чес­кой и пси­хи­чес­кой ак­тив­нос­ти. Ве­ро­ят­но, это един­с­т­вен­ная фа­за, про­яв­ля­юща­яся ис­к­лю­чи­тель­но в нер­в­ных сры­вах, на ко­то­рые час­то не об­ра­ща­ют вни­ма­ния. Лишь поз­д­нее об­ра­ща­ют­ся к по­мо­щи вра­ча в свя­зи с тем, что та­кие сры­вы ком­пен­си­ру­ют­ся по­дав­лен­ным сос­то­яни­ем. Из мно­го­чис­лен­ных сим­п­то­мов во вре­мя «нев­рас­те­ни­чес­ко­го» пе­ри­ода осо­бен­но по­ка­за­тель­но сни­же­ние ге­ни­таль­но­го ли­би­до и по­тен­ции. По опы­ту дру­гих за­бо­ле­ва­ний, осо­бен­но трав­ма­ти­чес­ких нев­ро­зов, мы мо­жем уве­рен­но счи­тать это приз­на­ка­ми от­хо­да ли­би­доз­но­го ин­те­ре­са от объ­ек­тов сек­су­аль­нос­ти. Кро­ме то­го, этот приз­нак за­бо­ле­ва­ния под­го­тав­ли­ва­ет нас к то­му, что отоб­ран­ная от объ­ек­тов мас­са ли­би­до най­дет при­ме­не­ние в ка­кой-то иной по­зи­ции. Мне­ние о чис­то ана­то­ми­чес­ком про­ис­хож­де­нии им­по­тен­ции, нап­ри­мер, в свя­зи с про­цес­са­ми де­ге­не­ра­ции нер­в­ных цен­т­ров эрек­ции и эяку­ля­ции, поз­д­нее оп­ро­вер­га­ют­ся по­яв­ле­ни­ем эк­заль­та­ции и ре­мис­сии, при ко­то­рых воз­мож­но воз­в­ра­ще­ние юно­шес­кой си­лы по­тен­ции у муж­чин и жен­щин. Го­во­ря о при­ве­ден­ной вы­ше воз­мож­нос­ти ино­го нап­рав­ле­ния ли­би­до, под­т­вер­дим это опы­том, что при силь­ных фор­мах па­ра­ли­ча сра­зу пос­ле на­чаль­ной фа­зы час­то име­ют мес­то не­обыч­ные ипо­хон­д­ри­чес­кие ком­п­лек­сы. Па­ци­ен­ты жа­лу­ют­ся на ощу­ще­ние кам­ня в же­луд­ке, на то, что го­ло­ва ка­жет­ся пус­той, что об­г­ры­зен член и т.д. Сог­лас­но Фрей­ду, та­кие яв­ле­ния при ипо­хон­д­рии объ­яс­ня­ют­ся нар­цис­си­чес­ким нев­ро­зом и бо­лез­нен­ным на­коп­ле­ни­ем нар­цис­си­чес­ко­го ли­би­до в ор­га­нах те­ла. До­ба­вим, что ипо­хон­д­рии бы­ва­ют не толь­ко у лиц с ана­то­ми­чес­ки не­пов­реж­ден­ны­ми ор­га­на­ми (что ха­рак­тер­но для обыч­ной нев­ро­ти­чес­кой ипо­хон­д­рии), но и у лю­дей с пов­реж­де­ни­ями те­ла и за­бо­ле­ва­ни­ями, ког­да мо­би­ли­зо­ван­ная «про­тив зах­ва­та» ор­га­ни­чес­ко­го про­цес­са мас­са ли­би­до пре­вы­ша­ет тре­бу­емую для из­ле­че­ния ве­ли­чи­ну и тре­бу­ет пси­хи­чес­ко­го ре­гу­ли­ро­ва­ния. Это ха­рак­тер­но для па­то­нев­ро­зов; вспыш­ка ипо­хон­д­ри­чес­ко­го син­д­ро­ма при деп­рес­сив­ном па­ра­ли­че яв­ля­ет­ся воз­мож­ным ар­гу­мен­том в поль­зу приз­на­ния па­то­нев­ро­ти­чес­кой ос­но­вы па­ра­ли­ти­чес­ко­го на­ру­ше­ния пси­хи­ки. Нев­рас­те­ни­чес­ко-ипо­хон­д­ри­чес­кая на­чаль­ная ста­дия па­ра­ли­ча ос­та­ет­ся во мно­гих слу­ча­ях ла­тен­т­ной, и боль­ные (что под­чер­ки­ва­ет Хол­лош) пре­бы­ва­ют в эй­фо­ри­чес­ком сос­то­янии, у них по­вы­ша­ет­ся де­ло­ви­тость, ос­та­нав­ли­ва­ет­ся по­тен­ция. Од­на­ко эй­фо­рия, по­вы­шен­ный ин­те­рес к ок­ру­жа­юще­му ми­ру, в том чис­ле обя­за­тель­но к объ­ек­там сек­су­аль­нос­ти яв­ля­ют­ся по­пыт­кой ком­пен­са­ции нар­цис­си­чес­ки-ипо­хон­д­ри­чес­ко­го от­с­туп­ле­ния. На са­мом де­ле ос­нов­ной ипо­хон­д­ри­чес­кий лей­т­мо­тив вре­ме­на­ми убе­ди­тель­но про­би­ва­ет­ся сквозь уси­ле­ние те­лес­ных фун­к­ций, так что нес­лож­но ра­зоб­ла­чить эй­фо­рию как «ипо­хон­д­рию с на­чаль­но по­зи­тив­ны­ми приз­на­ка­ми».

Симптомы обе­их пред­фаз, ко­то­рые не во всех слу­ча­ях дос­ти­га­ют чет­ко оп­ре­де­ля­емо­го раз­ви­тия, про­яв­ля­ют се­бя глав­ным об­ра­зом в ор­га­ни­ко-фи­зи­оло­ги­чес­кой об­лас­ти, от­в­ле­кая ре­ак­цию пси­хи­ки от чрез­мер­ных по­хот­ли­вых воз­буж­де­ний, а удав­шу­юся эй­фо­ри­чес­кую свер­х­ком­пен­са­цию па­то­нев­ро­ти­чес­кой ипо­хон­д­рии соп­ро­вож­дая чув­с­т­вом по­хо­ти. Эти две пред­фа­зы па­ра­ли­ти­чес­ко­го ак­ту­аль­но­го пси­хо­за не­об­хо­ди­мо изо­ли­ро­вать от пси­хи­чес­кой над­с­т­рой­ки, про­яв­ля­ющей се­бя пре­иму­щес­т­вен­но в сфе­ре пси­хи­ки. Па­ра­ли­ти­чес­кий ак­ту­аль­ный пси­хоз сос­то­ит из сим­п­то­мов, час­тич­но свя­зан­ных с выс­во­бож­де­ни­ем ли­би­до, час­тич­но с про­во­ци­ру­емым ор­га­ни­кой па­то­нев­ро­ти­чес­ким нар­цис­си­чес­ким по­вы­ше­ни­ем ли­би­до. Эй­фо­ри­чес­кое сос­то­яние обыч­но длит­ся не­дол­го. При пер­вых сим­п­то­мах те­лес­но-пси­хи­чес­кой не­дос­та­точ­нос­ти, ког­да ста­но­вят­ся оче­вид­ны­ми ос­лаб­ле­ние спо­соб­нос­тей, раз­но­го ро­да на­ру­ше­ния ор­га­низ­ма (за­ика­ние, па­рез сфин­к­те­ра и пр.), а так­же упа­док ин­тел­лек­ту­аль­ной де­ятель­нос­ти, рез­ко уси­ли­ва­ют­ся па­ра­ли­ти­чес­кая ме­лан­хо­лия с бес­сон­ни­цей, склон­ность к са­мо­убий­с­т­ву, не­же­ла­ние при­ни­мать пи­щу и по­те­ря ве­са, от­ли­ча­ющи­еся от пси­хо­ген­ной ме­лан­хо­лии иног­да толь­ко на­ли­чи­ем не­из­ле­чи­мых бо­лез­ней моз­га. (Не ви­жу ос­но­ва­ний для то­го, что­бы не рас­п­рос­т­ра­нять на па­ра­ли­ти­чес­кую ме­лан­хо­лию дей­с­т­вия впер­вые раз­ра­бо­тан­ной Фрей­дом пси­хо­ана­ли­ти­чес­кой те­ории, по­яс­ня­ющей ме­ха­низм пси­хо­ген­ной ме­лан­хо­лии.)

По те­ории Фрей­да, пси­хо­ген­ная ме­лан­хо­лия есть нар­цис­си­чес­кий пси­хоз. Сим­п­то­мы то­го и дру­го­го яв­ля­ют­ся пси­хи­чес­ким вы­ра­же­ни­ем серь­ез­но­го ра­не­ния и обед­не­ни­ем ли­би­до, ко­то­рые Я боль­но­го пол­нос­тью иден­ти­фи­ци­ру­ет с по­те­рей или обес­це­ни­ва­ни­ем иде­ала. Пе­чаль яв­ля­ет­ся не­осоз­нан­ной скор­бью по этим ли­ше­ни­ям, а за склон­нос­тью к са­мо­убий­с­т­ву скры­ва­ют­ся им­пуль­сы к убий­с­т­ву быв­ше­го объ­ек­та люб­ви или иден­ти­фи­ци­ру­емой с этим час­ти соб­с­т­вен­но­го Я. Дру­гие сим­п­то­мы объ­яс­ня­ют­ся рег­рес­си­ей ли­би­до на уро­вень ар­ха­ичес­кой ор­га­ни­за­ции (ораль­ная эро­ти­ка и са­дизм). Фрейд ос­тав­ля­ет от­к­ры­тым воп­рос, от­ра­жа­ют ли сим­п­то­мы толь­ко «ме­лан­хо­лию иден­ти­фи­ка­ции» или воз­ни­ка­ют так­же вслед­с­т­вие не­пос­ред­с­т­вен­но­го пов­реж­де­ния Я.

Я при­шел к вы­во­ду, что при па­ра­ли­ти­чес­кой ме­лан­хо­лии речь идет о пси­хо­зе вслед­с­т­вие не­пос­ред­с­т­вен­но­го пов­реж­де­ния Я, сим­п­то­ма­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся опе­ча­лен­ность, са­мо­уп­ре­ки и склон­ность к са­мо­унич­то­же­нию или к унич­то­же­нию час­ти са­мо­го се­бя, ко­то­рая вслед­с­т­вие бо­лез­ни моз­га ли­ши­лась преж­ней спо­соб­нос­ти к дей­с­т­ви­ям, что тя­же­ло пот­ряс­ло са­мо­чув­с­т­вие и са­мо­оцен­ку боль­но­го. Па­ра­ли­ти­чес­кий ме­лан­хо­лик скор­бит о по­те­ре иде­аль­но­го Я, ис­пол­нен­но­го преж­де раз­лич­ны­ми спо­соб­нос­тя­ми.

Пока яв­ле­ния по­те­ри зат­ра­ги­ва­ют толь­ко от­дель­ные пе­ри­фе­рий­ные ор­га­ны, па­ра­ли­тик мо­жет ссы­лать­ся на от­дель­ные яв­ле­ния па­то­нев­ро­ти­чес­кой ипо­хон­д­рии или на ре­ак­тив­ную эй­фо­рию. Но ког­да про­цесс дес­т­рук­ции ох­ва­ты­ва­ет осо­бо цен­ные дей­с­т­вия Я, ин­тел­лек­та, мо­ра­ли и эс­те­ти­ки, то са­мо­вос­п­ри­ятие та­ко­го рас­па­да дол­ж­но выз­вать ощу­ще­ние по­те­ри всей сум­мы ли­би­до, что, как уже от­ме­че­но, свя­за­но с ос­лаб­ле­ни­ем бе­зуп­реч­нос­ти выс­ших ду­хов­ных фун­к­ций. Удер­жан­ная мас­са ли­би­до мо­жет еще обес­пе­чи­вать за­щи­ту Я от за­бо­ле­ва­ния; та­ким об­ра­зом, да­же по­ка­ле­чен­ное те­ло, ут­ра­та ко­неч­нос­тей и ор­га­нов чувств не обя­за­тель­но при­во­дят к нев­ро­зам. По­ка ли­би­до на­сы­ща­ет­ся ду­хов­ны­ми цен­нос­тя­ми, лю­бой те­лес­ный не­дос­та­ток вос­п­ри­ни­ма­ет­ся фи­ло­соф­с­ки, с юмо­ром или ци­низ­мом, иног­да пре­воз­мо­га­ет­ся гор­дос­тью, уп­рям­с­т­вом, над­мен­нос­тью и вы­со­ко­ме­ри­ем. Ка­ким же об­ра­зом удер­жи­ва­ет­ся ли­би­до, ес­ли оно не на­хо­дит удов­лет­во­ре­ния в де­ятель­нос­ти при­шед­ше­го в не­год­ность ор­га­низ­ма и на­ко­нец вы­тес­ня­ет­ся из пос­лед­не­го убе­жи­ща - са­мо­ува­же­ния и выс­шей оцен­ки ду­хов­но­го Я? Та­ко­ва проб­ле­ма бед­ня­ги па­ра­ли­ти­ка, с ко­то­рой он дол­жен бо­роть­ся в фа­зе ме­лан­хо­лии. Не­ко­то­рые «мик­ро­мань­яки»-паралитики му­ча­ют­ся с наз­ван­ной проб­ле­мой всю жизнь, од­на­ко боль­шая часть боль­ных «уме­ло» от нее из­бав­ля­ет­ся сред­с­т­ва­ми и ме­ха­низ­ма­ми ма­ни­акаль­но­го ве­ли­чия или (что ре­же) гал­лю­ци­на­тор­но­го пси­хо­за же­ла­ний. При­ве­ден­ные наб­лю­де­ния по­ка­зы­ва­ют, что боль­ные, как пра­ви­ло, за­ня­ты этой «за­щи­той» в сос­то­янии ма­ни­акаль­ных гал­лю­ци­на­ций; не слу­чай­но тог­да их по­ме­ша­ют в пси­хи­ат­ри­чес­кие боль­ни­цы.

Если «акту­аль­но-пси­хо­ти­чес­кая» и деп­рес­сив­но-ме­лан­хо­ли­чес­кая фа­зы час­то бы­ва­ют ла­тен­т­ны­ми и быс­т­ро про­хо­дя­щи­ми, что ок­ру­жа­ющие мо­гут счи­тать «ко­ле­ба­ни­ями нас­т­ро­ений», то бур­ные дли­тель­ные сим­п­то­мы па­ра­ли­ти­чес­кой ма­нии ве­ли­чия не ос­тав­ля­ют сом­не­ний в тя­жес­ти ду­шев­но­го за­бо­ле­ва­ния. Од­ним сло­вом, при пси­хо­ана­ли­ти­чес­ком тол­ко­ва­нии ма­ни­акаль­ных сим­п­то­мов па­ра­ли­ча мы сле­ду­ем Фрей­до­вой те­ории пси­хо­ген­ной ма­нии. Сог­лас­но этой те­ории, ма­ния оз­на­ча­ет по­бе­ду над ме­лан­хо­ли­чес­кой пе­чалью, что дос­ти­га­ет­ся рас­т­во­ре­ни­ем из­ме­нен­но­го (сле­до­ва­тель­но, пе­чаль­но обес­це­нен­но­го) иде­ала Я в нар­цис­си­чес­ком Я (см. об этом эс­се Фрей­да «Пе­чаль и ме­лан­хо­лия», а так­же ра­бо­ту «Мас­со­вая пси­хо­ло­гия и ана­лиз»).

При пси­хо­ген­ной ма­нии этот про­цесс по­ня­тен. Па­ци­ент, иден­ти­фи­ци­ру­ющий се­бя с чу­жим объ­ек­том (лич­нос­тью), при ут­ра­те ин­те­ре­са к не­му и ус­т­ра­не­нии пе­ча­ли об этой по­те­ре ос­во­бож­да­ет путь для раз­ви­тия ма­нии. Тог­да не­на­ру­шен­ное тре­бо­ва­ни­ями иде­ала нар­цис­си­чес­кое Я сно­ва ощу­тит се­бя счас­т­ли­вым. Что же про­ис­хо­дит при па­ра­ли­ти­чес­кой ме­лан­хо­лии? Мож­но ли ос­во­бо­дить­ся от ин­тег­ри­ру­ющих час­тей соб­с­т­вен­но­го Я, ес­ли они обес­це­ни­ва­ют­ся бо­лез­нью? При­ве­ден­ный вы­ше факт, что при не­ко­то­рых ка­та­то­ни­ях про­ис­хо­дит «сек­вес­т­ра­ция» те­ла из ин­тег­ри­ро­ван­но­го Я, поз­во­ля­ет ожи­дать уг­луб­ле­ния это­го про­цес­са, зат­ра­ги­ва­юще­го так­же и ду­хов­ное Я. Сог­лас­но на­шей кон­цеп­ции, это име­ет мес­то при па­ра­ли­че вслед­с­т­вие рег­рес­сии к ран­ним эта­пам раз­ви­тия Я.

В свя­зи с этим не­из­беж­на по­пыт­ка пси­хо­ана­ли­ти­ка крат­ко вос­ста­но­вить про­цесс раз­ви­тия Я. Че­ло­век, по­яв­ля­ющий­ся на свет на­де­лен­ный бе­зус­лов­ным всев­лас­ти­ем, впра­ве ожи­дать это­го в си­лу сво­бод­ных от же­ла­ний ме­ся­цев пре­бы­ва­ния в ма­те­рин­с­ком чре­ве. Уход за но­во­рож­ден­ным обес­пе­чи­ва­ет ему ви­ди­мость всев­лас­тия да­же тог­да, ког­да ок­ру­жа­ющий мир вы­нуж­да­ет его вы­пол­нять не­ко­то­рые нез­на­чи­тель­ные ус­ло­вия. Так на­чи­на­ет­ся раз­ви­тие эта­пов гал­лю­ци­на­тор­но­го всев­лас­тия, а поз­д­нее всев­лас­тия с по­мощью ма­ги­чес­кой жес­ти­ку­ля­ции. Лишь за­тем на­чи­на­ет гос­под­с­т­во­вать «прин­цип ре­аль­нос­ти», ког­да дей­с­т­ви­тель­ность зас­тав­ля­ет приз­нать ог­ра­ни­че­ния соб­с­т­вен­ных же­ла­ний (см. «Эта­пы раз­ви­тия чув­с­т­ва ре­аль­нос­ти»). Прис­по­соб­ле­ние к нор­мам куль­ту­ры тре­бу­ет так­же, в боль­шей ме­ре, чем вы­нуж­ден­ное приз­на­ние ре­аль­нос­ти, от­ка­за от нар­цис­си­чес­ко­го са­мо­ут­вер­ж­де­ния. Ок­ру­жа­ющий мир при­нуж­да­ет взрос­ле­юще­го че­ло­ве­ка не толь­ко ло­ги­чес­ки, но и вни­ма­тель­но, муд­ро, а так­же с нрав­с­т­вен­ных и эс­те­ти­чес­ких по­зи­ций оце­ни­вать и вос­п­ри­ни­мать его, бо­лее то­го, соз­да­ет си­ту­ации, тре­бу­ющие от не­го жер­т­вен­нос­ти и ге­ро­из­ма. В це­лом это раз­ви­тие от са­мо­го при­ми­тив­но­го нар­цис­сиз­ма до тре­бу­емо­го об­щес­т­вом (по край­ней ме­ре те­оре­ти­чес­ки) со­вер­шен­с­т­ва про­ис­хо­дит не пол­нос­тью спон­тан­но, а при пос­то­ян­ном нап­рав­ле­нии с по­мощью вос­пи­та­ния. Ес­ли мы рас­смот­рим идеи Фрей­да (см. «К по­яв­ле­нию нар­цис­сиз­ма» и «Мас­со­вая пси­хо­ло­гия и ана­лиз «Я») на весь про­цесс раз­ви­тия, то ус­та­но­вим, что вос­пи­та­ние де­тей и юно­шес­т­ва есть про­дол­жи­тель­ный ряд иден­ти­фи­ка­ций с вос­пи­та­те­ля­ми, при­ни­ма­емых за иде­ал. В хо­де раз­ви­тия Я их зап­ре­ты и ог­ра­ни­че­ния за­ни­ма­ют все боль­шее прос­т­ран­с­т­во; они, по Фрей­ду, яв­ля­ют­ся «ядром Я», за­яв­ля­ющем о се­бе как субъ­ек­те, объ­ек­том же кри­ти­ки ока­зы­ва­ют­ся ос­тат­ки нар­цис­си­чес­ко­го Я; кри­ти­ка сво­его Я осу­щес­т­в­ля­ет­ся со­вес­тью, цен­зу­рой, са­мо­ана­ли­зом. Каж­дое но­вое дос­ти­же­ние оз­на­ча­ет приб­ли­же­ние к не­ко­ему иде­алу и обес­пе­чи­ва­ет на­ря­ду с прак­ти­чес­кой поль­зой так­же и нар­цис­си­чес­кое удов­лет­во­ре­ние, по­вы­ше­ние чув­с­т­ва соб­с­т­вен­ной по­лез­нос­ти и стрем­ле­ние к ре­али­за­ции еще не вы­пол­нен­ных тре­бо­ва­ний иде­ала, что уве­ли­чи­ва­ет зна­чи­мость Я.

Разумеется, об­ра­щен­ное к объ­ек­там ли­би­до то­же дол­ж­но пре­тер­пе­вать не­ко­то­рые не столь стро­гие ог­ра­ни­че­ния. Нап­ри­мер, при­учать от­ка­зы­вать­ся от гру­бых на­ру­ше­ний сек­су­аль­ной мо­ра­ли (инцест, ряд из­в­ра­ще­ний). Лю­бовь к объ­ек­ту дол­ж­на быть так­же «дос­той­на Я», под­чи­ня­ясь прин­ци­пу по­лез­нос­ти и нар­цис­си­чес­ко­му са­мо­ува­же­нию. Ес­ли вслед­с­т­вие па­ра­ли­ти­чес­ко­го за­бо­ле­ва­ния моз­га на­ру­ша­ют­ся су­щес­т­вен­ные за­во­ева­ния про­цес­са раз­ви­тия, о чем со­об­ща­ет са­мо­наб­лю­де­ние, то «ядро Я» ре­аги­ру­ет на та­кую по­те­рю сво­ей цен­нос­ти сим­п­то­ма­ми па­ра­ли­ти­чес­кой ме­лан­хо­лии. Ес­ли же боль ста­но­вит­ся не­вы­но­си­мой, что бы­ва­ет ча­ще все­го, то пе­ред нар­цис­сиз­мом от­к­ры­ва­ет­ся путь рег­ра­да­ции к тем пе­ри­одам раз­ви­тия, ко­то­рые ког­да-то, нес­мот­ря на при­ми­ти­визм, со­от­вет­с­т­во­ва­ли зна­че­нию Я. Ес­ли боль­ной те­ря­ет ин­те­рес к иде­алам, вос­пи­тан­ным в нем куль­ту­рой, рег­рес­сив­но ожив­ля­ют­ся вос­по­ми­на­ния о при­ми­тив­но-нар­цис­си­чес­ких ви­дах де­ятель­нос­ти и удов­лет­во­ре­ния. Нар­цис­сизм сно­ва ока­зы­ва­ет­ся в на­деж­ном ук­ры­тии, и ему не уг­ро­жа­ет па­де­ние его сом­ни­тель­ной цен­нос­ти. При даль­ней­шем уг­луб­ле­нии па­ра­ли­ти­чес­ко­го про­цес­са, как бы гры­зу­ще­го ко­ру дре­ва жиз­ни, ог­ра­ни­чи­вая боль­но­го все бо­лее при­ми­тив­ны­ми фун­к­ци­ями, нар­цис­си­чес­кое ли­би­до рег­рес­си­ру­ет к то­му же при­ми­ти­виз­му. Это уда­ет­ся ли­би­до, пос­коль­ку ожив­ля­ет­ся юно­шес­кое и ин­фан­тиль­ное прош­лое, ког­да че­ло­век, нес­мот­ря на свою бес­по­мощ­ность, чув­с­т­во­вал се­бя са­мо­удов­лет­во­рен­ным и да­же все­силь­ным.

Мания ве­ли­чия как фа­за па­ра­ли­ча пред­с­тав­ля­ет со­бой пос­те­пен­ную рег­рес­сию нар­цис­си­чес­ко­го ли­би­до в нап­рав­ле­нии уже пре­одо­лен­ных эта­пов раз­ви­тия Я. Так на­зы­ва­емый прог­рес­си­ру­ющий па­ра­лич с по­зи­ций пси­хо­ана­ли­за яв­ля­ет­ся рег­рес­сив­ным. Итак, име­ет мес­то пос­ле­до­ва­тель­ное ожив­ле­ние юно­шес­ких и ин­фан­тиль­ных ви­дов про­вер­ки ре­аль­нос­ти и са­мок­ри­ти­ки, дви­же­ние к са­мым на­ив­ным фор­мам фан­та­зии о всев­лас­тии с ру­ди­мен­та­ми здо­ро­вой лич­нос­ти что, по Фрей­ду, ха­рак­тер­но так­же при ши­зоф­ре­ни­чес­кой ма­нии ве­ли­чия. Во вре­мя ин­тер­ва­лов, ког­да раз­ви­ва­ет­ся деп­рес­сия, раз­ру­ше­ние са­мо­вос­пи­та­ния ста­но­вит­ся час­тич­но осоз­на­ва­емым. Пред­с­тав­лен­ная схе­ма ме­ха­низ­ма воз­ник­но­ве­ния па­ра­ли­ти­чес­ко­го пси­хо­за про­яв­ля­ет­ся на­ибо­лее яр­ко в цик­лич­но раз­ви­ва­ющих­ся фа­зах за­бо­ле­ва­ния, ког­да глу­бо­кие ме­лан­хо­ли­чес­кие деп­рес­сии, про­во­ци­ру­емые пси­хи­чес­ки раз­ви­ва­ющим­ся про­цес­сом раз­ру­ше­ния, сме­ня­ют­ся сос­то­яни­ями ма­ни­акаль­но счас­т­ли­во­го са­мо­чув­с­т­вия, т.е. пе­ри­ода­ми удач­но­го са­мо­ле­че­ния. Деп­рес­сия -«кру­ше­ние ми­ра», кон­с­та­ти­ру­емая «ядром Я» при обес­це­ни­ва­нии «обще­го Я», а ма­ни­акаль­но эк­заль­ти­ро­ван­ное «воз­рож­де­ние» - ре­зуль­тат рег­рес­сии Я к при­ми­тив­ным си­ту­аци­ям, поз­во­ля­ющим пре­одо­леть упа­док ли­би­до и вер­нуть уте­рян­ное са­мо­до­воль­с­т­во.

Итак, сно­ва под­т­вер­дил­ся прог­ноз Фрей­да о том, что ана­лиз пси­хо­зов поз­во­лит об­на­ру­жить по­хо­жие ме­ха­низ­мы кон­ф­лик­тов и вы­тес­не­ния в об­лас­ти пси­хо­ло­гии Я при нев­ро­зах пе­ре­но­са. Ут­ра­та эле­мен­тов или пов­реж­де­ния Я, ко­то­рые в ма­ни­акаль­ной фа­зе не­дей­с­т­вен­ны, пол­нос­тью ана­ло­гич­ны нев­ро­ти­чес­ко­му вы­тес­не­нию и бес­соз­на­тель­но­му от­ка­зу ли­би­до со сто­ро­ны объ­ек­та. Это мо­жет слу­чить­ся в ре­зуль­та­те «ре­ком­пен­са­ции» или воз­в­ра­ще­ния к преж­не­му счас­тью сво­его дет­с­т­ва вза­мен уте­рян­но­го счас­тья осоз­на­вать пол­но­цен­ное Я в ок­ру­жа­ющем ми­ре.

При рас­смот­ре­нии с этой по­зи­ции ста­но­вят­ся бо­лее по­нят­ны­ми сим­п­то­мы па­ра­ли­ти­чес­кой ма­нии ве­ли­чия. По­нят­но так­же, по­че­му боль­ной с на­ру­шен­ной пси­хи­кой чув­с­т­ву­ет се­бя не толь­ко со­вер­шен­но здо­ро­вым, но, кро­ме то­го, изоб­ре­та­ет па­на­цею про­тив всех бо­лез­ней и обе­ща­ет лю­дям веч­ную жизнь; ведь на том пси­хи­чес­ком уров­не, к ко­то­ро­му дег­ра­ди­ро­ва­ло его Я, для это­го дос­та­точ­но буб­нить ма­ги­чес­кие сло­ва или де­лать ма­ги­чес­кие пас­сы. Сос­то­яние гал­лю­ци­на­тор­ной или ил­лю­зи­онер­с­кой рег­рес­сии поз­во­ля­ет боль­но­му, да­же имея один зуб, чув­с­т­во­вать, буд­то его рот на­пол­нен це­лы­ми ря­да­ми ве­ли­ко­леп­ных зу­бов; или нес­мот­ря на оче­вид­ную им­по­тен­цию хвас­тать­ся, что он чуть ли не соз­да­тель всех лю­дей. Для это­го ут­вер­ж­де­ния ему дос­та­точ­но все­го лишь об­ра­тить­ся к эк­с­т­ра­ге­ни­таль­ным сек­су­аль­ным ком­п­лек­сам сво­его дет­с­т­ва. Ко­лос­саль­ная по­те­ря ду­хов­но­го бо­гат­с­т­ва не при­чи­ня­ет ему бо­лез­нен­ных стра­да­ний; ведь ему уда­лось най­ти воз­ме­ще­ние, об­ра­тив­шись к ар­ха­ич­ным, ораль­ным и аналь­ным ви­дам удов­лет­во­ре­ния (тя­га к об­жор­с­т­ву, об­ма­зы­ва­нию эк­с­к­ре­мен­та­ми). Ес­ли гал­лю­ци­на­тор­ная ма­гия не по­мо­жет осоз­на­нию рас­па­да ин­ди­ви­ду­аль­нос­ти, то он прос­то ста­нет про­еци­ро­вать все неп­ри­ят­нос­ти на сво­его «со­то­ва­ри­ща» и ут­вер­ж­дать, что «тот» (а это его соб­с­т­вен­ное боль­ное те­ло) яв­ля­ет­ся боль­ным Хрис­том, а сам он - царь иуде­ев. Так, по наб­лю­де­нию Хол­ло­ша, в сре­де боль­ных по­яв­ля­ют­ся пос­ле­до­ва­тель­но граф, принц, ко­роль, бог. Каж­дая ре­аль­ная ут­ра­та ком­пен­си­ру­ет­ся по­вы­ше­ни­ем ти­ту­ла.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.